Валютное регулирование в 2019 году
  • Регистрация
ruenuk

7 февраля 2019 года вступил в силу Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее — Закон о валюте), являющийся основой для новой системы валютного регулирования. Во исполнение настоящего Закона НБУ утвердил ряд нормативно-правовых актов. Рассмотрим как на деятельность участников валютных операций повлияет:

  • постановление Правления НБУ «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях» от 02.01.2019 г. № 8 info 4;
  • постановление Правления НБУ «Об утверждении изменений к некоторым нормативно-правовым актам Национального банка Украины» от 02.01.2019 г. № 9 info 4;
  • постановление Правления НБУ «Об утверждении Правил функционирования Системы подтверждения соглашений на валютном рынке Украины» от 02.01.2019 г. № 10 info 4;
  • постановление Правления НБУ «О документе для учета и регистрации валютно-обменных операций» от 04.01.2019 г. № 16 info 4.

Выше перечисленные нормативные акты начнут действовать с момента вступления в силу нового Закона о валюте.

Проверка документов

Одним из ключевых документов, которые утвердил НБУ, является Положение № 8. Оно заменило Положение о порядке осуществления банками анализа и проверки документов (информации) о финансовых операциях и их участниках, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.08.2016 г. № 369 info 4.

В отличие от Положения № 369, Положение № 8 ориентируется не на финансовые, а на валютные операции.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о валюте, валютная операция — операция, которой присущ хотя бы один из следующих признаков:

  • операция связана с переходом права собственности на валютные ценности и (или) права требования и связанных с этим обязательств, предметом которых являются валютные ценности, между резидентами, нерезидентами, а также резидентами и нерезидентами, кроме операций, осуществляемых между резидентами, если такими валютными ценностями является национальная валюта;
  • торговля валютными ценностями;
  • трансграничный перевод валютных ценностей и трансграничное перемещение валютных ценностей.

Положение № 8 (п.п. 1, 3) обязывает банки, небанковские финансовые учреждения и операторов почтовой связи, имеющих действующую лицензию на осуществление валютных операций (далееуполномоченные учреждения) обеспечить всесторонний анализ и проверку документов (информации) относительно:

  • купли иностранной валюты с целью осуществления расчетов/переводов средств за пределы Украины, на инвестиционные счета, текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине;
  • осуществления расчетов/переводов в гривнях и иностранной валюте за пределы Украины, на инвестиционные счета, текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине;
  • осуществления расчетов/переводов денежных средств в пользу нерезидентов через филиалы банков, открытые на территории других государств;
  • зачисления средств в гривнях и иностранной валюте, поступивших со счетов, открытых в Украине, на инвестиционные счета, текущие счета нерезидентов-юрлиц, открытые в Украине.

Во времена действия предшественника Положения № 8 — Положения № 369 — данная обязанность возлагалась только на банки.

Обратите внимание! Требование касаемо проверки документов НЕ распространяется на валютные операции, осуществляемые:

  • государством или под государственные гарантии;
  • по проектам (программам) международной технической помощи, прошедшим госрегистрацию;
  • по проектам, которые осуществляются на основании соглашений между Украиной и Европейским Союзом об участии Украины в международных программах Европейского Союза;
  • по международно-техническим программам и проектам, зарегистрированным в соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 66 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 26.11.2015 г. № 848-VIII;
  • с целью использования грантов от международных финансовых организаций, членом которых является Украина, в пользу юридического лица — резидента, финансирование которого осуществляется за счет таких грантов и в органах управления которого участвует Правительство Украины;
  • во исполнение договоров, заключенных резидентами с международными финансовыми организациями, членом которых является Украина, и к договорам с международными финансовыми организациями, относительно которых Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям;
  • во исполнение договоров, заключенных резидентами с юридическими лицами — нерезидентами, если какая-либо из сторон договора и/или соответствующей валютной операции включена в список 2000 крупнейших публичных компаний мира (Forbes Global 2000) или является их дочерней либо аффилированной;
  • с целью проведения расчетов между субъектами хозяйственной деятельности Украины и иностранными субъектами хозяйственной деятельности в рамках международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
  • на незначительную сумму — 150000 грн (ст. 15 Закона Украины «О предупреждении
  • и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII, далее — Закон № 1702). Это же 150-тысячное ограничение было и в Положении № 369. Данное исключение не применяется, если осуществлялось дробление валютной операции;
  • с целью возврата денежных средств, полученных иностранными инвесторами от продажи листинговых ценных бумаг на фондовых биржах.

