Разблокируем НН/РК
  • Регистрация
ruenuk

Рассмотрим, что делать, если НН/РК заблокировали, как добиться восстановления регистрации НН/РК, какие документы подавать, в какой форме и в какие сроки.

Сразу отметим, что «механизм» разблокировки налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК) не очень отличается от того, который существовал в прошлом году. Однако все же новации есть.

Сигналом о приостановлении регистрации НН/РК служит направленная плательщику соответствующая квитанция. В ней обязательно должен быть указан критерий, на основании которого заблокирована НН/РК, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому отвечает плательщик (п. 13 Порядка № 117info 4).

Квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки направляют одно временно и поставщику, и покупателю (п. 17 Порядка № 1246info 4)).

Документы для разблокировки. Если регистрация НН/РК приостановлена, для «разблокировки» плательщику, который составил и подал на регистрацию НН/РК, нужно подать письменные пояснения и копии документов, необходимые для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК.

Налоговики говорят о том, что для разблокировки «уменьшающих» РК пояснения и копии документов должен подавать поставщик (а не покупатель).

Письменные пояснения и копии документов подаются исключительно в электронной форме (п. 16 Порядка № 117).

Письменные пояснения. Пояснения подаются в виде «Повідомлення щодо подачі документів про підтвердження реальності здійснення операцій по ПН/РК, реєстрацію якої/го зупинено» по форме J(F)1312602. В нем нужно заполнить все поля. Табличную часть уведомления заполняем в соответствии с табличной частью НН/РК.

А в строке «Пояснення» необходимо указать причины, по которым, к примеру, вид и/или количество приобретенных товаров/продукции не соответствует виду и/или количеству реализованного товара/продукции (если по этой причине остановили регистрацию НН/РК).

Если вы вместе с разблокированными документами не подавали Таблицу данных плательщика НДС, то налоговики захотят видеть и информацию о вашей хозяйственной деятельности, на основании которой можно судить о том, насколько «реальна» у вас деятельность.

В частности, о наличии помещений (собственных, арендованных); производственных мощностей (собственных, арендованных); земельных участков (собственных, арендованных); наемного персонала (собственного, по совместительству).

Для производственных предприятий налоговики в официальном их издании «Вісник». Право знати все про податки і збори», 2017, № 47, с. 24 говорили о том, что в пояснениях могут приводиться данные относительно:

— производственного процесса, в частности информация о:

а. технологии производства продукции, регистрация НН на которую была остановлена;

б. основных видах сырья, полуфабрикатах, которые используются в производстве такой продукции;

в. средних затратах на единицу готовой продукции;

г. административно-имущественном состоянии плательщика, которое дает возможность производства;

д. наличии у плательщика основных средств, трудовых, энергетических и прочих ресурсов;

— источников и сроков приобретения товаров, мест их хранения, если такое приобретение осуществлялось ранее 01.01.2017 г. или приобретение осуществлялось у неплательщиков НДС.

Следует отметить, что подача вышеприведенной информации «о хозяйственной деятельности» к разблокировочным документам Порядком № 117 не предусмотрена. В нем лишь указано, что подаются пояснения, позволяющие принять комиссии ГФС решение о регистрации НН/РК. Без конкретизации, что это за пояснения. Но подача информации, о которой просят налоговики, увеличит шансы на положительное решение о регистрации НН/РК.

Если размер поля «Пояснення» недостаточный для изложения всей информации, то пояснения могут подаваться в отдельном документе произвольной формы (J(F)1360102).

О чем в поле «Пояснення» делается соответствующая запись, например, «Пояснення викладені в окремому документі на ___ аркушах, що додається».

Копии документов. Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации НН/РК, приведен в п. 14 Порядка № 117 (ср. 025102400). Он практически такой же, как и был раньше (в 2017 году). В перечень документов входят:

— договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;

— договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию для осуществления операции;

— первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

— расчетные документы и/или банковские выписки из лицевых счетов;

— документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия).

Подавать нужно только те документы, которые подтверждают реальность именно той операции, которая указана в приостановленной НН/РК.

При этом если НН приостановлена по причине несоответствия объемов приобретения товаров объемам их продажи, то подавать придется документы, которые подтверждают, как продажу, так и покупку этих товаров.

Копии документов подают в виде отдельных приложений (J(F)1360102) в формате PDF (т. е. скан копии документов). Размер каждого приложения не должен превышать 2 Мб.

Раньше пояснения и копии документов формировались отдельно по каждой приостановленной НН/РК.

Теперь же п. 15 Порядка № 117 разрешает подавать письменные объяснения и копии документов сразу к нескольким НН/РК, если:

— такие НН/РК составлены на одного получателя — плательщика НДС по одному и тому же договору;

— или в таких НН/РК отражены однотипные операции (с одинаковыми кодами товаров согласно УКТ ВЭД или кодами услуг согласно ГКПУ).

В этом случае уведомление по форме J(F)1312602 придется заполнить на все НН/РК, а вот уже в поле «Пояснення» такого уведомления можно будет сослаться на дату и номер предыдущего уведомления.

