ТО и ремонт автотранспорта на предприятии
  • Регистрация
ruenuk

Большинство предприятий имеет автотранспорт, подлежащий периодическому техосмотру и ремонту.

 

Техническое обслуживание

Порядок осуществления технического обслуживания и ремонтных работ автотранспортных средств, используемых субъектами предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами независимо от их форм собственности, определен в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. №102 (далее Положение № 102).

Согласно пункту 1.2 Положения №102 целью технического обслуживания и ремонта является:

- поддержание технически исправного состояния и надлежащего внешнего вида дорожных транспортных средств;

- обеспечение надежности и экономичности;

- обеспечение безопасности движения и экологической безопасности.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой операции или комплекс операций для поддержания работоспособности или исправности автотранспортного средства в период его использования по назначению, хранения и транспортировки (п.1.3 Положения № 102).

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с п.3.8 Положения №102 ежедневное обслуживание, ТО и сезонное ТО автотранспорта не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам улучшения автотранспорта.

Перечень операций ТО-1 и ТО-2 представлен в приложениях А и Б к Положению №102.

 

Периодичность проведения ТО

В соответствии с п.3.9 и п.3.10 Положения №102 ТО-1 и ТО-2 рекомендуется осуществлять периодически в зависимости от пробега ДТС:

Тип дорожно-транспортного средства (ДТС)

Периодичность видов ТО, км

ежедневное

ТО-1

ТО-2

Автомобили легковые; автобусы; автомобили грузовые; автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов;
автомобили полноприводные;
прицепы

Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

5 000

20 000

полуприцепы

 

4 000

16 000

Таким образом, сущность работ, связанных с ТО, заключается в том, что они направлены на поддержание автотранспортных средств в рабочем состоянии. Такие работы предусматривают наладку, регулировку, проверку и смазку рабочих агрегатов автомобилей. При этом не изменяются конструктивные характеристики автомобиля или его базовых агрегатов.

 

Бухгалтерский и налоговый учет операций ТО

В бухгалтерском учете согласно пункту 15 ПБУ 7 Основные средства расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.

В налоговом учете в соответствии с подпунктом 8.1.2 Закона о прибыли суммы расходов на проведение любых видов ремонтов увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 5 с целью амортизации.

Как было отмечено, расходы на ТО транспортных средств не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонтам, направленным на их улучшение, значит, их нельзя отнести на увеличение балансовой стоимости автомобилей. Такие расходы осуществляются с целью поддержания в рабочем состоянии автотранспорта, используемого в производственной деятельности предприятия, следовательно, включение их в состав валовых расходов правомерно согласно п.п.5.2.1 Закона о прибыли.

Что касается обслуживания легковых автомобилей, то п.п.5.4.10 Закона о прибыли никаких ограничений относительно включения в состав валовых расходов сумм расходов на ТО легковых автомобилей не предусмотрено.

В практической деятельности чаще всего техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт осуществляется водителем автомобиля. Предприятие может заключить договор со станцией техобслуживания (СТО) на выполнение таких работ и расходы, связанные с их оплатой, включать в состав валовых расходов на основании документов, выданных СТО. Работы, выполненные станцией техобслуживания, должны соответствовать перечням работ ТО-1 и ТО-2, определенным Положением №102.

В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ТО автотранспорта рекомендуется отобразить следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачены услуги СТО

631
641/ндс

311
644

2 400
400

-

2 000

2

Отражены расходы на техническое обслуживание:

- легкового автомобиля;

92
644

631
631

500
100

-

-

- грузового автомобиля

91
644

631
631

1 500
300

-

-

 

Текущий и капитальный ремонт

Текущий ремонт автотранспорта предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Выполняется в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния транспортного средства или при наличии в нем неисправностей (п.3.12 Положения №102).

Текущим ремонтом считаются работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).

Перечень базовых агрегатов ДТС представлен в приложении Г к Положению №102.

Согласно нормам Положения №102 одновременная замена, например, коробки передач и рулевого управления рассматривается как операция текущего ремонта. Причем любой ремонт агрегатов является текущим ремонтом ДТС.

Капитальный ремонт автотранспорта предназначен для продления срока его эксплуатации и выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением каких-либо частей, в т.ч. и базовых. Он проводится в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния (п.1.3, п.3.15 Положения №102).

Под ресурсом подразумевается суммарная наработка автотранспорта с начала его эксплуатации или восстановления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние, т. е. в такое состояние, при котором его последующее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, или восстановление его неисправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой:

- кузова для автобусов и легковых автомобилей;

- рамы для грузовых автомобилей;

- одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

 

Бухгалтерский и налоговый учет операций по текущему и капитальному ремонту

В бухгалтерском учете, расходы, осуществляемые для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии и не связанные с его улучшением, включаются в состав расходов.