Исключения для двух последних видов валютных операций и валютных операций, осуществляемых во исполнение договоров, по которым одна из сторон включена в список 2000 крупнейших публичных компаний мира (Forbes Global 2000), НЕ распространяются на валютные операции, участником которых или конечным бенефициарным владельцем (контролером) участника валютной операции является юридическое или физическое лицо, имеющее местонахождение (зарегистрированное/постоянно проживающее) в стране, которая признана Верховной Радой Украины государством-агрессором/государством-оккупантом. (п.п. 4, 5 Положения № 8)

Ранее в данном перечне были еще и финансовые операции, которые осуществлялись на основании индивидуальных лицензий НБУ и по кредитам, займам, привлекаемым в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или от международных финансовых организаций, членом которых является Украина, или от международных финансовых организаций, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям.

Проверка документов в части валютных операций, определенных Положением № 8, осуществляется до момента проведения валютной операции с целью выявления сомнительной валютной операции. Если валютная операция является сомнительной, то уполномоченное лицо ее НЕ осуществляет (п. 10 Положения № 8).

Как указано в ч. 5 п. 2 Положения № 8, сомнительна валютная операция — это валютная операция, характер или последствия проведения которой дают основания считать, что она может быть связана с избежанием и/или неисполнением требований и ограничений, предусмотренных законодательством Украины.

При этом выявление сомнительной валютной операции может осуществляться путем установления наличия индикатора, указанного в приложении к Положению № 8(включая индикатор, установленный по собственному усмотрению уполномоченного учреждения). По одной валютной операции могут быть установлены несколько индикаторов. Перечень индикаторов приведен в таблице 1.

Перечень индикаторов, наличие которых свидетельствует о сомнительности валютной операции

Таблица 1

№ индикатора

Индикаторы

11

Объем валютных операций не совпадает с объемами обычной деловой активности субъекта валютной операции

12

Осуществление физлицом валютной операции, не связанной с предпринимательской деятельностью, на сумму (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления операции), которая превышает размер, установленный для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу согласно законодательству в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (150000 грн), кроме:

  • операций по оплате расходов на лечение в медицинских заведениях иностранного государства;
  • оплаты расходов на транспортировку больных;
  • оплаты расходов, связанных со смертью граждан за рубежом (транспортные расходы и расходы на погребение);
  • оплаты расходов на обучение (исключительно для оплаты учебного процесса);
  • перевода средств, полученных как оплата труда нерезидентами в Украине;
  • перевода пенсий, алиментов;
  • перевода средств на сумму, не превышающую 50000 долларов США, или на сумму, эквивалентную указанной сумме по официальному курсу НБУ на дату осуществления операции, которая проводится на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных, следственных и других правоохранительных органов, а также с целью оплаты расходов иностранным судебным, следственным, нотариальным и другим полномочным органам (включая уплату налогов, сборов, прочих обязательных платежей)

13

Осуществление юридическим лицом или физлицом-предпринимателем валютной операции в пределах введенных НБУ лимитов на проведение отдельных валютных операций, которые должны быть отражены в автоматизированной информационной системе НБУ «Лимиты валютных операций»

21

Вид продукции/работы/услуги/актива (включая ценные бумаги, корпоративные права, обязательства по аграрным распискам) не является характерным для обычной деятельности субъекта валютной операции

22

Несоответствие сути валютных операций содержанию деятельности субъекта валютной операции/контрагента

23

Валютные операции, экономическая целесообразность (смысл) по которым отсутствует и/или не содержат очевидной законной цели

24

  • Несоответствие между стоимостью продукции/работы/услуги/актива (включая ценные бумаги, корпоративные права, обязательства по аграрным распискам), заявленной в сделке/счете-фактуре/актах выполненных работ, и ее (его) справедливой рыночной ценой, сложившейся на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородных продукции/работы/услуги/актива (включая ценные бумаги, корпоративные права, обязательства по аграрным распискам);
  • несоответствие стоимости внешнего привлечения по отдельному договору кредитования рыночным условиям

25

Валютные операции с целью осуществления расчетов (предоплаты), связанные с имеющимися рисками невыполнения контрагентом-нерезидентом обязательств относительно поставки товаров по внешнеэкономическому договору (включая наличие нарушений контрагентом-нерезидентом законодательно установленных сроков расчетов, создание запутанных и/или искусственных условий осуществления платежей, наличие законодательных ограничений касаемо ввоза товаров на территорию Украины)

