
С 1 января 2017 вступили в силу ст.ст.7-8 Закона о Госбюджете 2017 и п.п. 2,3,5,14 р.1 Закона №1774. Давайте рассмотрим, каким бременем это ложится на предприятие. Повышение вдвое минзарплаты оказалось не таким приятным сюрпризом, как его пытаются представить Правительство и депутаты.
Размеры трудовых штрафов в 2017 году
К сожалению, штрафы, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, за нарушение законодательства о труде, напрямую зависят от размера минзарплаты на момент выявления нарушения.
На 2017 год размер минзарплаты установлен 3200 грн, а значит, для работодателей трудовые штрафы по ст. 265 КЗоТ выросли вдвое по сравнению с декабрем 2016 года.
К юрлицам и физлицам-предпринимателям в 2017 году могут применять следующие штрафы за нарушение трудового законодательства:
- за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) или оформления работника на неполное рабочее время при работе полное рабочее время, и выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ — 96000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
- за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам более чем за один месяц, выплату не в полном объеме — 9600 грн;
- за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 10-кратном размере минзарплаты — 32000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
- за несоблюдение установленных Законом гарантий и льгот работникам, привлеченным к исполнению обязанностей, предусмотренных Законом № 2232 , Законом № 1975 , Законом № 3543 , — 32000 грн (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение);
- за нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных, — 3200 грн.
- Также с 1 января 2017 года в ст. 265 КЗоТ добавили еще 2 штрафа:
- за недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — 3-кратный размер минзарплаты — 9600 грн;
- если после недопущения к проверке контролеры обнаружили фактический допуск к работе без оформления (или оформление неполной занятости при работе полное время) — 100-кратный размер минзарплаты — 320000 грн.
Размеры указанных штрафов не будут меняться в течение 2017 года.
Новые контролеры в сфере законодательства о труде
Органы местного самоуправления получили полномочия относительно контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости, а именно:
проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины (ч. 2 ст. 17 Закона № 280 );
проводить в части соблюдения законодательства о труде и занятости населения проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физлиц, использующих труд наемных работников (ч. 3 ст. 18 Закона № 280).
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 280, к полномочиям исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин теперь относятся:
осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения;
наложение финансовых штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения согласно ст. 265 КЗоТ.
Административные штрафы в сфере трудового и антикоррупционного законодательства
Что касается фиксации административных правонарушений, то право составлять протоколы о правонарушениях, совершенных согласно ч.ч. 1–4 ст. 41 КоАП, предоставили уполномоченным исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов лицам.
Речь идет о нарушениях:
- установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме;
- сроков предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физлицами-предпринимателями работникам, в т.ч. бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде;
- совершение перечисленных деяний в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14-ти лет или ребенка-инвалида;
- фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, касательно которых принято решение по предоставлению статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства.
Дела о наложении админштрафов на основании ст. 41 КоАП рассматривают районные, районные в городе, городские и горрайонные суды (ч. 1 ст. 221 КоАП).
В абз. 2 примечания к ст. 1726 КоАП также уточнили, что за предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, наступает ответственность в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ранее было — минзарплат), то есть с 1 января 2017 года — от 160 до 400 тыс. грн. С 1 мая и 1 декабря данный показатель должен измениться.
Напомним: для квалификации административных или уголовных правонарушений размер НМДГ применяется на уровне налоговой соцльготы, определенной п. 169.1 НКУ для 2017 года — 800 грн (п. 5 подраздела I р. XX НКУ).
Уголовная ответственность и стоимостные критерии
Заменили слова «минимальных заработных плат» на «прожиточных минимумов для трудоспособных лиц» и в абз. 2 примечания к ст. 3661 Уголовного кодекса Украины (далее — УКУ).
Ответственность по данной статье наступает, когда сведения в декларации относительно имущества или другого объекта декларирования отличаются от достоверных на сумму более 250 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (ранее было — минзарплат), то есть с 01.01.2017 г. — свыше 400 тыс.грн.
Неправомерной выгодой в значительном размере для целей ст. 368 УКУ считается выгода, которая в 100 и более раз превышает НМДГ, то есть свыше 80 тыс. грн, в крупном размере — такая, которая в 200 и более раз превышает НМДГ, то есть более 160 тыс. грн, в особо крупном размере — такая, которая в 500 и более раз превышает НМДГ, то есть свыше 400 тыс. грн.
Как видим, данные показатели не привязаны к 1 января 2017 года, а значит, они будут меняться, когда будет возрастать прожиточный минимум.
Также при определении размера залога по ст. 182 Уголовно-процессуального кодекса Украины с 01.01.2017 г. применяют показатель прожиточного минимума для трудоспособных лиц вместо минзарплаты.