ТО и ремонт автотранспорта на предприятии
ruenuk
Украина, г.Киев,
  • Регистрация
Большинство предприятий имеет автотранспорт, подлежащий периодическому техосмотру и ремонту.
 
Техническое обслуживание
Порядок осуществления технического обслуживания и ремонтных работ автотранспортных средств, используемых субъектами предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами независимо от их форм собственности, определен в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. №102 (далее Положение № 102).
Согласно пункту 1.2 Положения №102 целью технического обслуживания и ремонта является:
- поддержание технически исправного состояния и надлежащего внешнего вида дорожных транспортных средств;
- обеспечение надежности и экономичности;
- обеспечение безопасности движения и экологической безопасности.
Техническое обслуживание (ТО) представляет собой операции или комплекс операций для поддержания работоспособности или исправности автотранспортного средства в период его использования по назначению, хранения и транспортировки (п.1.3 Положения № 102).
Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с п.3.8 Положения №102 ежедневное обслуживание, ТО и сезонное ТО автотранспорта не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам улучшения автотранспорта.
Перечень операций ТО-1 и ТО-2 представлен в приложениях А и Б к Положению №102.
 
Периодичность проведения ТО
В соответствии с п.3.9 и п.3.10 Положения №102 ТО-1 и ТО-2 рекомендуется осуществлять периодически в зависимости от пробега ДТС:
Тип дорожно-транспортного средства (ДТС)
Периодичность видов ТО, км
ежедневное
ТО-1
ТО-2
Автомобили легковые; автобусы; автомобили грузовые; автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов;
автомобили полноприводные;
прицепы
Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен
5 000
20 000
полуприцепы
4 000
16 000
Таким образом, сущность работ, связанных с ТО, заключается в том, что они направлены на поддержание автотранспортных средств в рабочем состоянии. Такие работы предусматривают наладку, регулировку, проверку и смазку рабочих агрегатов автомобилей. При этом не изменяются конструктивные характеристики автомобиля или его базовых агрегатов.
 
Бухгалтерский и налоговый учет операций ТО
В бухгалтерском учете согласно пункту 15 ПБУ 7 Основные средства расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.
В налоговом учете в соответствии с подпунктом 8.1.2 Закона о прибыли суммы расходов на проведение любых видов ремонтов увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 5 с целью амортизации.
Как было отмечено, расходы на ТО транспортных средств не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонтам, направленным на их улучшение, значит, их нельзя отнести на увеличение балансовой стоимости автомобилей. Такие расходы осуществляются с целью поддержания в рабочем состоянии автотранспорта, используемого в производственной деятельности предприятия, следовательно, включение их в состав валовых расходов правомерно согласно п.п.5.2.1 Закона о прибыли.
Что касается обслуживания легковых автомобилей, то п.п.5.4.10 Закона о прибыли никаких ограничений относительно включения в состав валовых расходов сумм расходов на ТО легковых автомобилей не предусмотрено.
В практической деятельности чаще всего техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт осуществляется водителем автомобиля. Предприятие может заключить договор со станцией техобслуживания (СТО) на выполнение таких работ и расходы, связанные с их оплатой, включать в состав валовых расходов на основании документов, выданных СТО. Работы, выполненные станцией техобслуживания, должны соответствовать перечням работ ТО-1 и ТО-2, определенным Положением №102.
 
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ТО автотранспорта рекомендуется отобразить следующим образом:
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн.
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
1
Оплачены услуги СТО
631
641/ндс
311
644
2 400
400
-
2 000
2
Отражены расходы на техническое обслуживание:
- легкового автомобиля;
92
644
631
631
500
100
-
-
- грузового автомобиля
91
644
631
631
1 500
300
-
-
 
Текущий и капитальный ремонт
Текущий ремонт автотранспорта предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Выполняется в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния транспортного средства или при наличии в нем неисправностей (п.3.12 Положения №102).
Текущим ремонтом считаются работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).
Перечень базовых агрегатов ДТС представлен в приложении Г к Положению №102.
Согласно нормам Положения №102 одновременная замена, например, коробки передач и рулевого управления рассматривается как операция текущего ремонта. Причем любой ремонт агрегатов является текущим ремонтом ДТС.
Капитальный ремонт автотранспорта предназначен для продления срока его эксплуатации и выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением каких-либо частей, в т.ч. и базовых. Он проводится в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния (п.1.3, п.3.15 Положения №102).
Под ресурсом подразумевается суммарная наработка автотранспорта с начала его эксплуатации или восстановления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние, т. е. в такое состояние, при котором его последующее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, или восстановление его неисправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой:
- кузова для автобусов и легковых автомобилей;
- рамы для грузовых автомобилей;
- одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.
 