Подавать письменные пояснения и копии документов можно в течение 365 к. дн., следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в НН/РК (п. 15 Порядка № 117).

Рассмотрение документов. Решение о регистрации/не регистрации НН после подачи плательщиком письменных пояснений и копий документов принимается комиссией ГФС регионального уровня — комиссиями ГУ ГФС в областях, г. Киеве и Офисе крупных плательщиков ГФС.

Такое решение должно быть принято в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения пояснений/копий документов от плательщика (п. 23 Порядка № 117).

А если у плательщика НДС объем поставки, указанный в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, превышает 30 млн грн., решение региональной комиссии будет дополнительно направлено на рассмотрение комиссией центрального уровня, которая примет окончательное решение в отношении регистрации/не регистрации НН/РК. При этом решение комиссии регионального уровня считается предварительным.

На принятие решения комиссии центрального уровня отводится 7 рабочих дней с момента подачи плательщиком копий документов и пояснений. Если комиссия центрального уровня принимает иное решение, решение региональной комиссии отменяется.

То есть не еще плюс 7 рабочих дней к тем 5, а в общем 7 рабочих дней с момента подачи плательщиком копий документов и пояснений.

Нововведение. Теперь решения комиссий будут регистрироваться в открытом Реестре заблокированных НН/РК. Поэтому можно будет отслеживать стадию нахождения НН/РК по Реестру. При этом полноценно Реестр должен заработать по истечении 1 месяца со дня вступления в силу Порядка № 117, т. е. с 23.04.2018 г.

Рассмотрение происходит без участия плательщика.

Если принято положительное решение о регистрации НН/РК — они регистрируются в день, когда принято или вступило в силу решение об их регистрации. При этом отметим: решение вступает в силу после его регистрации в Реестре заблокированных НН/РК (п. 22 Порядка № 117).

До 23.04.2017 г. решения комиссии вступают в силу со дня их принятия (п. 25 Порядка № 117)

Для регистрации НН/РК у плательщика должно быть достаточно лимита регистрации. Также напомним, что на практике разблокированные НН/РК регистрируют датой их изначальной отправки на регистрацию.

Если в течение 5 рабочих дней комиссией регионального уровня не принято и/или не зарегистрировано в Реестре решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (по плательщикам НДС с объемом поставки в текущем месяце до 30 млн. грн.) — НН/РК регистрируются автоматически со следующего дня после истечения этого срока.

Если в течение 7 рабочих дней комиссией не принято и/или не зарегистрировано в Реестре решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (по плательщикам НДС с объемом поставки в текущем месяце более 30 млн грн. включительно) — НН/РК регистрируются автоматически со следующего дня после истечения этого срока.

Если комиссия приняла решение об отказе в регистрации. В этом случае плательщик получит квитанцию об отказе в регистрации НН/РК вместе с соответствующим решением. Решение об отказе в регистрации НН/РК можно обжаловать в административном или судебном порядке (п. 27 Порядка № 117). Порядок административного обжалования предусмотрен специальным Порядком обжалованияinfo 4). Рассмотрение жалоб осуществляется комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина.

На обжалование дается 10 календарных дней со дня вступления в силу решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка обжалования).

Плательщики с объемом поставки в текущем месяце более 30 млн ориентируются на решение комиссии центрального уровня.

Еще раз подчеркнем, что с 23 апреля 2018 года решение комиссии будет вступать в силу после его регистрации в реестре заблокированных НН (до этой даты — с момента принятия решения комиссией).

Если последний день срока приходится на выходной/нерабочий/праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Подать жалобу можно только в электронном виде. Для этого предусмотрена форма (J1313201). Но пока есть проблемы с принятием электронной формы жалобы . Фискалы обещают это исправить.

Реквизиты электронной формы жалобы (J1313201) в принципе соответствуют тем данным, которые согласно п. 10 Порядка обжалования должны быть указаны в жалобе. Единственное, что в электронной форме не предусмотрено поля для указания налогового адреса плательщика (чего требует Порядок обжалования).

В форме J1313201 плательщик, в частности, должен:

1) поставить отметку напротив «Скасувати рішення Комісіі ДФС та зареєструвати ПН/РК» в поле «Вимога платника податку»;

2) заполнить поле «Інформація про причини незгоди платника податку з рішенням комісії контролюючого органу».

К жалобе можно приложить дополнительные пояснения и копии документов (используя для этого приложение J(F)1360102 — размер приложения не более 2 Мб).

Переподавать заново все документы, которые изначально подавались для разблокировки НН/РК, не нужно.

Рассмотреть жалобу комиссия должна в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы. Решение по жалобе плательщику отправят электронными средствами связи (п. 15 Порядка обжалования).

Добавить комментарий

Убедительная просьба, коллеги! Вопросы консультационного характера задавайте, пожалуйста, на форуме. Вопросы заданные на форуме проще отслеживать для ответа.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!