Нормы расхода предназначены для планирования потребностей предприятия в горюче-смазочных материалах (далее ГСМ) и контроля за их расходованием. Порядок определения норм расхода регламентирован Приказом № 43 Минтранса Украины.
Виды норм
Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расхода ГСМ (табл.1).
Таблица 1 (виды норм расхода и их определение)
Виды норм |
Описание |
Значения |
Базовые линейные нормы на пробег автомобиля |
Устанавливаются на 100 км пробега |
Приведены в приложениях А, Бк Приказу № 43 |
Нормы на выполнение транспортной работы H w |
Учитывают дополнительные расходы при перевозке грузов. Устанавливаются на 100 тонно-километров (ткм). Применяются для: |
Приведены в пп. 1.31.4 Приказа № 43. |
Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg |
Учитывают расход топлива при изменении снаряженной массы |
|
Нормы на маневрирование в местах погрузки и разгрузки и выполнения операций по разгрузке Hz |
Применяются для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами. Учитывают расход топлива при маневрировании и операциях погрузки (разгрузки) |
Рассчитываются по формуле: H z = 0,02• Gв, где Gв грузоподъемность автомобиля в тоннах. |
Нормы на пробег при выполнении специальной работы Hsc |
Устанавливаются на 100 км |
Приведены в Таблице Б.2 приложения Б к Приказу № 43 |
Нормы на работу специального оборудования, установленного на автомобиле Hоб |
Устанавливаются на 1 час работы или на одну выполненную операцию |
Приведены в Таблице Б.1 приложения Б к Приказу № 43 |
Нормы на работу автономного (независимого) обогревателя Hон |
Устанавливаются на 1 час работы и корректируются в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды по правилам, установленным п. 1.8 Приказа № 43. |
Приведены в приложении Гк Приказу № 43 |
Для моделей, отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, устанавливаются временные индивидуальные базовые линейные нормы, которые разрабатываются ДержавтотрансНДІпроектом на договорных условиях по заявкам заводов-производителей или владельцев автомобилей.
Временные линейные нормы
Для моделей и модификаций, не имеющих существенных конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели снаряженной массой (не являются серийными), нормы определяются в том же порядке, что и для базовой модели, а разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на 1 тонну снаряженной массы Hg в соответствии с п. 1.4 Приказа № 43.
Если различие в массах вызвано установкой специального оборудования, то нормы на пробег без работы рассчитываются по этому же принципу.
Для автомобилей с газобаллонными (газодизельными) двигателями, автомобилей, использующих другие виды альтернативного либо смесевого топлива и отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, нормы определяются с учетом требований пп. 2.1.4 Порядка № 43.
Корректировочные коэффициенты
Коэффициенты бывают двух типов: повышающие и понижающие (см. табл. 2 и 3)
Таблица 2 (повышающие коэффициенты)
№ п/п |
Коэффициент |
Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента |
1 |
Работа в холодное время года |
пп. 3.1.1 |
2 |
Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом |
пп. 3.1.2 |
3 |
Работа на дорогах со сложным планом |
пп. 3.1.3 |
4 |
Работа в условиях города |
пп. 3.1.4 |
5 |
Работа с частыми остановками |
пп. 3.1.5 |
6 |
Работа, требующая пониженных скоростей |
пп. 3.1.6 |
7 |
Работа в в тяжелых и сверхтяжелых путевых условиях за пределами дорог общего пользования |
пп. 3.1.7 |
8 |
Работа в сверхтяжелых путевых условияхна дорогах общего пользования |
пп. 3.1.8 |
9 |
При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями и вышедшими после капитального ремонта |
пп. 3.1.9 |
10 |
Для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет |
пп. 3.1.10 |
11 |
Почасовая работа грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей |
пп. 3.1.11 |
12 |
Учебная езда |
пп. 3.1.12 |
13 |
Использование систем отопления (охлаждения) в салоне автомобиля |
пп. 3.1.13 |
14 |
Для автомобилей-фургонов; бортовых автомобилей и автопоездов оборудованных тентами; грузовых автомобилей во время перевозки крупногабаритных грузов; спецавтомобилей с техоборудованием; оперативных ТС |
пп. 3.1.14 |
15 |
Для оперативных ТС, оборудованных специальной сигнализацией и исполняющих неотложные служебные задания |
пп. 3.1.15 |
Таблица 3 (понижающие коэффициенты)
№ п/п |
Коэффициент |
Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента |
1 |
Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования |
пп. 3.2.1 |
2 |
Работа за пределами городов на автомагистралях |
пп. 3.2.2 |
3 |
Эксплуатация городских автобусов, помеченных в таблицах А.3, А.4 знаком *, в режиме по заказу или с другими целями, но не на постоянных маршрутах |
пп. 3.2.3 |
4 |
Дополнительные понижающие коэффициенты по решению руководства предприятия |
пп. 3.2.4 |
Суммарный корректировочный коэффициент определяется по формуле:
K S = K 1 + K 2 + ... + K n.