Бухгалтерский и налоговый учет операций по текущему и капитальному ремонту
В бухгалтерском учете, расходы, осуществляемые для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии и не связанные с его улучшением, включаются в состав расходов.
Согласно п.14 ПБУ 7 Основные средства суммы расходов, связанные с улучшением объекта основных средств, увеличивают его первоначальную стоимость. Улучшение основных средств предполагает увеличение экономической эффективности от их использования в хозяйственной деятельности предприятия. Капитальным ремонтом является модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п., для автомобилей одновременная замена не менее трех базовых агрегатов. В этом случае в бухгалтерском учете балансовая стоимость автотранспортного средства увеличится на сумму стоимости установленных агрегатов и работ, связанных с их установкой. Все остальные виды ремонтов включаются в состав расходов.
В налоговом учете согласно п.п.5.3.2 Закона о прибыли расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов не включаются в состав валовых расходов. Расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других улучшений основных фондов подлежат амортизации. Таким образом, в налоговом учете как расходы, связанные с заменой рамы или кузова автомобиля, так и замена, например, стеклоочистителя будут увеличивать балансовую стоимость групп основных фондов с целью амортизации.
В соответствии с п.п.8.7.1 Закона о прибыли налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода.
Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость группы 5 или отдельных объектов основных фондов группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости групп и отдельных объектов основных фондов группы 1 на начало расчетного квартала.
Вывод из эксплуатации основных фондов любой группы на ремонт, в т. ч. и автотранспорта, должен осуществляться на основании приказа руководителя предприятия. Проведение любых видов ремонтных работ автотранспорта без соответствующего документального оформления не является доказательством вывода основных фондов из эксплуатации.
 
В бухгалтерском и налоговом учете операции текущего капитального ремонта рекомендуется отразить следующим образом:
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн.
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
1
Оплачен двигатель для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24
631
641/ндс
311
644
4 548
758
-
-
2
Оплачена рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ
631
641/ндс
311
644
6 480
1 080
-
-
3
Оприходованыдвигатель и рама
207
644
631
631
9 190
1 838
-
-
4
Оплачены услуги СТО за установку рамы и двигателя
631
641/ндс
311
644
1 800
300
-
-
5
Списан двигатель, использованный для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24 согласно акту выполненных работ
92
207
3 790
-
-*
6
Списаны расходы, связанные с заменой двигателя
92
644
631
631
550
110
-
- *
7
Списана рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ согласно акту выполненных работ
152
105
207
152
5 400
5 400
-
-*
8
Списаны расходы, связанные с заменой рамы
152
644
631
631
950
190
-
-*
9
Оплачены кольца поршневые для автомобиля МАЗ
631
641/ндс
311
644
72
12
-
-*
10
Получены и оприходованы кольца поршневые
207/скл
644
631
631
60
12
-
-
11
Выданы кольца поршневые со склада в подотчет водителя для установки
207/экс
207/скл
60
-
-
12
На основании актов списания списаны кольца поршневые с под отчета водителя
806**
9194
207/экс
806
60
60
-
п. 5.9*
13
Начислена заработная плата водителю
811
9194
661
811
20
20
-
-
14
Отражены отчисления в соцфонды (условно)
82
91
65
82
7,60
7,60
-
-
* В налоговом учете включается в состав валовых расходов в пределах 10% балансовой стоимости основных фондов группы 5 на начало года.
** В бухгалтерском учете включается в состав расходов, т.к. текущий ремонт не является улучшением автомобиля, а восстанавливает его работоспособность.
 
Замена шин и аккумуляторов
В соответствии с п.3.19 Положения №102 операции замены на дорожно-транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам их улучшения. Такие операции не относятся и к текущему ремонту, т. к. они предусматривают замену износившихся узлов новыми в соответствии с установленными нормами эксплуатации. Следовательно, расходы, связанные с приобретением и заменой шин и аккумуляторов, в бухгалтерском учете относятся к нормативным эксплуатационным расходам предприятия, связанным с использованием автотранспорта. Поэтому они не увеличивают балансовую стоимость автотранспортных средств, а в соответствии с п.7 ПБУ 16 Расходы относятся к расходам того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
В налоговом учете указанные расходы также включаются в состав валовых расходов, т. к. они не относятся к операциям, связанным с улучшением основных средств, в т. ч. и к текущему ремонту.
Основанием для списания шин являются Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97г. № 420. Для аккумуляторных батарей срок службы установлен разделом 5 Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерних батарей колесных, тракторных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 20.05.2006 г. № 489.
 
В бухгалтерском и налоговом учете операции замены шин и аккумуляторных батарей отразятся следующим образом:
№ п/п
Содержание операции
Бухгалтерский учет
Сумма, грн.
Налоговый учет
Д-т
К-т
ВД
ВР
1
Оплачены шины для грузового автомобиля
631
641/ндс
311
644
1 320
220
-
1 100
2
Оплачен аккумулятор к легковому автомобилю
631
641/ндс
311
644
108
18
-
90
3
Получены и оприходованы шины и аккумулятор
207
644
631
631
1 190
238
-
-
4
На основании актов списания списаны шины, установленные взамен износившихся
806
91
207
806
1 100
1 100
-
п. 5.9
5
На основании актов списания списан аккумулятор, установленный взамен непригодного к использованию
806
92
20
7 806
90
90
-
п. 5.9
6
Отражены расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов
377
641/ндс
91,92
311
377
377
240
200
40
-
200
7
Отражен финансовый результат
791
791
91
92
1 100
90
-
-

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа.


Защитный код
Обновить

консультации

Уставный фонд

НДС

Финансовая отчетность

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Внешнеэкономическая деятельность

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Основные разделы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь! 

S5 Box

Login

Регистрация