Новации в оплате труда-2017
ruenuk
Украина, г.Киев,
  • Регистрация

Как считают некоторые эксперты, нынешняя реформа законодательства об оплате труда — это просто популистская мера и очковтирательство. Трудно с этим не согласиться, если прочесть ст.ст.7-8 Закона о Госбюджете 2017 и п.п. 1,13, р.1, п.п. 3,5,9,10 Закона 1774, вступившие в силу с 01.01.2017. Международная организация труда (МОТ) не раз рекомендовала пересмотреть размер и порядок определения прожиточного минимума (с целью его повышения до фактического размера!) и разработать методрекомендации по определению размера минимальной зарплаты.

Минзарплата и прожиточный минимум: есть ли связь

Теперь данные показатели напрямую не связаны между собой, хотя оба используются при расчете оплаты труда. Определение минзарплаты тоже изменилось.

Минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда (ч. 1 ст. 95 КЗоТ, ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР, далее — Закон об оплате труда).

Минимальная зарплата устанавливается в месячном и почасовом размере и является государственной гарантией независимо от того, какая системы оплаты труда действует у работодателя, и обязательна на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физлиц, использующих труд наемных работников.

Законом о Госбюджете-2017 предусмотрен размер минзарплаты на 2017 год: месячный — 3200 грн, почасовый — 19,34 грн (3200 грн : 165,5 ч.), и в течение календарного года он меняться не будет.

Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физлиц, использующих наемный труд, — в случае применения почасовой оплаты труда (ч. 6 ст. 31 Закона об оплате труда).

Но теперь со ст. 3 Закона об оплате труда изъято следующее:

минзарплату выплачивали за простую неквалифицированную работу;

в минзарплату не включали: доплаты, надбавки и прочие компенсационные и поощрительные выплаты.

Как обеспечивать гарантии относительно размера минзарплаты определено новой статьей 31 Закона об оплате труда. В ней определен исключительный перечень выплат, которые не учитываются в зарплату для обеспечения ее минимального размера, в частности, это:

  • доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья (это могут быть доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях труда, за использование дезинфицирующих средств);
  • доплаты за работу в ночное и сверхурочное время;
  • выплаты за разъездной характер работ (видимо, имели в виду надбавку за разъездной характер работы, предусмотренную п. 2 Постановления № 490);
  • премии к праздничным и юбилейным датам.

Если работнику, выполнившему месячную норму труда, начислили зарплату в меньшем размере, работодатель проводит доплату до ее уровня, которую выплачивает вместе с зарплатой.

При работе на условиях неполной занятости или при невыполнении месячной нормы труда (независимо от причин невыполнения), доплату проводят пропорционально.

Единственное отметим: если с 01.01.2017 г. минимальная зарплата равна 3200 грн, то сумма начисленной зарплаты с учетом всех ее составляющих (исключая те выплаты, которые не учитываем) за полностью выполненную месячную норму труда должна составлять не менее 3200 грн. Когда же работник работает в условиях неполного рабочего времени, например, 0,5 ставки, тогда минимально начисленная ему сумма зарплаты должна составлять, соответственно: 3200 грн х 0,5 = 1600 грн.

Выплата зарплаты в размере менее 3200 грн за выполненную месячную норму труда является несоблюдением минимальных государственных гарантий, за что грозит штраф в размере 10 минзарплат (в 2017 году — 32000 грн) за каждое лицо, в отношении которого совершено нарушение.

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц (в отличие от минзарплаты) будет меняться в течение 2017 года: с 1 января — 1600 грн, с 1 мая — 1684 грн, с 1 декабря — 1762 грн. И именно эти размеры будут применять при индексации зарплаты и при определении максимальной величины базы начисления ЕСВ.

С 1 мая и с 1 декабря 2017 года возрастут также размеры прожиточного минимума для других категорий лиц (детей в возрасте до 6 лет, детей от 6 до 18 лет, для нетрудоспособных лиц и общий показатель на одно лицо).

С 1 января 2017 года минимальный должностной оклад (тарифную ставку) установили в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года, то есть в 2017 году — не меньше 1600 грн. Поэтому в течение 2017 года размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) может не меняться.