Пример 1 |
Автомобиль Volkswagen "Golf" с объемом цилиндров двигателя 1600см3 эксплуатируется в условиях г. Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. При таких условиях применяются повышающие коэффициенты: 1. За работу в городе до 15 %. 2. За работу в холодное время года до 6 %. Конкретная величина, используемая при расчете норм расхода, утверждается распоряжением по предприятию. |
Кроме того, Приказом № 43 предусмотрены нормы дополнительного потребления топлива на вынужденные простои, технические нужды и т. д. Нормы дополнительного потребления устанавливаются в соответствии с требованиями п. 3.4 Порядка № 43.
Расчет нормативного объема расхода топлива
В зависимости от типа автомобиля и характера работы применяются различные формулы:
- легковые автомобили и автобусы:
Qн = 0,01• Hs• S•(1 + 0,01• KS), где:
H s - базовая норма;
S - пробег;
K S - общий корректировочный коэффициент, %;
- автомобили, автобусы в случае использования автономных (независимых) обогревателей:
Q он =H он • 0,01•K Т + H он •T он, где:
Qон - максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;
Hон - базовая норма расхода на работу независимого обогревателя (приложение Г к Приказу № 43), л/час;
КТ - процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха (определяется в соответствии с п. 1.8 Порядка № 43);
Tон - обоснованная и надлежащим образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя;
- бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи в составе автопоездов, автомобили-фургоны, грузопассажирские автомобили (при ведении учета работы в тонно-километрах):
Q н = 0,01•(H san •S + H w • W)•(1 + 0,01•KS),
H san= H s + H g •Gnp, где:
H s - базовая норма;
H g - норма расхода на одну тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа);
Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);
H w -норма на транспортную работу;
W -объем транспортной работы (W = Gван •Sван, где: Gван - масса груза, Sван - пробег с грузом);
K S -общий корректировочный коэффициент, %;
- легковые автомобили с прицепами и автобусы с прицепами нормативные расходы топлива рассчитываются так же, как и для грузовых автомобилей, с учетом требований п. 4.3 Порядка № 43.
- автомобили-самосвалы и самосбрасывающие автопоезда:
Q н = 0,01•H sanc • S•(1 + 0,01•KS) + H z•Z,
H sanc = H s + H w •(G np + 0,5•g), где:
Hsanc - линейная норма;
H s - базовая линейная норма;
H w - норма на транспортную работу;
Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);
g - грузоподъемность прицепа;
Hz - норма на поездку с грузом автомобиля-самосвала;
Z - количество поездок с грузом;
K S -общий корректировочный коэффициент, %;
- специальные автомобили, выполняющие специальную работу во время движения:
Q н = 0,01•(Hs •S + Hsc •Sc)•(1 + 0,01•KS) + Hn•N, где:
Hs - базовая линейная норма;
S - пробег без специальной работы;
Hsc - норма при выполнении специальной работы;
S c - пробег при выполнении специальной работы;
Hn - норма на разбрасывание одного кузова песка (смеси), согласно таблице Б.2;
N - количество кузовов разбросанного песка (смеси) за смену;
K S - общий корректировочный коэффициент, %.
Пример 2 |
Автомобиль Volkswagen Golf с объемом цилиндров двигателя 1600 см 3 и 5-ступенчатой механической коробкой передач эксплуатируется в условиях г.Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. Приказом по предприятию установлены следующие повышающие коэффициенты: 1. За работу в городе 15 %. 2. За работу в холодное время года 6 %. Суммарный коэффициент 21 %. Базовая линейная норма согласно таблице А.2 приложения А к Приказу № 43равна 8,0 л/100 км. Пробег составил 220 км. Норма расхода ГСМ = 0,01 x 8,0 x 220 x (1 + 0,01 x 21) = 21,296 л. |
Комментарии