Нормы расхода ГСМ
  • Регистрация
ruenuk

Нормы расхода предназначены для планирования потребностей предприятия в горюче-смазочных материалах (далее ГСМ) и контроля за их расходованием. Порядок определения норм расхода регламентирован Приказом № 43 Минтранса Украины.

 

Виды норм

Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расхода ГСМ (табл.1).

Таблица 1 (виды норм расхода и их определение)

Виды норм

Описание

Значения

Базовые линейные нормы на пробег автомобиля

Устанавливаются на 100 км пробега

Приведены в приложениях А, Бк Приказу № 43

Нормы на выполнение транспортной работы H w

Учитывают дополнительные расходы при перевозке грузов. Устанавливаются на 100 тонно-километров (ткм). Применяются для:
бортовых грузовых автомобилей;
седельных тягачей в составе автопоездов;
автомобилей-фургонов;
грузопассажирских автомобилей (при ведении учета работы в тонно-километрах)

Приведены в пп. 1.31.4 Приказа № 43.

Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg

Учитывают расход топлива при изменении снаряженной массы

Нормы на маневрирование в местах погрузки и разгрузки и выполнения операций по разгрузке Hz

Применяются для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами. Учитывают расход топлива при маневрировании и операциях погрузки (разгрузки)

Рассчитываются по формуле:

H z = 0,02• , где

грузоподъемность автомобиля в тоннах.

Нормы на пробег при выполнении специальной работы Hsc

Устанавливаются на 100 км

Приведены в Таблице Б.2 приложения Б к Приказу № 43

Нормы на работу специального оборудования, установленного на автомобиле Hоб

Устанавливаются на 1 час работы или на одну выполненную операцию

Приведены в Таблице Б.1 приложения Б к Приказу № 43

Нормы на работу автономного (независимого) обогревателя Hон

Устанавливаются на 1 час работы и корректируются в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды по правилам, установленным п. 1.8 Приказа № 43.

Приведены в приложении Гк Приказу № 43

Для моделей, отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, устанавливаются временные индивидуальные базовые линейные нормы, которые разрабатываются ДержавтотрансНДІпроектом на договорных условиях по заявкам заводов-производителей или владельцев автомобилей.

 

Временные линейные нормы

Для моделей и модификаций, не имеющих существенных конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели снаряженной массой (не являются серийными), нормы определяются в том же порядке, что и для базовой модели, а разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на 1 тонну снаряженной массы Hg в соответствии с п. 1.4 Приказа № 43.

Если различие в массах вызвано установкой специального оборудования, то нормы на пробег без работы рассчитываются по этому же принципу.

Для автомобилей с газобаллонными (газодизельными) двигателями, автомобилей, использующих другие виды альтернативного либо смесевого топлива и отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, нормы определяются с учетом требований пп. 2.1.4 Порядка № 43.

 

Корректировочные коэффициенты

Коэффициенты бывают двух типов: повышающие и понижающие (см. табл. 2 и 3)

Таблица 2 (повышающие коэффициенты)

№ п/п

Коэффициент

Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента

1

Работа в холодное время года

пп. 3.1.1

2

Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом

пп. 3.1.2

3

Работа на дорогах со сложным планом

пп. 3.1.3

4

Работа в условиях города

пп. 3.1.4

5

Работа с частыми остановками

пп. 3.1.5

6

Работа, требующая пониженных скоростей

пп. 3.1.6

7

Работа в в тяжелых и сверхтяжелых путевых условиях за пределами дорог общего пользования

пп. 3.1.7

8

Работа в сверхтяжелых путевых условияхна дорогах общего пользования

пп. 3.1.8

9

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями и вышедшими после капитального ремонта

пп. 3.1.9

10

Для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет

пп. 3.1.10

11

Почасовая работа грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей

пп. 3.1.11

12

Учебная езда

пп. 3.1.12

13

Использование систем отопления (охлаждения) в салоне автомобиля

пп. 3.1.13

14

Для автомобилей-фургонов; бортовых автомобилей и автопоездов оборудованных тентами; грузовых автомобилей во время перевозки крупногабаритных грузов; спецавтомобилей с техоборудованием; оперативных ТС

пп. 3.1.14

15

Для оперативных ТС, оборудованных специальной сигнализацией и исполняющих неотложные служебные задания

пп. 3.1.15

 

Таблица 3 (понижающие коэффициенты)

№ п/п

Коэффициент

Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента

1

Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования

пп. 3.2.1

2

Работа за пределами городов на автомагистралях

пп. 3.2.2

3

Эксплуатация городских автобусов, помеченных в таблицах А.3, А.4 знаком *, в режиме по заказу или с другими целями, но не на постоянных маршрутах

пп. 3.2.3

4

Дополнительные понижающие коэффициенты по решению руководства предприятия

пп. 3.2.4

Суммарный корректировочный коэффициент определяется по формуле:

K S = K 1 + K 2 + ... + K n.

