Главная
  • Регистрация
ruenuk
budjet 2019

Важные цифры бюджета 2019 года


Мы собрали важные цифры бюджета-2019, которые должен знать каждый бухгалтер: ставки налогов, "минималку",прожиточный минимум...
Подробнее...
pdv2019

НДС-2019. Изменения


Новогодние изменения в НКУ по НДС. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз,...
Подробнее...
rost zp 2019

Рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума 2019


От размера минимальной зарплаты зависят не только зарплатные выплаты и налоги с них, но и размер местных налогов...
Подробнее...
nedvyjymost

Налог на недвижимость в 2019 году


Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — местный налог, являющийся составляющей налога на имущество...
Подробнее...

 

Новый уточняющий расчет (УР) к декларации по НДС предполагает, что лимит регистрации в «справочном окошке» стр. 19.1 нужно указывать на дату подачи УР.

«Cправочное окошко» (лимит регистрации) стр.19.1 (прежняя стр. 22.1) заполняется, если в декларации возник «минус», т.е. заполнена стр.19. Если стр.19 не заполнена, то «справочное окошко» остается пустым. Это налоговики подтверждали и раньше в категории 101.20 ЗІР.

Поэтому это касается тех плательщиков, которым нужно подать УР к декларации, в которой была заполнена стр. 19 (прежняя стр. 22.1).

Раньше форма УР предполагала, что в «справочном окошке» нужно указывать лимит регистрации на дату подачи декларации. Теперь же согласно стр. 19.1 УР лимит регистрации указывается на дату подачи УР (это сказано непосредственно в названии строки).

Строка 19.1 (превышение стр. 19 над суммой лимита регистрации) предлагается считать исходя из лимита регистрации на дату подачи УР, а при заполнении стр. 20 речь уже идет о лимите регистрации на дату подачи декларации. Строка 20 рассчитывается арифметическим путем из стр. 19.1, а значит, обе эти строки должны ссылаться на один и тот же показатель, т. е. лимит регистрации должен быть одинаковым. Явно в форме УР допущена ошибка либо в стр. 19.1, либо в стр. 20. Поэтому, заполнить УР четко в соответствии с требованиями вряд ли получится (если, конечно, исключить идеальный вариант, когда лимит регистрации остался прежним).

Если проследить «логику» разработчиков формы, то складывается впечатление, что в стр. 20 (как и в стр. 19.1) нужно указывать данные исходя из нового лимита регистрации. Но с другой стороны, надо пересчитывать стр. 20 УР под новый лимит. Еще рассмотрим ситуацию, когда в исправляемой декларации было заявлено БВ (право на которое на момент подачи декларации плательщик имел и, предположим, даже уже получил), а в периоде исправления ошибки лимит стал меньше, чем сумма заявленного БВ.

Не пересчитывать же сумму БВ в этом случае по стр. 20.2 только из-за того, что лимит «на сейчас» уменьшился. Для этого нет никаких оснований.

Для «справочного окошка» в УР, как и раньше, предусмотрено только однополе. При этом в гр. 4 всех строк УР переносятся те данные, которые содержатся в «ошибочной» декларации (т. е. они будут указаны исходя из данных прежнего лимита регистрации).

Подход к заполнению УР можно было бы выудить из того, как контролирует заполнение этих строк программа «Медок».Но на данный момент контроль заполнения строк УР не предусмотрен (по сути, предлагается только «ручное» заполнение).

В «исправляемой» декларации не заявлялось БВ, то можно и пересчитать показатели стр. 20 исходя из нового лимита регистрации. По крайней мере каких-то последствии это не повлечет. Рассмотрим на примере, как это можно сделать.

Допустим, ошибка допущена в стр. 10.1 декларации по НДС за декабрь — недоначислили НК в сумме 5000 грн. Строки НДС-декларации были заполнены следующим образом:

Строка декларации 9 10.1 17 19 22

22.1 (окошко)

22.1 23 23.3 24
Данные декларации (колонка «Б») 150000 180000 180000 30000 30000 30000   30000 30000 30000
Правильный вариант (колонка «Б») 150000 185000 185000 35000 35000   5000 30000 30000 35000

Предположим, что лимит регистрации на дату подачи УР составил 25000 грн.

