Большинство предприятий имеет автотранспорт, подлежащий периодическому техосмотру и ремонту.
Техническое обслуживание
Порядок осуществления технического обслуживания и ремонтных работ автотранспортных средств, используемых субъектами предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами независимо от их форм собственности, определен в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. №102 (далее Положение № 102).
Согласно пункту 1.2 Положения №102 целью технического обслуживания и ремонта является:
- поддержание технически исправного состояния и надлежащего внешнего вида дорожных транспортных средств;
- обеспечение надежности и экономичности;
- обеспечение безопасности движения и экологической безопасности.
Техническое обслуживание (ТО) представляет собой операции или комплекс операций для поддержания работоспособности или исправности автотранспортного средства в период его использования по назначению, хранения и транспортировки (п.1.3 Положения № 102).
Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с п.3.8 Положения №102 ежедневное обслуживание, ТО и сезонное ТО автотранспорта не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам улучшения автотранспорта.
Перечень операций ТО-1 и ТО-2 представлен в приложениях А и Б к Положению №102.
Периодичность проведения ТО
В соответствии с п.3.9 и п.3.10 Положения №102 ТО-1 и ТО-2 рекомендуется осуществлять периодически в зависимости от пробега ДТС:
Тип дорожно-транспортного средства (ДТС) |
Периодичность видов ТО, км |
||
ежедневное |
ТО-1 |
ТО-2 |
|
Автомобили легковые; автобусы; автомобили грузовые; автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов; |
Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен |
5 000 |
20 000 |
полуприцепы |
4 000 |
16 000 |
Таким образом, сущность работ, связанных с ТО, заключается в том, что они направлены на поддержание автотранспортных средств в рабочем состоянии. Такие работы предусматривают наладку, регулировку, проверку и смазку рабочих агрегатов автомобилей. При этом не изменяются конструктивные характеристики автомобиля или его базовых агрегатов.
Бухгалтерский и налоговый учет операций ТО
В бухгалтерском учете согласно пункту 15 ПБУ 7 Основные средства расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.
В налоговом учете в соответствии с подпунктом 8.1.2 Закона о прибыли суммы расходов на проведение любых видов ремонтов увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 5 с целью амортизации.
Как было отмечено, расходы на ТО транспортных средств не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонтам, направленным на их улучшение, значит, их нельзя отнести на увеличение балансовой стоимости автомобилей. Такие расходы осуществляются с целью поддержания в рабочем состоянии автотранспорта, используемого в производственной деятельности предприятия, следовательно, включение их в состав валовых расходов правомерно согласно п.п.5.2.1 Закона о прибыли.
Что касается обслуживания легковых автомобилей, то п.п.5.4.10 Закона о прибыли никаких ограничений относительно включения в состав валовых расходов сумм расходов на ТО легковых автомобилей не предусмотрено.
В практической деятельности чаще всего техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт осуществляется водителем автомобиля. Предприятие может заключить договор со станцией техобслуживания (СТО) на выполнение таких работ и расходы, связанные с их оплатой, включать в состав валовых расходов на основании документов, выданных СТО. Работы, выполненные станцией техобслуживания, должны соответствовать перечням работ ТО-1 и ТО-2, определенным Положением №102.
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ТО автотранспорта рекомендуется отобразить следующим образом:
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
Налоговый учет |
||
Д-т |
К-т |
ВД |
ВР |
|||
1 |
Оплачены услуги СТО |
631 |
311 |
2 400 |
- |
2 000 |
2 |
Отражены расходы на техническое обслуживание: |
|||||
- легкового автомобиля; |
92 |
631 |
500 |
- |
- |
|
- грузового автомобиля |
91 |
631 |
1 500 |
- |
- |
Текущий и капитальный ремонт
Текущий ремонт автотранспорта предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Выполняется в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния транспортного средства или при наличии в нем неисправностей (п.3.12 Положения №102).
Текущим ремонтом считаются работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).
Перечень базовых агрегатов ДТС представлен в приложении Г к Положению №102.
Согласно нормам Положения №102 одновременная замена, например, коробки передач и рулевого управления рассматривается как операция текущего ремонта. Причем любой ремонт агрегатов является текущим ремонтом ДТС.
Капитальный ремонт автотранспорта предназначен для продления срока его эксплуатации и выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением каких-либо частей, в т.ч. и базовых. Он проводится в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния (п.1.3, п.3.15 Положения №102).
Под ресурсом подразумевается суммарная наработка автотранспорта с начала его эксплуатации или восстановления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние, т. е. в такое состояние, при котором его последующее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, или восстановление его неисправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой:
- кузова для автобусов и легковых автомобилей;
- рамы для грузовых автомобилей;
- одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.
Бухгалтерский и налоговый учет операций по текущему и капитальному ремонту
В бухгалтерском учете, расходы, осуществляемые для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии и не связанные с его улучшением, включаются в состав расходов.
Согласно п.14 ПБУ 7 Основные средства суммы расходов, связанные с улучшением объекта основных средств, увеличивают его первоначальную стоимость. Улучшение основных средств предполагает увеличение экономической эффективности от их использования в хозяйственной деятельности предприятия. Капитальным ремонтом является модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п., для автомобилей одновременная замена не менее трех базовых агрегатов. В этом случае в бухгалтерском учете балансовая стоимость автотранспортного средства увеличится на сумму стоимости установленных агрегатов и работ, связанных с их установкой. Все остальные виды ремонтов включаются в состав расходов.