Согласно п.14 ПБУ 7 Основные средства суммы расходов, связанные с улучшением объекта основных средств, увеличивают его первоначальную стоимость. Улучшение основных средств предполагает увеличение экономической эффективности от их использования в хозяйственной деятельности предприятия. Капитальным ремонтом является модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п., для автомобилей одновременная замена не менее трех базовых агрегатов. В этом случае в бухгалтерском учете балансовая стоимость автотранспортного средства увеличится на сумму стоимости установленных агрегатов и работ, связанных с их установкой. Все остальные виды ремонтов включаются в состав расходов.

В налоговом учете согласно п.п.5.3.2 Закона о прибыли расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов не включаются в состав валовых расходов. Расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других улучшений основных фондов подлежат амортизации. Таким образом, в налоговом учете как расходы, связанные с заменой рамы или кузова автомобиля, так и замена, например, стеклоочистителя будут увеличивать балансовую стоимость групп основных фондов с целью амортизации.

В соответствии с п.п.8.7.1 Закона о прибыли налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода.

Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость группы 5 или отдельных объектов основных фондов группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости групп и отдельных объектов основных фондов группы 1 на начало расчетного квартала.

Вывод из эксплуатации основных фондов любой группы на ремонт, в т. ч. и автотранспорта, должен осуществляться на основании приказа руководителя предприятия. Проведение любых видов ремонтных работ автотранспорта без соответствующего документального оформления не является доказательством вывода основных фондов из эксплуатации.

В бухгалтерском и налоговом учете операции текущего капитального ремонта рекомендуется отразить следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачен двигатель для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24

631
641/ндс

311
644

4 548
758

-

-

2

Оплачена рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ

631
641/ндс

311
644

6 480
1 080

-

-

3

Оприходованыдвигатель и рама

207
644

631
631

9 190
1 838

-

-

4

Оплачены услуги СТО за установку рамы и двигателя

631
641/ндс

311
644

1 800
300

-

-

5

Списан двигатель, использованный для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24 согласно акту выполненных работ

92

207

3 790

-

-*

6

Списаны расходы, связанные с заменой двигателя

92
644

631
631

550
110

-

- *

7

Списана рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ согласно акту выполненных работ

152
105

207
152

5 400
5 400

-

-*

8

Списаны расходы, связанные с заменой рамы

152
644

631
631

950
190

-

-*

9

Оплачены кольца поршневые для автомобиля МАЗ

631
641/ндс

311
644

72
12

-

-*

10

Получены и оприходованы кольца поршневые

207/скл
644

631
631

60
12

-

-

11

Выданы кольца поршневые со склада в подотчет водителя для установки

207/экс

207/скл

60

-

-

12

На основании актов списания списаны кольца поршневые с под отчета водителя

806**
9194

207/экс
806

60
60

-

п. 5.9*

13

Начислена заработная плата водителю

811
9194

661
811

20
20

-

-

14

Отражены отчисления в соцфонды (условно)

82
91

65
82

7,60
7,60

-

-

*В налоговом учете включается в состав валовых расходов в пределах 10% балансовой стоимости основных фондов группы 5 на начало года.

**В бухгалтерском учете включается в состав расходов, т.к. текущий ремонт не является улучшением автомобиля, а восстанавливает его работоспособность.

 

Замена шин и аккумуляторов

В соответствии с п.3.19 Положения №102 операции замены на дорожно-транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам их улучшения. Такие операции не относятся и к текущему ремонту, т. к. они предусматривают замену износившихся узлов новыми в соответствии с установленными нормами эксплуатации. Следовательно, расходы, связанные с приобретением и заменой шин и аккумуляторов, в бухгалтерском учете относятся к нормативным эксплуатационным расходам предприятия, связанным с использованием автотранспорта. Поэтому они не увеличивают балансовую стоимость автотранспортных средств, а в соответствии с п.7 ПБУ 16 Расходы относятся к расходам того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

В налоговом учете указанные расходы также включаются в состав валовых расходов, т. к. они не относятся к операциям, связанным с улучшением основных средств, в т. ч. и к текущему ремонту.

Основанием для списания шин являются Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97г. № 420. Для аккумуляторных батарей срок службы установлен разделом 5 Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерних батарей колесных, тракторных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 20.05.2006 г. № 489.

В бухгалтерском и налоговом учете операции замены шин и аккумуляторных батарей отразятся следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачены шины для грузового автомобиля

631
641/ндс

311
644

1 320
220

-

1 100

2

Оплачен аккумулятор к легковому автомобилю

631
641/ндс

311
644

108
18

-

90

3

Получены и оприходованы шины и аккумулятор

207
644

631
631

1 190
238

-

-

4

На основании актов списания списаны шины, установленные взамен износившихся

806
91

207
806

1 100
1 100

-

п. 5.9

5

На основании актов списания списан аккумулятор, установленный взамен непригодного к использованию

806
92

20
7 806

90
90

-

п. 5.9

6

Отражены расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов

377
641/ндс
91,92

311
377
377

240
200
40

-

200

7

Отражен финансовый результат

791
791

91
92

1 100
90

-

-

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа. Если Вы все таки решили задать вопрос или прокомментировать статью в комментариях, то щелкните курсором мышки в окошке "Я не робот" и ответьте на вопросы reCAPTCHA (если таковые будут)

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!