УР за декабрь (суммы НДС)

Строка нового УР Гр 4 Гр. (5 Гр. 6
9 150000 150000  
10.1 180000 185000 5000
17 180000 185000 5000
19 30000 35000 5000
19.1 (окошко) 25000 (на дату подачи УР)
19.1   10000 10000
20 30000 25000 -5000
20.3 30000 25000 -5000
21 30000 35000 5000

Если лимит регистрации на дату подачи УР больше, чем сумма заявленного в «ошибочной» декларации БВ, то также можно пересчитать стр. 20, как было указано выше.

Отметим ситуацию, когда в результате исправления добавляется «минус».

В этом случае для того чтобы понять, можно ли дозаявить сумму БВ, придется одновременно ориентироваться на два лимита. Сумма должна вписываться в «старый» лимит (например, если лимит составлял 10000 и заявлено БВ 10000, то сейчас дозаявить эту сумму нельзя). И одновременно сумма отрицательного значения должна покрываться лимитом «на сейчас».

А вот если лимит на дату подачи УР меньше, чем сумма БВ, заявленная по ошибочной декларации, стр. 20 пересчитывать исходя из нового лимита нельзя. Иначе выйдет, что мы должны отминусовать ранее заявленное БВ. В этом случае, как вариант, можно только в «справочном окошке» вписать лимит на дату подачи УР, а стр. 19.1 не пересчитывать. Не нужно затрагивать в связи с изменением лимита и стр. 20.

Одним из наиболее сложных моментов в заполнении декларации по НДС за январь 2016 года заполнение «реинкарнированного» приложения Д2. В нем нужно расшифровывать остатки отрицательного значения (ОЗ), которые включаются в счет НК следующих периодов. Заполняем это не только в разрезе периодов возникновения ОЗ, но и в разрезе контрагентов.

Заполнять приложение Д2 нужно только тем плательщикам, у которых в текущей (январской) декларации заполнена стр. 21, т.е. если вы зачисляете остаток ОЗ в счет НК следующего периода. Остальные приложение Д2 не подают. В приложении Д2 нужно расшифровать, как образовалось значение по стр. 21. Ниже представим примерный алгоритм действий для заполнения Д2.

Этап 1.Определяем периоды, в которых возникло ОЗ, сформировавшее стр. 21 январской декларации.

Рассмотрим на примере.

tabl 1

 

По условиям нашего примера значение стр. 21 за январь равно 9000 грн. Нам нужно «разложить», как образовался этот остаток.

1).Анализируем декларацию за январь. «Минус» по стр. 21 образовался за счет «минуса» по стр. 19. Поскольку в январской декларации стр.19 включает не только «чистое» ОЗ периода (как было в предыдущих декларациях), но и переходящий «минус» (стр. 16.1), нужно определить, ОЗ какого периода «сидит» в стр.19. Для этого смотрим, заполнена ли у нас в декларации стр. 16.1.

tabl 2

В нашем случае стр. 19 меньше стр. 16.1, значит, ОЗ января в ней нет. Это легко проверить, если вычесть из суммы НК (стр. 17) остаток ОЗ, который перенесли в стр.16.1, и сравнить его с обязательствами: 14000 > (23000 -13000).

2).Поскольку «минус» не январский, переходим к анализу декларации за декабрь. Определять наличие текущего ОЗ по доянварским декларациям значительно легче — сделать это можно по стр. 19. В доянварских декларациях стр. 19 содержала только ОЗ, сформировавшееся в текущем периоде. В январской и последующих - включает 03 текущего периода + остаток ОЗ предыдущего периода.

ОЗ декабря - 7000 грн. Также стр. 24 декабрьской декларации включает ОЗ предыдущих периодов (6000 грн.). В декабре плательщик решил заявить БВ 4000 грн. Предположим, что оно заявлялось за счет оплаченного НК декабря. Поэтому фактически из декабрьского «минуса» осталось только 3000 грн. (7000 - 4000). Соответственно, наш остаток ОЗ по стр. 21 январской декларации (9000 грн.) частично был сформирован за счет ОЗ декабря (3000 грн.).

