НДС по-новому
ruenuk
Украина, г.Киев,
  • Регистрация
До Нового года осталось десять дней.
«Праздник» приближается, но не для украинских бухгалтеров и финансовых директоров, так как в соответствии с нормами Налогового кодекса, которые вступят в силу 1 января 2015 года, с этой даты вводится система электронного администрирования НДС. Эта система предусматривает денежное обеспечение налога путем перечисления средств на НДС-счета до момента возникновения денежных обязательств по налоговой декларации.
Введение НДС-счетов с 1 января 2015 года в пределах норм действующего законодательства будет сопровождаться:
– фактической потерей налогоплательщиками остатков отрицательного значения налога и сумм бюджетного возмещения, заявленного в счет будущих платежей, по состоянию на 1 января 2015 года, то есть невозможностью уменьшить на сумму этих остатков налоговые обязательства по НДС;
– фактическим «замораживанием» суммы излишне уплаченных денежных средств по НДС, которые учитываются на лицевых счетах плательщиков налога;
– «замораживанием« оборотных средств плательщиков налога;
– зависимостью плательщиков налога от фискальных органов и казначейства в вопросах регистрации налоговых накладных и расчетов-корректировок к ним, а также уплаты НДС в бюджет;
– техническими трудностями в получении налоговых накладных в электронной форме от поставщиков и отсутствием полноценного электронного сервиса от фискальной службы в вопросах информации о зарегистрированных налоговых накладных из Единого реестра налоговых накладных.
Понимая все риски введения этой системы, бизнес и общественность уже неоднократно заявляли о необходимости отмены норм Налогового кодекса Украины в части электронного администрирования НДС(1). Однако государственная фискальная служба, пытаясь любой ценой «втянуть» страну в систему электронного администрирования с НДС-счетами, только теперь решилась на некоторые уступки.
Представители государственной фискальной службы предлагают ввести систему электронного администрирования НДС в тестовом режиме, начиная с 1 февраля 2015 года и до 1 апреля 2015 года. В упомянутый период плательщики НДС будут проводить регистрацию налоговых накладных без пополнения денежными средствами НДС-счетов. К тому же, рассматривается возможность положительного решения проблемы переноса отрицательного значения по НДС, сложившегося по состоянию на 1 января 2015 года. Так, зачисление части остатков отрицательного значения налога и непогашенных сумм бюджетного возмещения по состоянию на 01.01.2015 г.(2) (строки 24, 20.2 налоговой декларации за декабрь 2014 года и непогашенные суммы, заявленные к возмещению соответственно в строках 23.1, 23.2 налоговых деклараций прошлых периодов) проводится в уменьшение налоговых обязательств налоговых периодов, которые начинаются с 1 января 2015 года. При этом часть остатков в пределах 6/12 суммы налогового кредита, задекларированной за последние 12 календарных месяцев (за 2014 год), переносится без проверки и учитывается в расчете суммы налога, на которую плательщики будут иметь право выписывать налоговые накладные. Остальная сумма остатков может быть перенесена позднее после проведения документальной проверки (с неопределенными сроками начала и окончания таких проверок). По выбору плательщика вся сумма указанных остатков может быть возвращена (возмещена) в порядке, определенном до 1 января 2015 года. В этом случае возникает вопрос выбора: либо вся сумма подлежит возврату (возмещению), либо вся сумма может быть направлена на увеличение размера суммы налога, на которую плательщик получит право зарегистрировать налоговые накладные (с проверкой и/или без таковой). Как здесь не сказать – при всем богатстве выбора другой альтернативы (остатки и возместить, и зачесть в формулу) нет.
Кроме того, представители государственной фискальной службы предложили увеличить размер суммы, на которую плательщики будут иметь право выписывать и регистрировать налоговую накладную, на суммы:
– излишне уплаченных денежных средств (переплат налога);
– так называемого «овердрафта» – права на увеличение размера суммы, на которую плательщики налога смогут выписывать и регистрировать налоговые накладные. Сумма такого «кредита» от фискальной службы будет рассчитываться автоматически исходя из среднемесячного размера суммы налога, задекларированного плательщиком к уплате в бюджет, и погашенных денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость за предыдущие двенадцать последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов). То есть в размере среднемесячной уплаты налога плательщики будут иметь определенный запас для минимизации необходимости отвлечения оборотных средств;