Правительством также утвержден с 01.01.2017 г. на уровне 1600 грн размер должностного оклада работника 1-го тарифного разряда по ЕТС.

Формирование тарифной системы и тарифной сетки

Тарифная система оплаты труда теперь включает: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и профессиональные стандарты (квалификационные характеристики). Ее используют для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от квалификации и по разрядам тарифной сетки. Тарифная система является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.

Тарифную сетку (схему должностных окладов) формируют на основании:

  • тарифной ставки рабочего 1-го тарифного разряда (ранее было — которая превышает законодательно установленный размер минзарплаты!);
  • квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Конечно, при этом учитываются показатели, принятые отраслевыми соглашениями.

До внесения изменений в коллективные договоры и соглашения всех уровней относительно неприменения минзарплаты как расчетной величины она применяется в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц (с 01.01.2016 г. — 1600 грн), что прямо указано в п. 5 р. ІІ Закона № 1774.

Отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов рабочим производится работодателем в соответствии с профессиональными стандартами (квалификационными характеристиками) по согласованию с выборным органом профсоюза (его представителем).

Требования к квалификационным и специальным знаниям работников, их задачи, обязанности и специализацию определяют по профессиональным стандартам или квалификационным характеристикам профессий работников. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов должен определить КМУ, а квалификационных характеристик — Минсоцполитики.

Схема должностных окладов (тарифных ставок) работников бюджетных учреждений, заведений и организаций, формируется на основании:

минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ. Как уже известно, он составит 1600 грн, ведь КМУ не может игнорировать нормы ч. 6 ст. 6 Закона об оплате труда

междолжностных (квалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

Таким образом, получается, что в 2017 году тарифная ставка рабочего 1-го разряда бюджетной сферы и минимального должностного оклада (тарифной ставки) для работников бюджетных учреждений не может быть меньше 1600 грн. Но до внесения изменений в законы относительно неприменения минзарплаты ее размер устанавливают в размере 1600 грн, а до внесения изменений в коллективные договоры и соглашения всех уровней на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц (абз. 2 п. 3 и п. 2 п. 5 р. ІІ Закона № 1774).

Однако это вовсе не означает, что можно выплачивать зарплату на уровне 1600 грн, если работнику установлен только должностной оклад и нет никаких других доплат и составляющих. Просто для применения положений колдоговоров и соглашений, когда речь идет о базе для расчета зарплатных показателей, то временно до приведения в соответствие законодательства, условий колдоговоров и соглашений используется показатель 1600 грн, а не установленный с 01.01.2017 г. размер минимальной зарплаты.

Другие системы оплаты труда.

Теперь КЗоТ и Закон об оплате труда предусматривают тарифную и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников.

Что же подразумевается под другими системами оплаты труда? Они могут учитывать знания, квалификацию конкретного работника, индивидуальный вклад в развитие предприятия и в общие итоги работы, зависимость оплаты труда от индивидуальных результатов работы работника (процент от выручки, сумм заключенных договоров, контрактов и т.д.). Также может учитываться индивидуальное участие в итогах работы подразделения, предприятия. В п. 2.21 Генсоглашения упоминаются такие альтернативные системы оплаты труда, как безтарифная и грейдовая, но даже для этих двух систем есть вариантов множество.

Следовательно, предприятие должно самостоятельно разработать систему оплаты труда и прописать ее в колдоговоре или ином нормативном документе предприятия, согласованном с профсоюзом или представителями трудового коллектива.

Генсоглашение не соответствует обновленному законодательству о труде!