3).Расчетным путем определяем, какой остаток ОЗ подлежит дальнейшей расшифровке: 9000 (значение стр. 21 за январь) - 3000 (отловленный остаток за декабрь) = 6000 (грн.).

4).Переходим к декларации за ноябрь. Поскольку стр. 19 в ней пустая, значит, ОЗ ноября в стр. 24 декларации за ноябрь нет.

5).Переходим к октябрю. Заполненная стр. 19 свидетельствует, что ОЗ сформировано в октябре. Этот остаток в полной сумме «дошел» до стр. 24, т.е. не был «съеден». Из него берем нашу недостающую сумму - 6000 грн.

По итогу мы выяснили, что ОЗ января (9000 грн.) сформировано за счет: ОЗ декабря (3000 грн.) и ОЗ октября (6000 грн.). По сути, для заполнения Д2 мы определили значения для гр. 3, 4 и 5.

Этап 2. Определяем оплаченную часть 03 (для заполнения гр. 6).

Для этого нам нужно проанализировать НК периодов, в которых сформировано ОЗ (по условиям нашего примера это декабрь и октябрь 2015 года). Приведем пример с декабрем. Сумма НК у нас в декабре - 22000 грн. (стр. 17 декларации). Посмотрим, как был оплачен этот НК.

Анализ НК за декабрь 2015 года

Дата

операции

Операция, по которой отражен НК Сумма НК, грн. Оплачен НДС поставщику / таможенным органам за период с 01.12.2015 г по 31.01.2016 г., грн.
12.12.2015 г. Предоплата за товары ООО «Радуга»(ИНН 111111111111) 2000 2000 (12.12.2015 г.). Фактически перечислено 12000 грн., в том числе НДС - 2000 грн.
18.12.2015 г. Уплата НДС на таможне (номер ТД 123456) 2000 2000 (18.12.2015 г.)
22.12.2015 г.

Получен товар от ООО «Осень»

(ИНН 222222222222)

15000 2000 (12.01.2016 г.)
28.12.2015 г. Получены услуги от ООО «Весна» (ИНН 333333333333) 3000 -
Итого 22000 6000

Поскольку в декабре заявлялось БВ в сумме 4000 грн., эту сумму нужно вычесть из оплаченной части. То есть «фактически» оставшийся оплаченный НК составляет 2000 грн. (6000-4000).

Из нашего ОЗ декабря (3000 грн.) оплаченный НК составил только 2000 грн. Предположим, что БВ заявлялось за счет оплат контрагенту с ИНН 222222222222 и оплаты НДС на таможне.

Если фактический оплаченный НК больше ОЗ за период, который мы расписываем, то в гр. 6 табличной части Д2 дублируем сумму, указанную в гр. 5 (ведь ОЗ полностью оплачен).

Точно так же поступаем и с анализом НК за октябрь.

Этап 3. Расписываем «минус» в разрезе контрагентов (поставщиков).

В шапке таблицы приложения Д2 речь идет о расшифровке ИНН покупателя. Думаю, это ошибка. Ведь в таком случае плательщик должен вписать свой ИНН. Все-таки здесь они хотят видеть расшифровку в разрезе контрагентов-поставщиков.

Каких контрагентов выбираем? Пока на этот вопрос ответить достаточно сложно. Скорее всего, налоговики вскоре «опубликуют» свою методику выборки контрагентов, но пока этого не случилось. Думаю можно поступать так:

- если «минус» у вас полностью оплачен (т.е. «оплаты» превысили значение ОЗ), в этом случае вы можете на свое усмотрение выбрать любых контрагентов, по покупкам у которых вы показали НК в периоде, за который вы расписываете ОЗ (естественно, кроме тех, оплаты которых вы «подложили» под заявленное БВ);

- если «минус» оплачен не полностью (как в условиях нашего примера), тогда на неоплаченную часть нужно будет вписать контрагентов, с которыми вы еще не произвели оплату (также выбираем на свое усмотрение).