26

Основным источником происхождения денежных средств (активов) субъекта валютной операции является финансовая помощь

31

Согласно договору осуществляются расчеты в пользу третьей стороны

32

Валютные операции согласно договору осуществляются:

  • с использованием векселей;
  • поручителем на основании договоров поручительства;
  • в пользу стороны, приобретшей права в результате уступки права требования в обязательстве;
  • стороной, приобретшей обязательства в результате перевода долга;
  • с использованием зачета встречных однородных требований

33

Наличие соглашений/дополнительных соглашений, предусматривающих поставку продукции на таможенную территорию других стран

34

Уплата штрафных санкций (включая уплату по решению суда или мировому соглашению, возмещение убытков)

41

Условия расчета по валютной операции предусматривают использование юридических лиц (компаний-оболочек), имеющих признаки, указанные в рекомендациях Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) (включая наличие непрозрачной структуры собственности)

42

Участники валютных операций имеют регистрацию, место жительства или местонахождение в государствах (на территориях), включенных в сформированный уполномоченным учреждением список рисковых государств (территорий)

43

Банк контрагента по валютной операции включен НБУ в перечень иностранных банков, используемых субъектом валютной операции для осуществления валютных операций, которые содержат/могут содержать признаки рисковых финансовых операций

51

Выполнение обязательств по импортным договорам (контрактам) относительно осуществления расчетов за фактически поставленную продукцию на территорию Украины по таможенным декларациям, оформление которых было проведено до 1 января календарного года, предшествующего моменту валютной операции/намерению осуществления валютной операции

61

Валютная операция по возврату иностранному инвестору/нерезиденту дивидендов

71

Валютная операция по перечислению субъектом валютной операции — постоянным представительством юридического лица — нерезидента на счет юридического лица — нерезидента, интересы которого представляет на территории Украины данное представительство

72

Валютная операция по возврату иностранному инвестору/нерезиденту средств, полученных от продажи корпоративных прав/ценных бумаг

81

Регулярное осуществление связанных валютных операций, не требующих предоставления документов, группой лиц в пользу одного контрагента на незначительную сумму

82

Дробление валютной операции — искусственное деление общей суммы валютной операции, подлежащей анализу и проверке в соответствии с требованиями Положения № 8, которая предусматривает одновременное наличие следующих признаков:

  • валютные операции осуществляются одним лицом;
  • валютные операции связаны между собой одними контрагентами, основаниями (договором, контрактом, соглашением, иным документом, который применяется в международной практике и может считаться договором), назначением валютной операции;
  • каждая валютная операция осуществляется на незначительную сумму;
  • валютные операции осуществляются не менее трех раз в календарную неделю и/или десяти раз в календарный месяц;
  • общая сумма валютных операций за календарную неделю превышает двукратный размер и/или за календарный месяц — восьмикратный размер (в эквиваленте по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления операции), установленный для финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу согласно законодательству в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма либо финансированию распространения оружия массового уничтожения ;
  • прочие признаки дробления валютных операций, установленные по собственному усмотрению уполномоченного учреждения

91

Наличие прочих индикаторов валютной операции (по собственному усмотрению уполномоченного учреждения)

Такие же индикаторы были и в Положении № 369. Правда, есть и новые, в частности:

  • осуществление юрлицом или ФЛП валютной операции впределах введенных НБУ лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • несоответствие стоимости внешнего привлечения по отдельному договору кредитования рыночным условиям;
  • основным источником происхождения денежных средств (активов) субъекта валютной операции является финансовая помощь;
  • регулярное осуществление связанных валютных операций, не требующих предоставления документов, группой лиц в пользу одного контрагента на незначительную сумму;
  • дробление валютной операции.

Что же будет проверяться? С целью выявления сомнительных валютных операций уполномоченное учреждение будет осуществлять первичный анализ документов (информации) о валютных операциях. При этом Положение № 8 не конкретизирует, какие именно документы здесь будут проверяться, но определяет, какие дополнительные документы необходимо истребовать у субъекта валютной операции, если по какой-либо валютной операции будет установлено наличие индикатора (их может быть и несколько). С перечнем таких документов в разрезе указанных индикаторов можно ознакомиться в приложении к Положению № 8. Такой же перечень дополнительных документов содержался и в Положении № 369.

