"Нулевые" предприятия: отчетность и ЗП директора
ruenuk
Украина, г.Киев,
  • Регистрация

Предприятия по разным причинам могут столкнуться с ситуацией отсутствия деятельности (как вновь, так и те, что созданы давно), и соответственно с вопросом необходимости подачи нулевых отчетов и деклараций, и выплаты или невыплаты зарплаты директору.

Предприятия с нулевыми оборотами должны подавать отчеты:

- Декларация по налогу на прибыль предприятия - плательщики на общей системе налогообложения;
   - Декларация по единому налогу - плательщики единого налога;

- Декларация по НДС - плательщики НДС;

- Отчет по виноградарству;

- Экологический сбор;

- Декларация по использованию воды;

- 1 ДФ - в случае если предприятие стало нулевым не с первого числа отчетного квартала;

- Отчет по ЕСВ - в случае если предприятие стало нулевым не с первого числа отчетного месяца;

- Ведомость распределения численности (фонд несчастных случаев) - в случае если предприятие стало нулевым не с первого числа отчетного года.

Начислять ли директору заработную плату при отсутствии деятельности?

Средства у таких предприятий отсутствуют.

В случае, если предприятие не вело деятельность, налогоплательщики, как правило, использовали один из трех самых популярных вариантов действий:

- сообщалось Управление пенсионного фонда/ГНИ/ДФС об отсутствии деятельности предприятия и в связи с этим заработная плата не начисляется;

- освобождался директор, функции директора исполнял учредитель на безвозмездной основе;

- начисление директору заработной платы, меньше минимального размера.

По каждому варианту есть свои плюсы и минусы.

Трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. (Ст.21 КЗоТ) . В ст.24 КЗоТ заключения трудового договора оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на роботу.   Ст. 95 КЗоТ определяет, что заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им роботу. Ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» определяет, что заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за выполненную им работу. Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Вариант первый является легким в исполнении, от предприятия не требовалось никаких регистрационных действий, но имеет нюансы. Согласно документам руководящим органом и штатной единицей предприятия оставался директор. Поскольку предприятие деятельности не вело, как правило, в табеле рабочего времени относились прочерки - это и была основа или доказательная база для НЕ начисления зарплаты и связанных с зарплатой сборов и платежей. Однако, подписание и / или физическое отправления деклараций, хоть и с пустыми показателями являются выполнением директором своих обязанностей, в соответствии с трудовым законодательством труд любого работника (в том числе и директора) должно быть оплачено. Практика контролирующих органов сводилась к неприменению никаких санкций при использовании первого варианта, поскольку предприятие могло всегда доказать, что директор потратил на оформление и подачу нулевых отчетов в 1 месяц, а то и меньше, а сама процедура проверки, доказательства факта использования труда директора и выдача акта плательщику была экономически не целесообразно.

С 01.01.2016 ситуация несколько меняется, поскольку реформой ЕСВ введено пункт «в случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход) сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика». С точки зрения проверяющих доказать, что работник - директор подписывая отчеты выполнял свои обязанности и соответственно должен получить заработную плату, даже если это заработная плата за 30 минут потраченного времени - не проблема, а соответственно ЕСВ должно быть начислено не менее «1450 грн. х ставку ЕСВ ». Следует также добавить, что официальной позицией фискальных органов, по возможности не начисления заработной платы директору позиция, изложенная во втором варианте. Фискальные органы не предоставляют разъяснений относительно того, каким образом они будут действовать в дальнейшем по практике, которую описано в этом варианте.

Увольнение директора и передача функций директора учредителю (второй вариант) возможно в соответствии с ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 167 ГК. При этом следует, для этого предприятию необходимо иметь протокол учредителей о таком решении внести изменения в Государственный регистратора. Данная позиция подтверждается письмом Министерства социальной политики Украины от 07.02.2012 № 113/13 / 84-12 «Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел Ваше письмо и сообщает.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины "Об оплате труда" заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Следовательно, если работник, который одновременно является собственником, выполнял определенную работу на условиях трудового договора, заключенного в соответствии с требованиями статей 21, 24 Кодекса законов о труде Украины, то ему должна быть выплачена заработная плата (согласно трудовому договору (контракту)).