Но не исключаем, что налоговики захотят, чтобы в приложении Д2 контрагенты указывались в порядке хронологии возникновения НК. Но соответствующих требований в НКУ нет.

В гр. 2 при этом указывается только ИНН контрагента. Если «минус» возник в результате уплаты НДС на таможне, то, считаем, в гр. 2 приложения Д2 нужно указать номер ГТД.

Этап 4. Заполняем табличную часть приложения Д2. Покажем, как по данным нашего примера будет выглядеть Д2.

Фрагмент приложения Д2 за январь

1 2 3 4 5 6
1 555555555555 10 2015 6000  
2 111111111111 12 2015 2000 2000
3 333333333333 12 2015 1000
<…>
Усього 9000 2000

Отдельно скажем о строке «Залишок суми помилково та/або надміру сплачених грошових зобов'язань».

Эта строка может быть заполнена в том случае, если вы определили. Что «минус» по сто. 21 январской декларации «тянется» еще с декларации за июль 2015 года.

Если «минус» возник в после июльских декларациях — заполнять эту строку не нужно.

Напомним, что суммы ошибочных переплат по состоянию на 01.07.2015 г. были включены в стр. 20.2 декларации за июль и могли образовать «минус» по июльской декларации или привести к увеличению уже существовавшего июльского «минуса».

При этом, как сказано в самой форме таблицы приложения Д2, нам нужно показать только суммы остатка этих переплат.

Для этого придется провести еще одну аналитическую работу и посмотреть, не «съелись» ли эти суммы переплат положительным значением (стр. 18) июльской декларации и деклараций последующих периодов (ведь действует хронология: сначала используется ОЗ, образовавшееся ранее, потом — более новое).

Эти переплаты, по сути, не являются оплаченным НК, а значит, если в будущем вы захотите получить БВ, то ОЗ, которое сформировано за счет «старых», переплат, заявить к БВ нельзя.

При сдаче декларации за июль 2015 года остались сомнения по поводу правильности заполнения «справочного окошка» стр. 22.1 (в нем указывается регистрационный лимит). Многие получили уведомления об ошибках из-за несоответствия суммы лимита. Многим квитанция № 2 по декларации за июль пришла с такими данными: «Прийнято пакет. Виявлені помилки: На момент прийняття декларації Накл складає___грн». Это уведомление в квитанции № 2 в части ошибки) является лишь справочной информацией. Оно играет роль только в том случае, если у вас заполнена стр. 23 и сумма по ней превышает показатель Накл, указанный в уведомлении. В остальных случаях — это информация к сведению. Декларация считается принятой (для отказа нет оснований), и налоговики этого не отрицают. Несоответствие лимита — это не основание для отказа в принятии декларации (см.п.49.8 НКУ и приложение 6 к Методическим рекомендациям по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в органах ГНС Украины, утвержденные приказом ГНСУот 14.06.2012 г.№ 516.). тем болем в квитанции № 2 указано «Прийнято пакет» (если несоответствие было лишь в части лимита и отсутствовали другие ошибки).

Судя по всему, налоговая решила ввести проверку соответствия «окошка» стр. 22.1 и суммы регистрационного лимита, но пока не до конца отладила этот процесс. К примеру, всем плательщикам, у кого в лимите сумма была с копейками, приходило уведомление об ошибке (см. выше) только из-за того, что в декларации значение в «окошке» стр. 22.1 было округлено. В этом случае об ошибке и речи быть не может.

Все показатели НДС-декларации проставляются в гривнах без копеек(п.4 Порядка № 966info 4). И значение в «окошке» стр. 22.1, должно быть «целым» — ведь оно используется для расчета стр. 23 и 24

Налоговики хотят, чтобы значение в «окошке» стр. 22.1 точь-в-точь совпадало с суммой лимита на момент принятия декларации. Хотя даже за то время, пока заполняется декларация и происходит ее отправка, уже могут произойти изменения в лимите. Так как это живой инструмент и значение в нем меняется постоянно.