К тому же в п. 9 Положения № 8 указано, что перечень дополнительных документов не является исчерпывающим. То есть уполномоченное учреждение может еще и самостоятельно определять объем и перечень дополнительных документов при условии обеспечения выполнения достаточности и адекватности принятых мер.

Кроме того, уполномоченное учреждение может пользоваться информацией о субъектах валютной операции, их контрагентах, учредителях (участниках) и должностных лицах из публичных источников, включая Интернет, или других уполномоченных учреждений (п. 10 Положения № 8).

Лицензирование

С 07.02.2019 упраздняются (теряют силу) индивидуальные и генеральные лицензии НБУ на осуществление валютных операций, кроме генеральных лицензий на осуществление валютных операций, выданных НБУ небанковским финансовым учреждениям, операторам почтовой связи (п. 7 ст. 16 Закона о валюте).

Небанковские финансовые учреждения, операторы почтовой связи будут продолжать пользоваться генеральными лицензиями, выданными НБУ до 07.02.2019, вплоть до истечения срока их действия. После чего смогут обратиться в НБУ за новой лицензией, которая, кстати, будет действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о валюте). Конечно, если намерены будут осуществлять валютные операции, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Закона о валюте.

Банки после введения в действие Закона о валюте (с 07.02.2019) продолжают осуществлять валютные операции на основании банковской лицензии.

Заметим: тому, кто до 07.02.2019 подал на рассмотрение НБУ документы для получения индивидуальных и генеральных лицензий и к указанному времени так и не получил решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии, данные документы будут возвращены без рассмотрения.

С 07.02.2019 оформление лицензии на осуществление валютных операций небанковским финансовым учреждениям, операторам почтовой связи будет осуществляться в порядке, определенном Законом о валюте и нормативно-правовыми актами НБУ, в частности, и Положением о порядке выдачи небанковским финансовым учреждениям, операторам почтовой связи лицензий на осуществление валютных операций, утвержденным постановлением Правления НБУ от 09.08.2002 г. № 297 info 4, с учетом изменений, внесенных в него Постановлением № 9.

При этом НБУ будет вести электронный реестр выданных лицензий — будет делать соответствующую запись в реестре в течение 3-х рабочих дней со дня принятия Правлением НБУ решения о выдаче лицензии. Причем лицензия вступит в силу со дня внесения в электронный реестр записи о ее выдаче.

Кроме того, Постановление № 9 немного изменило и требования (изложенные в п. 15 Положения № 297) для получения небанковскими финучреждениями, операторами почтовой связи лицензий НБУ. Приведем их в таблице 2.

Требования для получения небанковскими финучреждениями, операторами почтовой связи лицензий НБУ

Таблица 2

№ п/п

Требования для получения лицензии НБУ

Для небанковских финучреждений

Для операторов почтовой связи

1

Срок деятельности

не менее года

не менее 3 лет

2

Соответствие финансового состояния требованиям р. IV Положения № 297относительно:

  •  соответствия финансового состояния небанковского финансового учреждения запланированным в бизнес-плане объемам и характеру деятельности

  • наличия минимального собственного капитала:
   
  • для осуществления валютных операций, связанных с предоставлением кредитов (займов) и/или привлечением финансовых активов

100 млн грн

  • для осуществления расчетов в иностранной валюте на территории Украины по договорам страхования жизни

300 млн грн

  • для осуществления валютных операций по переводу средств, не предусматривающих использование наличности в национальной и иностранной валютах

10 млн грн

  • для осуществления торговли валютными ценностями в наличной форме или осуществления других валютных операций, предусматривающих использование наличности в национальной и/или иностранной валютах
  •  при наличии НЕ более 50 структурных подразделений, в которых осуществляются соответствующие валютные операции, — 5 млн грн;
  •  при наличии более 50 структурных подразделений, в которых осуществляются соответствующие валютные операции, — 5 млн грн + 5 млн грн на каждые следующие 50 структурных подразделений
  • для осуществления прочих валютных операций из перечня, предусмотренного п. 3 р. I Положения № 297 (кроме валютных операций, указанных в подпунктах 1–4 п. 27 р. IV Положения № 297)

15 млн грн

Заметим: требования к размеру минимального собственного капитала не добавляются при осуществлении небанковским учреждением двух или более видов валютных операций(пп. 5 п. 27 Положения № 297)

  •  наличия денежных средств в сумме, достаточной для выполнения бизнес-плана в первый год осуществления своей деятельности