– налога в налоговой накладной, зарегистрированной с опозданием, с применением штрафов в зависимости от сроков задержки в регистрации таких накладных: до 10 дней — 10%, от 10 до 30 — 20%, от 30 до 60 дней — 30%, свыше 60 дней — 40% суммы НДС. Однако до 1 апреля 2015 года эти штрафы применять не будут.
Есть и другие благоприятные предложения, а именно рассматриваются возможности:
– возврата денежных средств с НДС-счетов на текущие счета плательщиков налога в случае, если по итогам налоговой декларации у плательщика останутся средства на НДС-счете сверх суммы, подлежащей уплате в бюджет. Такой возврат будет происходить по заявлению налогоплательщиков;
– проведения автоматического бюджетного возмещения при наличии банковской гарантии сроком на один год;
– получения копии электронной налоговой накладной, зарегистрированной в системе электронного администрирования НДС, от фискального органа.
В то же время остаются нерешенными для налогоплательщиков многие другие важные вопросы.
Не установлена ответственность фискальных органов за технические сбои, за ошибки при исчислении результата формулы, за неправомерное списание средств с НДС-счета в бюджет, за «ручное вмешательство» в систему (примеров которого предостаточно в современной практике). Усложнено предоставление доказательств неправомерных действий фискальных органов при обжаловании таких действий в части регистрации налоговых накладных в судебных инстанциях.
Осталась непрозрачной процедура бюджетного возмещения, что создает предпосылки для дальнейшей невозможности своевременного возмещения НДС из бюджета. Такие процедуры должны сопровождаться штрафными санкциями за несвоевременность проведения возмещения налога из бюджета. Ответственность должна устанавливаться как для фискальных органов за несвоевременность проведения проверок и предоставления заключений/реестров Казначейству, так и для Казначейства — за несвоевременно перечисленные средства из бюджета.
Продолжается практика проверок реальности хозяйственных операций и непризнания налогового кредита (проблема, по крайней мере, двух схем уклонения от уплаты НДС остается).
Между тем, введение системы электронного администрирования с НДС-счетами, кроме нарушения права собственности плательщиков налога на денежные средства, отвлекаемые на пополнение НДС-счетов до момента их перечисления в бюджет, имеет непрозрачный механизм их использования государством и не обеспечивает достижение основной цели Правительства и фискальных органов — преодоление такого явления, как «налоговые ямы», а также не уничтожает коррупцию в фискальных органах. «Налоговые ямы» являются следствием как несовершенства существующей системы налогообложения, так и высокого уровня коррупции и безответственности должностных лиц органов государственной власти. Причины пользования схемами уклонения от налогообложения представителями реального бизнеса – высокая нагрузка на заработную плату, несправедливая система распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками, высокое фискальное давление на бизнес, отсутствие действенных механизмов защиты прав субъектов хозяйствования в административном или судебном порядке и т.п. Схемы уклонения от налогообложения будут трансформироваться, изменяться, но останутся, пока не будет применен комплексный подход к решению проблемы «налоговых ям».
Предложенные государственной фискальной службой смягчения к электронной системе администрирования НДС для плательщиков налога в соответствии с предложениями ГФС, с одной стороны, улучшают условия для плательщиков НДС по сравнению с более жесткими нормами Законов № 1621 и № 1690. С другой стороны, включение остатков возмещения и отрицательного значения в расчет формулы и возврат средств с электронного счета на текущий счет создают более благоприятные условия не только для добросовестных налогоплательщиков, но и для дальнейшего существования «налоговых ям», что вообще ставит под сомнение целесообразность и эффективность этой системы.

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа.


Защитный код
Обновить

консультации

Уставный фонд

НДС

Финансовая отчетность

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Внешнеэкономическая деятельность

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Основные разделы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь! 

S5 Box

Login

Регистрация