Служебное поле стр. 22.1, если по декларации выходит «плюс» (стр. 25.1) заполнять не нужно. Это поле заполняется, если заполнена стр. 22, т.е. когда имеется отрицательное значение. Ведь это поле специально указано именно в стр. 22.1. Оно имеет существенное значение, если плательщик хочет заявить бюджетное возмещение деньгами или погашает за счет «минуса» налоговый долг (это можно сделать только в пределах суммы лимита). Больше этот показатель ни на что для декларации не влияет.

Норма п.п.4 п.разд. V Порядка № 966 является неоднозначной.Если читать последний абзац этого подпункта в отрыве от остальных норм, можетпоказаться, что заполнять служебное поле стр. 22.1 нужно всегда. Я думаю,что данное правило нужно читать в связке со всем пунктом. При таком подходенеобходимости в заполнении служебного поля стр. 22.1 при декларировании суммы НДСв бюджет (стр. 25.1) нет.

Если вдруг в квитанции № 2 будет указано, что декларация принята, но при этом будет содержаться ссылка на несоответствие суммы в служебном поле стр. 22.1 (см. предыдущий вопрос), то к каким-либо негативным последствиям это не приведет.

Служебное поле стр. 22.1 заполнено в декларации с «плюсом». Это ошибкой не считается. Ведь ни на сумму НО, ни на сумму НК, ни на любой другой показатель декларации значение в «окошке» стр. 22.1 не повлияло. А значит, все заполнено верно.

В «ОПЗ» заполнить декларацию подобным образом не так-то просто. Для этого придется отключить автозаполнение (в противном случае сумма из служебного поля стр. 22.1 автоматически подтягивается в стр. 23 — конечно, если этот недочет в скором времени не исправят). Не исключаем, что подобная проблема может встречаться и в другом ПО.

Рассмотрим, что указывать в «окошке» стр. 22.1, если регистрационный лимит отрицательный?

Там должен указываться «0» — так раньше советовали налоговики в период тестового режима (см. письмо № 7796info 4). В любом случае указание отрицательного значения просто не имеет смысла. К тому же заполнение «справочного окошка» с «минусом» в некоторых программах приводит к некорректному заполнению стр. 23.

Может иметь место ситуация, если регистрационный лимит не указали в стр. 22.1 и значение стр. 22 сразу включили в стр. 24. Если плательщик, не претендуя на БВ, решил не возиться с запросом и в «справочном окошке» стр. 22.1 поставил «0», то ошибки здесь не будет. Это не создаст ни завышения «минуса», ни недоплаты. Поэтому подавать УР, чтобы вписать в это поле лимит регистрации, не нужно.

Максимум, в таком случае, так это админштраф по ст. 163-1 КУоАПinfo 4 — за нарушение порядка ведения налогового учета.

Нужно ли в бухгалтерском учете отражать увеличение налоговиками регистрационного лимита на сумму овердрафта (указанного в стр. 11 Извлечения из СЭА по форме J401205)?

Нет, не нужно. Дело в том. что в бухгалтерском учете мы фиксирует реальные хозяйственные операции — изменения в наших активах, обязательствах, капитале (ст. 1 Закона о бухучете).

Составляющие НДС-формулы хотя и непосредственно связаны с реальными хозоперациями предприятия, являются виртуальными показателями. Единственное их назначение — показать сумму, на которую можно регистрировать НН/РК. Поэтому отражать сумму регистрационного лимита на счетах бухгалтерского учета не нужно. По этой же причине не следует показывать в бухгалтерском учете и сумму регистрационного бонуса — овердрафта (1/12). Ведь «живых» денег которые можно зачислить в состав активов, предприятие не получало. К тому же эта сумма будет постоянно пересматриваться.

Единственное, что нужно отражать в бухучете, — сумма движения «живых» денег на НДС-счете (отражаемых по стр. 1 Извлечения из СЭА по форме J401205), т.е. суммы, которые мы перечисляем на НДС-счет со своего текущего счета и которые списываются Госказначейством в зачисление НО по декларации.

Для учета средств на НДС-счете Минфин ввел субсчет 315 «Специальные счета в национальной валюте» (Приказ № 573info 4)

Так, значение в стр. 1 «Стан рахунка» Извлечения из СЭА по форме J401205 должно соответствовать сальдо по субсчету 315.