Статьей 65 Хозяйственного кодекса Украины определено, что управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудовым коллективом. Владелец осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с Уставом предприятия или другими учредительными документами.
   Итак, форма участия собственника в управлении предприятием в случае, если владелец осуществляет управление предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность), и способ вознаграждения владельцу за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах.»

А п.2.13 Порядка формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование устанавливает, что «если юридические лица не используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, отчет в органы доходов и сборов ними не подается».

При применении варианта два следует учитывать организационно - правовую форму предприятий. Так для полного общества (ПО), коммандитного товарищества (КТ), частного предприятия (ЧП), производственного кооператива законодательством не установлена ​​обязанность создавать исполнительный орган. Исполнительный орган (директор, дирекция, правление и т.п.) может быть создан такими предприятиями в соответствии со своими учредительными документами. Для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерных обществ (АО) создание исполнительного органа является обязательным.

Так, статья 62 Закона Украины «О хозяйственных обществах» определяет, что в обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) или единоличный (директор). Дирекцию возглавляет генеральный директор. Членами исполнительного органа могут быть также и лица, не являющиеся участниками общества. Решением Конституционного Суда Украины (дело N 1-2 / 2010) предоставлено толкование ст. 99 ГКУ и в п.3.2 определено, что «основанием приобретения исполнительным органом общества полномочий факт его избрания (назначения) общим собранием участников (акционеров) как высшего органа управления обществом или, как указано в части пятой статьи 58 Закона Украины" Об акционерных обществах "(514-17), заключения с членом исполнительного органа общества трудового договора, от имени общества может подписывать председатель наблюдательного совета или лицо, уполномоченное на то наблюдательным советом.

Итак, учредителю при выполнении условий, описанных выше, зарплата не начисляется.

Третий вариант предусматривает начисление небольшой заработной платы в качестве платы за отработавших 2-4 часа в месяц (или иного количества времени), потраченных директором на подписание и отправка деклараций. Такой вариант является достаточно справедливым, поскольку предприятие фактически не занимается деятельностью, а директор не работает все время, что надо было отразить в Табели рабочего времени. До 1 января 2015 года предприятия начисляли ЕСВ на сумму заработной платы, с 01.01.2015 для основных работников сумма ЕСВ не может быть меньше минимальной заработной платы, умноженной на ставку ЕСВ.

К сведению, связанные с описанным выше штрафы относительно возможных нарушений. Нарушение Ответственность с 01.01.15р.

Нарушение Ответственность с 01.01.15р.
1). Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами - предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица - предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенного Законом Украины "об обращениях граждан", или предоставления указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушения срока проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде. Для Уголовного Кодекса - безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности (лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности им осуществлена ​​выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам). 510 - 1700 (ст.41 КоАП); По УК 8500 - 17000 грн. или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. То же деяние, если оно было совершено вследствие нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат, - наказывается штрафом от 17000 грн. 25500 грн. или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (Ст.175 УК).
2). Повторное нарушение или такое (указано выше) возбуждения в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида 1700 - 5100 грн.
3). За нарушение порядка начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности относительно единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или представление недостоверных сведений, используемых в государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных законами Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" и "О общеобязательном государственном пенсионном страховании", нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами Пенсионного фонда Украины 510 - 680 грн.
4). За повторное нарушение п.3. 680 - 850 грн.
5). За неуплату или несвоевременную уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, которая не превышает трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан 680 - 1360 грн.
6). Повторное нарушение п.5. 2550 - 5100 грн.
7). За неуплату или несвоевременную уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме более трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан 1360 - 2040 грн.
8). Повторное нарушение п.7. 2550 - 5100 грн.
9). Непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности или невыполнение требований относительно внесения изменений в налоговую отчетность 170 грн. (Ст.120 НКУ)
10). Повторное нарушение п.9 к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение 1020 грн.
11). Непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного с них налога, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличения налоговых обязательств плательщика налога и/или изменения налогоплательщика 510 грн.
12). Те же действия, в п.11, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое же нарушение 1020 грн.

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа.


Защитный код
Обновить

консультации

Уставный фонд

НДС

Финансовая отчетность

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Внешнеэкономическая деятельность

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Основные разделы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь! 

S5 Box

Login

Регистрация