Минимальная зарплата и прожиточный минимум
  • Регистрация
ruenuk
zp1

С 1 января 2017 вступили в силу ст.ст.7-8 Закона о Госбюджете 2017 и п.п. 2,3,5,14 р.1 Закона №1774. Давайте рассмотрим, каким бременем это ложится на предприятие. Повышение вдвое минзарплаты оказалось не таким приятным сюрпризом, как его пытаются представить Правительство и депутаты.

Размеры трудовых штрафов в 2017 году

К сожалению, штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, за нарушение законодательства о труде, напрямую зависят от размера минзарплаты на момент выявления нарушения.

На 2017 год размер минзарплаты установлен 3200 грн, а значит, для работодателей трудовые штрафы по ст. 265 КЗоТ выросли вдвое по сравнению с декабрем 2016 года.

К юрлицам и физлицам-предпринимателям в 2017 году могут применять следующие штрафы за нарушение трудового законодательства:

  • за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) или оформления работника на неполное рабочее время при работе полное рабочее время, и выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ — 96000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
  • за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам более чем за один месяц, выплату не в полном объеме — 9600 грн;
  • за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 10-кратном размере минзарплаты — 32000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
  • за несоблюдение установленных Законом гарантий и льгот работникам, привлеченным к исполнению обязанностей, предусмотренных Законом № 2232 , Законом № 1975 , Законом № 3543 , — 32000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
  • за нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных, — 3200 грн.
  • Также с 1 января 2017 года в ст. 265 КЗоТ добавили еще 2 штрафа:
  • за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — 3-кратный размер минзарплаты — 9600 грн;
  • если после недопущения к проверке контролеры обнаружили фактический допуск к работе без оформления (или оформление неполной занятости при работе полное время) — 100-кратный размер минзарплаты — 320000 грн.

Размеры указанных штрафов не будут меняться в течение 2017 года.

Новые контролеры в сфере законодательства о труде

Органы местного самоуправления получили полномочия относительно контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости, а именно:

проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (ч. 2 ст. 17 Закона № 280 );

проводить в части соблюдения законодательства о труде и занятости населения проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физлиц, использующих труд наемных работников (ч. 3 ст. 18 Закона № 280).

Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 280, к полномочиям исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин теперь относятся:

осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;

наложение финансовых штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения согласно ст. 265 КЗоТ.

Административные штрафы в сфере трудового и антикоррупционного законодательства

Что касается фиксации административных правонарушений, то право составлять протоколы о правонарушениях, совершенных согласно ч.ч. 1–4 ст. 41 КоАП, предоставили уполномоченным исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов лицам.

Речь идет о нарушениях:

  • установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме;
  • сроков предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физлицами-предпринимателями работникам, в т.ч. бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде;
  • совершение перечисленных деяний в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14-ти лет или ребенка-инвалида;
  • фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, касательно которых принято решение по предоставлению статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства.

Дела о наложении админштрафов на основании ст. 41 КоАП рассматривают районные, районные в городе, городские и горрайонные суды (ч. 1 ст. 221 КоАП).

В абз. 2 примечания к ст. 1726 КоАП также уточнили, что за предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, наступает ответственность в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ранее было — минзарплат), то есть с 1 января 2017 года —  от 160 до 400 тыс. грн. С 1 мая и 1 декабря данный показатель должен измениться.

Напомним: для квалификации административных или уголовных правонарушений размер НМДГ применяется на уровне налоговой соцльготы, определенной п. 169.1 НКУ для 2017 года — 800 грн (п. 5 подраздела I р. XX НКУ).

Уголовная ответственность и стоимостные критерии

Заменили слова «минимальных заработных плат» на «прожиточных минимумов для трудоспособных лиц» и в абз. 2 примечания к ст. 3661 Уголовного кодекса Украины (далее — УКУ).

Ответственность по данной статье наступает, когда сведения в декларации относительно имущества или другого объекта декларирования отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ранее было — минзарплат), то есть с 01.01.2017 г. — свыше 400 тыс.грн.

Неправомерной выгодой в значительном размере для целей ст. 368 УКУ считается выгода, которая в 100 и более раз превышает НМДГ, то есть свыше 80 тыс. грн, в крупном размере — такая, которая в 200 и более раз превышает НМДГ, то есть более 160 тыс. грн, в особо крупном размере — такая, которая в 500 и более раз превышает НМДГ, то есть свыше 400 тыс. грн.

Как видим, данные показатели не привязаны к 1 января 2017 года, а значит, они будут меняться, когда будет возрастать прожиточный минимум.

Также при определении размера залога по ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Украины с 01.01.2017 г. применяют показатель прожиточного минимума для трудоспособных лиц вместо минзарплаты.

{module[205]}

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!