В стр. 5 «ПопРах» Извлечения показываются обороты по Дт субсчета 315 (начиная с 3 августа 2015 года)

Здесь интересен такой момент: можно ли организовать бухгалтерский учет так, чтобы по его данным видеть сумму регистрационного лимита и другие составляющие формулы?

При желании, конечно, можно. Гораздо проще сумму регистрационного лимита «вычислять» по данным реестров НН. Кроме того, та же программа М.Е.Dос., используемая для регистрации НН в ЕРНН, автоматически формирует свой «внутренний» учет регистрационного лимита, данные которого можно сверить с данными Извлечения налоговиков. То есть делать какую-то дополнительную организацию учета этих средств не нужно.

Если у вас есть сомнения по поводу формирования того или иного показателя формулы, вы можете получить от налоговиков расшифрованное Извлечение в разрезе операций из системы электронного администрирования НДС (форма Л 401902) и там уже увидеть, за счет каких операций образовались показатели формулы.

Получить это Извлечение можно, подав запрос в СЭА по форме J301902.

{module[205]}

ГФС на своем сайте разместила План мероприятий для обеспечения реализации норм Закона № 643-VIII по совершенствованию СЭА.

1. Казначейством Украины плательщикам - сельскохозяйственным предприятиям, избрали специальный режим обложения НДС дополнительно открываются счета в системе электронного администрирования налога, предназначенные для перечисления средств на их специальные счета, открытые в учреждениях банков и/или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств.

В день открытия таких электронных счетов Казначейство Украины направляет в ГФС сообщение об открытии счета.

После взятия счета на учет ГФС направляет электронное сообщение (J3001001) налогоплательщику о реквизитах его дополнительного электронного счета, открытого в системе электронного администрирования НДС.

2. 02.08.2015 г. Операционный день продлится с 0 до 23 часов, то есть в 23 часов 00 минут будет приостановлена работа Единого окна представления электронной отчетности в части регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки и принятия налоговой отчетности для проведения технических работ.

3. С 00 часов 00 минут 03.08.2015 г. (На начало третьего рабочего дня после дня вступления в силу Закона № 643) ГФС будет проведено обнуление суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки в ЕРНН (ΣНакл) и значения всех ее составляющих, кроме показателей ΣНаклОтр , Σ таможенными и Σ НаклВид , которые были сформированы, начиная с 1 июля 2015.

В течение 03.08.2015 г. (Третьего рабочего дня после дня вступления в силу Закона № 643) сумма ΣНакл зарегистрированным плательщикам налога увеличится на:

-сумму среднемесячного размера сумм НДС, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных или рассроченных за последние 12 отчетных месяцев / 4 квартала (Σовердрафт);

-сумму ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по НДС по состоянию на 01.07.2015 г. (ΣПерепл);

-сумму отрицательного значения налога, непогашенного состоянию на 01.07.2015 г. и задекларированного плательщиком в строках 24 и 31 налоговой декларации по НДС за июнь 2015 года;

-сумму остатков средств на электронных счетах плательщиков в системе электронного администрирования НДС по состоянию на начало рабочего дня 3 августа 2015 за вычетом сумм, заявленных плательщиком в составе налоговой отчетности по налогу за отчетный (налоговый) период за июнь 2015 году до перечисления с электронного счета в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по налогу и/или на текущий счет плательщика, также такая сумма уменьшается на сумму налоговых обязательств, задекларированных плательщиком за отчетный (налоговый) период по июнь 2015 / II квартал 2015 года.

На конец третьего рабочего дня после дня вступления в силу Закона № 643 сумма налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки в ЕРНН (ΣНакл), будет рассчитана на основании обновленных значений всех ее составляющих и других показателей, которые учитываются при исчислении суммы налога.

4. Начиная с 04.08.2015 г. Регистрация в ЕРНН налоговых накладных и расчетов корректировки, составленных до 1 июля 2015 года, будет осуществляться без ограничения суммой ΣНакл.