В налоговом учете согласно п.п.5.3.2 Закона о прибыли расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов не включаются в состав валовых расходов. Расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других улучшений основных фондов подлежат амортизации. Таким образом, в налоговом учете как расходы, связанные с заменой рамы или кузова автомобиля, так и замена, например, стеклоочистителя будут увеличивать балансовую стоимость групп основных фондов с целью амортизации.
В соответствии с п.п.8.7.1 Закона о прибыли налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода.
Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость группы 5 или отдельных объектов основных фондов группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости групп и отдельных объектов основных фондов группы 1 на начало расчетного квартала.
Вывод из эксплуатации основных фондов любой группы на ремонт, в т. ч. и автотранспорта, должен осуществляться на основании приказа руководителя предприятия. Проведение любых видов ремонтных работ автотранспорта без соответствующего документального оформления не является доказательством вывода основных фондов из эксплуатации.
В бухгалтерском и налоговом учете операции текущего капитального ремонта рекомендуется отразить следующим образом:
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
Налоговый учет |
||
Д-т |
К-т |
ВД |
ВР |
|||
1 |
Оплачен двигатель для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24 |
631 |
311 |
4 548 |
- |
- |
2 |
Оплачена рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ |
631 |
311 |
6 480 |
- |
- |
3 |
Оприходованыдвигатель и рама |
207 |
631 |
9 190 |
- |
- |
4 |
Оплачены услуги СТО за установку рамы и двигателя |
631 |
311 |
1 800 |
- |
- |
5 |
Списан двигатель, использованный для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24 согласно акту выполненных работ |
92 |
207 |
3 790 |
- |
-* |
6 |
Списаны расходы, связанные с заменой двигателя |
92 |
631 |
550 |
- |
- * |
7 |
Списана рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ согласно акту выполненных работ |
152 |
207 |
5 400 |
- |
-* |
8 |
Списаны расходы, связанные с заменой рамы |
152 |
631 |
950 |
- |
-* |
9 |
Оплачены кольца поршневые для автомобиля МАЗ |
631 |
311 |
72 |
- |
-* |
10 |
Получены и оприходованы кольца поршневые |
207/скл |
631 |
60 |
- |
- |
11 |
Выданы кольца поршневые со склада в подотчет водителя для установки |
207/экс |
207/скл |
60 |
- |
- |
12 |
На основании актов списания списаны кольца поршневые с под отчета водителя |
806** |
207/экс |
60 |
- |
п. 5.9* |
13 |
Начислена заработная плата водителю |
811 |
661 |
20 |
- |
- |
14 |
Отражены отчисления в соцфонды (условно) |
82 |
65 |
7,60 |
- |
- |
*В налоговом учете включается в состав валовых расходов в пределах 10% балансовой стоимости основных фондов группы 5 на начало года.
**В бухгалтерском учете включается в состав расходов, т.к. текущий ремонт не является улучшением автомобиля, а восстанавливает его работоспособность.
Замена шин и аккумуляторов
В соответствии с п.3.19 Положения №102 операции замены на дорожно-транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам их улучшения. Такие операции не относятся и к текущему ремонту, т. к. они предусматривают замену износившихся узлов новыми в соответствии с установленными нормами эксплуатации. Следовательно, расходы, связанные с приобретением и заменой шин и аккумуляторов, в бухгалтерском учете относятся к нормативным эксплуатационным расходам предприятия, связанным с использованием автотранспорта. Поэтому они не увеличивают балансовую стоимость автотранспортных средств, а в соответствии с п.7 ПБУ 16 Расходы относятся к расходам того отчетного периода, в котором они были осуществлены.
В налоговом учете указанные расходы также включаются в состав валовых расходов, т. к. они не относятся к операциям, связанным с улучшением основных средств, в т. ч. и к текущему ремонту.
Основанием для списания шин являются Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97г. № 420. Для аккумуляторных батарей срок службы установлен разделом 5 Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерних батарей колесных, тракторных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 20.05.2006 г. № 489.
В бухгалтерском и налоговом учете операции замены шин и аккумуляторных батарей отразятся следующим образом:
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма, грн. |
Налоговый учет |
||
Д-т |
К-т |
ВД |
ВР |
|||
1 |
Оплачены шины для грузового автомобиля |
631 |
311 |
1 320 |
- |
1 100 |
2 |
Оплачен аккумулятор к легковому автомобилю |
631 |
311 |
108 |
- |
90 |
3 |
Получены и оприходованы шины и аккумулятор |
207 |
631 |
1 190 |
- |
- |
4 |
На основании актов списания списаны шины, установленные взамен износившихся |
806 |
207 |
1 100 |
- |
п. 5.9 |
5 |
На основании актов списания списан аккумулятор, установленный взамен непригодного к использованию |
806 |
20 |
90 |
- |
п. 5.9 |
6 |
Отражены расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов |
377 |
311 |
240 |
- |
200 |
7 |
Отражен финансовый результат |
791 |
91 |
1 100 |
- |
- |