Прежде всего отметим — требования МОТ относительно размеров прожиточного минимума и минзарплаты частично были учтены и в Генсоглашении, в частности, в нем прописано:

  • размер зарплаты неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму рабочего времени в нормальных условиях работы должен превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, определенный законом (п. 2.6);
  • в 2016 году на предприятиях, в организациях небюджетной сферы всех форм собственности тарифная ставка рабочего I тарифного разряда установить в размере: определенном соответствующим отраслевым соглашением, заключенным до вступления в силу Соглашения; не ниже 110% минзарплаты, определенной законом, для отраслей, в которых заключены отраслевые соглашения или положения заключенных до вступления в силу Генсоглашения отраслевых соглашений (если они не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда (п. 2.4));
  • по итогам исполнения Госбюджета в I полугодии 2016 года в случае перевыполнения доходной части бюджета провести переговоры о возможности увеличения размера минзарплаты в 2016 году и ее приближения к фактическому размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц (пп. 2.9.1);
  • начиная с 2016 года, ежегодно при формировании основных направлений бюджетной политики и подготовке проекта закона о Госбюджете на соответствующий год предусматривать возрастание размеров прожиточного минимума, минимальной заработной платы, должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки, минимальной пенсии, социальных выплат и пособий в соответствии с критериями, предусмотренными Законом об оплате труда, Конвенцией МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения от 28.06.1952 г., Конвенцией МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики) от 22.06.1962 г., Конвенцией МОТ № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран от 22.06.1970 г. (п. 2.10);
  • подготовить в течение 2016 года проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О прожиточном минимуме» относительно новых подходов к методологии определения прожиточного минимума в соответствии с конвенциями МОТ (п. 2.83).

Как видим, планировалось размер минзарплаты подтянуть к фактическому прожиточному минимуму, ведь на тот момент размеры минзарплаты и прожиточного минимума для трудоспособных лиц были на одинаковом уровне.

Справка

Фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в ценах октября 2016 года составляет 2779 грн, а с учетом НДФЛ 3155 грн, по расчетам же профсоюзов он равен 3453 грн.

Посему очевидно, что КМУ, подписывая Генсоглашение (23.08.2016 г.), не планировал повышать минзарплату вдвое. Ведь на тот момент должны были быть уже подготовлены основные показатели (среди которых минзарплата и прожиточный минимум) для госбюджета на 2017 год, проект которого Правительство должно было представить в ВРУ в сентябре.

Таким образом, на сегодняшний день положение Генсоглашения, отраслевых соглашений и коллективных договоров не согласуются с обновленными нормами КЗоТ и Закона об оплате труда.

Как указано в Заключительных и переходных положениях Закона № 1774:

после вступления в силу настоящего Закона минзарплата не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и прочих выплат, в т.ч. в соглашениях и колдоговорах;

до внесения изменений относительно ее неприменения в соответствующие законы Украины, соглашения всех уровней, колдоговоры — оно применяется в размере 1600 грн;

сторонам, заключившим колдоговоры и соглашения, должны в 3-месячный срок привести их нормы в соответствие с этим Законом согласно законодательству.

До приведения законодательных актов в соответствие с Законом № 1774 их применяют в части, не противоречащей настоящему Закону. А КМУ в 3-месячный срок должен подготовить и подать проект закона об определении механизма проверки достоверности информации, предоставленной физлицами для начисления и своевременного и в полном объеме получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, зарплат, прочих выплат, осуществляемых за счет бюджетов, денежных средств ПФУ и социальных фондов.

Следовательно, из вышесказанного напрашивается такой вывод: никто и не подозревал, что Кабмин найдет такой непопулярный способ увеличения размера минзарплаты, как повысить ее, не меняя размеры прожиточного минимума. А введение доплаты к минзарплате фактически уравняет зарплаты работников разных профессий с невысокими доходами. Поэтому на самом деле имеем антиреформу, цель которой увеличить поступления НДФЛ, военного сбора и ЕСВ за счет увеличения базы налогообложения для предприятий, учреждений, предпринимателей.

Попытка внести коррективы в действующую систему оплаты труда сводит на нет все усилия относительно приведения трудового законодательства в соответствие с требованиями МОТ. И проект Трудового кодекса теперь тоже нужно привести в соответствие. Ведь последние рекомендации относительно внесения корректив в этот проект МОТ предоставила в апреле 2016 года, посему рабочая группа и эксперты были уверены, что новый Трудовой кодекс заработает уже с 1 января 2017 года. Но одно популистское решение все перечеркнуло, и теперь неизвестно, когда его вообще примут.

консультации

Уставный фонд

НДС

Финансовая отчетность

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Внешнеэкономическая деятельность

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Основные разделы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь! 

S5 Box

Login

Регистрация