К 20 августа 2015 налогоплательщикам, применяющим отчетный налоговый период квартал, сумма налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную / расчет корректировки в ЕРНН (ΣНакл), будет увеличена на сумму отрицательного значения, непогашенного состоянию на 01.07.2015 г.. и задекларированного в строках 24 и 31 налоговой декларации по НДС за второй квартал 2015 года.

5. 02.08.2015 г. с 23 часов будет приостановлена работа ЕРНН и прием деклараций по НДС.

Функционирование ЕРНН и прием деклараций будет восстановлено после завершения технических работ, но не позднее 00 часов 00 минут 04.08.2015 г. (4-го рабочего дня после дня вступления в силу Закона № 643).

{module[205]}

Приближается 1 июля, а это означает, что для СПД третьей группы станет вопрос с РРО. Если парламентарии не примут либеральные изменения или примут, но они не облегчат жизнь субъекту хозяйствования, придется либо устанавливать РРО, либо отказаться от наличных и работать только по безналу.

Выбор действительно сложный. Некоторые банки предлагают сервисы, призванные заменить РРО. Называются они по-разному: «мини-отделение», «экспресс-касса на банковском платежном терминале» и т. д., но суть одна: банк открывает у вас свою кассу.

Наверняка, вы не раз видели в крупных магазинах бытовой техники «уголочек», принадлежащий банку, — обычно там оформляют кредиты на дорогую технику. То же самое, можно организовать и для приема платежей в любом торговом центре / магазине. Банк арендует у вас часть помещения, назначает туда своего работника и открывает, по сути, мини-отделение, в котором, разумеется, есть банковская касса.

А раз так, ваши клиенты могут заплатить вам за товар наличными, не отходя далеко от вашего прилавка, но в то же время для вас этот платеж будет считаться безналичным. Ведь платеж, поступивший вам на счет через кассу банка, — это безналичный платеж, не требующий применения РРО (п.2.5Положения №637info 4).

Все бы хорошо, но есть одно «но». Вряд ли банк захочет связываться с маленькими магазинчиками и открывать в них полноценное мини-отделение только для того, чтобы принимать наличные платежи.

Банки предлагают поставить у вас платежный терминал. Причем терминал этот будет принадлежать не вам, а непосредственно банку. То есть когда ваши клиенты будут платить вам через терминал:

- они получат квитанцию, подтверждающую факт оплаты. Правда, для покупателей — юрлиц и ФЛП на ОС в этом плане может быть проблема, поскольку выданный таким образом документ, не содержащий реквизиты фискального чека, налоговики не признают расчетным. Отсюда проблемы с тем же авансовым отчетом (работник не может надлежащим образом подтвердить расходы) у предприятия, подтверждением расходов у ФЛП. Едва ли последние захотят обращаться в банк для получения полноценных первичных документов;

- вы получите безналичный платеж на свой счет.

При этом, поскольку платежный терминал принадлежит не вам, а банку (банк сам инкассирует наличные в нем) вам не нужно беспокоиться об РРО.

Терминал также не должен использоваться вами на правах аренды. Например, вы только сдаете в аренду место для его установки или его берет в аренду кто-то, а не вы (к примеру, владелец торгового центра, в котором расположен ваш магазин).

Если же вы сами арендуете терминал у банка, то вопрос РРО, на наш взгляд, не решается.

Опять же, при работе с терминалом есть ряд неудобств. Большинство терминалов не дают сдачи. Также далеко не все захотят вносить в терминал значительную сумму средств из-за боязни технических сбоев.

Сейчас на рынке можно встретить такое предложение — для решения той же РРО-проблемы банк предлагает открыть у вас «виртуальную кассу». Как это организуется? Банк просит предоставить ему часть вашего помещения и одного (или нескольких) из ваших работников:

- с работниками заключают трудовой договор и они принимаются на работу в банк (по совместительству);

- в помещении субъекта банк устанавливает свой платежный терминал и подключает к нему POS-терминал.

В итоге клиент оплачивает товар как бы в кассе банка, не выходя при этом из вашего помещения.

Как происходит платеж? Ваш работник (он же по совместительству и работник банка) принимает у покупателя наличные, затем проводит платеж при помощи карты банка на ваш счет через POS-терминал, а после этого пополняет карту наличными через платежный терминал (восстанавливая изначальный баланс карты). Инкассация наличных с терминала производится банком.