 

Пример 1

Автомобиль Volkswagen "Golf" с объемом цилиндров двигателя 1600см3 эксплуатируется в условиях г. Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. При таких условиях применяются повышающие коэффициенты:

1. За работу в городе до 15 %.

2. За работу в холодное время года до 6 %.

Конкретная величина, используемая при расчете норм расхода, утверждается распоряжением по предприятию.

Кроме того, Приказом № 43 предусмотрены нормы дополнительного потребления топлива на вынужденные простои, технические нужды и т. д. Нормы дополнительного потребления устанавливаются в соответствии с требованиями п. 3.4 Порядка № 43.

Расчет нормативного объема расхода топлива

В зависимости от типа автомобиля и характера работы применяются различные формулы:

- легковые автомобили и автобусы:

Qн = 0,01• HsS(1 + 0,01KS), где:

H s базовая норма;

S - пробег;

K S - общий корректировочный коэффициент, %;

- автомобили, автобусы в случае использования автономных (независимых) обогревателей:

Q он =H он 0,01•K Т + H онT он,  где:

Qон максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;

Hон - базовая норма расхода на работу независимого обогревателя (приложение Г к Приказу № 43), л/час;

КТ - процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха (определяется в соответствии с п. 1.8 Порядка № 43);

Tон - обоснованная и надлежащим образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя;

- бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи в составе автопоездов, автомобили-фургоны, грузопассажирские автомобили (при ведении учета работы в тонно-километрах):

Q н = 0,01(H san S + H w • W)•(1 + 0,01•KS),

H san= H s + H g Gnp, где:

H s - базовая норма;

H g - норма расхода на одну тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа);

Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);

H w -норма на транспортную работу;

W -объем транспортной работы (W = GванSван, где: Gван - масса груза, Sван - пробег с грузом);

K S -общий корректировочный коэффициент, %;

- легковые автомобили с прицепами и автобусы с прицепами нормативные расходы топлива рассчитываются так же, как и для грузовых автомобилей, с учетом требований п. 4.3 Порядка № 43.

- автомобили-самосвалы и самосбрасывающие автопоезда:

Q н = 0,01•H sanc S•(1 + 0,01•KS) + H zZ,

H sanc = H s + H w(G np + 0,5•g), где:

Hsanc - линейная норма;

H s - базовая линейная норма;

H w - норма на транспортную работу;

Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);

g - грузоподъемность прицепа;

Hz - норма на поездку с грузом автомобиля-самосвала;

Z - количество поездок с грузом;

K S -общий корректировочный коэффициент, %;

- специальные автомобили, выполняющие специальную работу во время движения:

Q н = 0,01•(HsS + HscSc)•(1 + 0,01•KS) + HnN, где:

Hs - базовая линейная норма;

S - пробег без специальной работы;

Hsc - норма при выполнении специальной работы;

S c - пробег при выполнении специальной работы;

Hn - норма на разбрасывание одного кузова песка (смеси), согласно таблице Б.2;

N - количество кузовов разбросанного песка (смеси) за смену;

K S - общий корректировочный коэффициент, %.

 

Пример 2

Автомобиль Volkswagen Golf с объемом цилиндров двигателя 1600 см 3 и 5-ступенчатой механической коробкой передач эксплуатируется в условиях г.Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. Приказом по предприятию установлены следующие повышающие коэффициенты:

1. За работу в городе 15 %.

2. За работу в холодное время года 6 %.

Суммарный коэффициент 21 %.

Базовая линейная норма согласно таблице А.2 приложения А к Приказу № 43равна 8,0 л/100 км. Пробег составил 220 км. Норма расхода ГСМ = 0,01 x 8,0 x 220 x (1 + 0,01 x 21) = 21,296 л.

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!