но не менее 1 млн грн

  •  наличия минимального размера дохода оператора почтовой связи от предоставления услуг почтовой связи

не менее 50% от общего размера дохода за предыдущий отчетный год/на последнюю отчетную дату

  •  отсутствия у небанковского финансового учреждения:
  •  финансовых инвестиций в капитал ключевых участников в ее структуре собственности, суммарный размер которых превышает 25% собственного капитала небанковского финансового учреждения;
  •  задолженности по уплате налогов и сборов

3

Соответствие небанковского финансового учреждения, его руководителей, владельцев существенного участия в нем требованиям относительно деловой репутации и профессиональной пригодности

Требования определены в р. V Положения № 297

4

Соответствие структуры собственности небанковского финансового учреждения требованиям р. VI Положения № 297

5

Наличие минимального количества структурных подразделений, помещения которых соответствуют требованиям нормативно-правовых актов НБУ, регулирующих порядок торговли валютными ценностями в наличной форме и по вопросам организации защиты помещений небанковских учреждений в Украине

не менее 50 структурных подразделений, расположенных на территории не менее 50% областей Украины (кроме, временно оккупированной территории и территории, на которой временно не осуществляют своих полномочих органы государственной власти Украины)

6

Наличие минимального размера доходов за предыдущий отчетный год/на последнюю отчетную дату, полученных от предоставления услуг почтовой связи

не менее 50% доходов за предыдущий отчетный год/на последнюю отчетную дату

7

Представление в Национальный банк полного пакета документов, определенных Положением № 297

8

Отсутствие существенных нарушений валютного законодательства в течение последних 6 месяцев или двух и более случаев применения НБУ в течение года мер воздействия за нарушение валютного законодательства (подробнее — в пп. 7 п. 15 Положения № 297)

 

Подтверждение соглашений на операции по купле/продаже инвалюты с Нацбанком

С целью реализации требований нового валютного законодательства Нацбанк также утвердил Правила функционирования Системы подтверждения соглашений на валютном рынке Украины (утверждены Постановлением № 10).

Данный документ определяет порядок подачи и подтверждения заявок на участие в Системе подтверждения соглашений ВалКли для очуществления операции по купле/продаже инвалюты с Нацбанком для проведения валютной интервенции и купли/продажи инвалюты на условиях «своп».

Нацбанк также продлевает время работы Системы подтверждения соглашений с 17-30 до 19-00 (с понедельника по пятницу) для удобства банков, которые будут иметь больше времени для предоставления Нацбанку информации об имеющейся сумме средств в гривнях на счете 2900 (счет для резервирования денежных средств клиентов для купли иностранной валюты) и о запланированном на следующий день объеме обязательной продажи валютных поступлений.

Расчетный документ РРО для валютно-обменных операций

Как указано в абз. 2 ст. 8 Закона о РРО, Нацбанк должен устанавливать форму, содержание и порядок ведения расчетных документов, а также форму и порядок представления отчетности, связанной с применением РРО при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты.

В связи с этим Нацбанком было принято Постановление № 16, в котором прописано: при осуществлении валютно-обменных операций форма и содержание расчетного документа РРО уполномоченного учреждения (кроме банка), пункта обмена иностранной валюты уполномоченного учреждения и квитанции/чека, формируются платежным устройством уполномоченного учреждения (кроме банка), должны соответствовать требованиям Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом Минфина Украины от 21.01.2016 г. № 13.

Вместе с тем формы таких документов должны дополнительно содержать следующую информацию:

  • название операции (купля, продажа, обмен иностранной валюты, операция сторно);
  • название и код принятой валюты;
  • сумму принятой валюты;
  • курс, кросс-курс;
  • название и код валюты к выдаче;
  • сумму валюты к выдаче;
  • сумму комиссии;
  • данные о клиенте (фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица). Такие данные заполняются только при осуществлении валютно-обменной операции на сумму (в эквиваленте), равную или превышающую 150000 грн (п. 2 Постановления № 16 и ст. 15 Закона № 1702);
  • дополнительные реквизиты, необходимые для проведения валютно-обменных операций.

Кроме того, расчетный документ РРО дополнительно должен содержать следующие реквизиты (п. 3 Постановления № 16):

  • подпись клиента (проставляется, если сумма валютно-обменной операции равна или превышает в эквиваленте 150000 грн);
  • подпись работника уполномоченного учреждения, получившего соответствующую лицензию Нацбанка;
  • оттиск штампа.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!