Преимуществотакого платежа в том, что он быстро попадает вам на счет. Кроме того, такой способ оплаты призван решить РРО-проблему. Для получателя платеж безналичный (ведь, по сути, клиент внес наличные в кассу банка, а банк эти деньги перевел на счет получателя). А значит, РРО в этом случае применять необязательно.

Внимание: риски! Данная ситуация — нестандартная, поэтому налоговики могут неправильно ее расценивать. Если они решат, что наличные принимает именно ваш работник (а не работник банка), то обязательно потребуют у вас наличия РРО. Такая же проблема возникнет, если оборудование для приема платежей будет взято предприятием у банка в аренду.

Если вы принимаете наличные от покупателей без РРО (в случае, когда РРО у вас обязательно должен быть) и без соблюдения кассовых формальностей,значит, можно поднимать вопрос о неоприходовании наличных п. 2.6 Положения № 637). А за это предусмотрен штраф в 5-кратном (!) размере от неоприходованных сумм (ст. Указа № 436info 4).

Сам факт отсутствия РРО тогда, когда он необходим (а он необходим при наличных расчетах и в случае принятия от покупателя платежных карт), тоже штрафоопасен. Согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО штраф за отсутствие РРО составляет: 1 грн.— за первоев течение календарного года нарушение; 100% проданных без РРО товаров — за второе нарушение; 5-кратная стоимость проданных без РРО товаров — за третье и последующие нарушения.

Налоговики понимают механизм применения РРО-сакнций весьма специфично: за одну проверку можно применить все три штрафа.

Штрафы весьма серьезные.

Напомним, что единоналожники-ФЛП, которые должны применять РРО (со второго полугодия 2015 года и с 2016 года), освобождаются от РРО-проверок до 01.01.2017г. Но только при условии, что начнут использовать РРО до 30.06.2015г. Получается, что тех, кто не установит РРО, налоговики смогут проверять (п.3 Заключительных положений Закона № 71info 4).

А вот юрлицам, не имеющим дела с подакцизными товарами, проще: независимо от системы налогообложения, налоговики не будут их проверять до 01.07.2017г. Но — обязательное условие: объем дохода за 2014 (или 2015) год должен быть меньше 20 млн. грн.

Но освобождение от проверок — не есть освобождение от штрафов.

Если вы все-таки решились пойти на применение «виртуальной» схемы, постарайтесь организоваться все так, чтобы у проверяющих не было сомнений в том, что касса принадлежит банку, а не вам. С этой целью советуем вам:

- поместить в кассе табличку с надписью «Банк «NNN»;

- вывесить в кассе на видном месте информационный листок,в котором указать, что:

- прием платежей осуществляется работником банка Ф. И. О. на основании трудового договора, заключенного с банком;

- часть помещения передана в пользование банку:

- банки не обязаны применять РРО при осуществлении банковских операций (п. 2 ст. 9 Закона об РРО), поэтому чек РРО не выдается. Последнюю фразу можете в инфолистке не писать, но имейте в виду в устном разговоре с контролером.

Предприятие не должно брать в аренду/пользование оборудование, при помощи которого принимаются платежи.

Не помешает издать приказ о том, что работник (должность) выполняет свои трудовые обязанности на вашем предприятии во время, свободное от приема платежей. Во время приема платежей он является работником банка.

Такой режим рабочего времени больше всего похож на ненормированный рабочий день. Поэтому должность вашего работника, который будет кассиром банка, следует указать в трудовом договоре, заметив, что для нее возможно применять режим ненормированного рабочего дня (п.7 Рекомендаций № 7 ). Причины и время введения этого режима работы стоит указать в ранее упомянутом приказе.

Поскольку в данном случае имеем ряд рисков, связанных со значительными санкциями, можно порекомендовать плательщикам сначала обратиться к налоговиками за соответствующей индивидуальной налоговой консультацией, а лишь только потом действовать.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

banner1

Межбанк USD/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк EUR/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк RUB/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Курс в Киеве

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Курс в Украине

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

 

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!