Главная
  • Регистрация
budjet 2019

Важные цифры бюджета 2019 года


Мы собрали важные цифры бюджета-2019, которые должен знать каждый бухгалтер: ставки налогов, "минималку",прожиточный минимум...
Подробнее...
pdv2019

НДС-2019. Изменения


Новогодние изменения в НКУ по НДС. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз,...
Подробнее...
rost zp 2019

Рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума 2019


От размера минимальной зарплаты зависят не только зарплатные выплаты и налоги с них, но и размер местных налогов...
Подробнее...
nedvyjymost

Налог на недвижимость в 2019 году


Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — местный налог, являющийся составляющей налога на имущество...
Подробнее...

 

Достаточно часто предприятия используют при ведении хозяйственной деятельности (для перевозки товаров и продукции, в административных целях и т. д.) автомобили, которые принадлежат им по праву собственности. Правом собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц (ч.1 ст.316 ГКУ).Владельцу принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому если предприятие со временем решит избавиться от какого-либо устаревшего автомобиля, то оно может совершать относительно него любые не противоречащие закону действия. Автомобиль, принадлежащий предприятию по праву собственности, может, в частности, выступать предметом договора купли-продажи (ч. 1 ст. 656 ГКУ). По договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму (ч. 1 ст. 655 ГКУ). Право собственности на автомобиль от продавца к покупателю переходит с момента передачи этого транспортного средства, если иное не установлено в договоре купли-продажи (ч. 1 ст. 334 ГКУ).

 

Снятие автомобиля с учета в органах ГАИ

Если предприятие приняло решение продать использовавшийся в его хозяйственной деятельности автомобиль, то ему необходимо снять это транспортное средство с учета в органах ГАИ.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

Продажа автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности и являющегося основным средством, отражается в бухгалтерском и налоговом учете по общепринятым для учета продажи основных средств правилам.

Пример отражения в учете реализации автомобиля по договору купли-продажи

Предприятие согласно заключенному договору купли-продажи передает другому юридическому лицу право собственности на грузовой автомобиль. У предприятия-продавца это транспортное средство использовалось в хозяйственной деятельности в качестве объекта основных средств (основных фондов).

На дату продажи первоначальная стоимость автомобиля составила 120000 грн., сумма начисленного износа 65000 грн., остаточная стоимость 55000 грн.

Продажная цена автомобиля превышает его остаточную стоимость и составляет 75000 грн., кроме того НДС 15000 грн., всего 90000 грн.

Ожидаемая цена реализации автомобиля без учета НДС (75000 грн.), которую мы принимаем равной чистой стоимости реализации, превышает его остаточную стоимость (55000 грн.). Следовательно, при переводе этого объекта в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, он отражается по дебету счета 286 по меньшей из двух этих величин 55000 грн.

В налоговом учете балансовая стоимость автомобиля составляет 55000 грн., в доход включается сумма превышения полученного дохода от продажи над балансовой стоимостью 20000 грн. (75000 - 55000) (п. 146.13 НКУ).

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Д-т

К-т

Сумма

Доходы

Расходы

1

Переведен объект основных средств (грузовой автомобиль) в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи:

         

отражена остаточная стоимость

286

105

55000,00

   

списан начисленный износ

131

105

65000,00

   

2

Отражен доход от продажи автомобиля

377

712

90000,00

20000,00

 

3

Начислено налоговое обязательство по НДС

712

641

15000,00

   

4

Списана балансовая стоимость автомобиля

943

286

55000,00

 

*

5

Получены денежные средства от продажи автомобиля

311

377

90000,00

   

6

Списаны доходы и расходы на финансовые результаты

712

791

75000,00

   

791

943

55000,00

   

* В налоговом учете на стоимость проданного автомобиля не начисляется амортизация, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия.

Нормы расхода предназначены для планирования потребностей предприятия в горюче-смазочных материалах (далее ГСМ) и контроля за их расходованием. Порядок определения норм расхода регламентирован Приказом № 43 Минтранса Украины.

 

Виды норм

Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расхода ГСМ (табл.1).

Таблица 1 (виды норм расхода и их определение)

Виды норм

Описание

Значения

Базовые линейные нормы на пробег автомобиля

Устанавливаются на 100 км пробега

Приведены в приложениях А, Бк Приказу № 43

Нормы на выполнение транспортной работы H w

Учитывают дополнительные расходы при перевозке грузов. Устанавливаются на 100 тонно-километров (ткм). Применяются для:
бортовых грузовых автомобилей;
седельных тягачей в составе автопоездов;
автомобилей-фургонов;
грузопассажирских автомобилей (при ведении учета работы в тонно-километрах)

Приведены в пп. 1.31.4 Приказа № 43.

Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg

Учитывают расход топлива при изменении снаряженной массы

Нормы на маневрирование в местах погрузки и разгрузки и выполнения операций по разгрузке Hz

Применяются для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами. Учитывают расход топлива при маневрировании и операциях погрузки (разгрузки)

Рассчитываются по формуле:

H z = 0,02• , где

грузоподъемность автомобиля в тоннах.

Нормы на пробег при выполнении специальной работы Hsc

Устанавливаются на 100 км

Приведены в Таблице Б.2 приложения Б к Приказу № 43

Нормы на работу специального оборудования, установленного на автомобиле Hоб

Устанавливаются на 1 час работы или на одну выполненную операцию

Приведены в Таблице Б.1 приложения Б к Приказу № 43

Нормы на работу автономного (независимого) обогревателя Hон

Устанавливаются на 1 час работы и корректируются в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды по правилам, установленным п. 1.8 Приказа № 43.

Приведены в приложении Гк Приказу № 43

Для моделей, отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, устанавливаются временные индивидуальные базовые линейные нормы, которые разрабатываются ДержавтотрансНДІпроектом на договорных условиях по заявкам заводов-производителей или владельцев автомобилей.

 

Временные линейные нормы

Для моделей и модификаций, не имеющих существенных конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели снаряженной массой (не являются серийными), нормы определяются в том же порядке, что и для базовой модели, а разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на 1 тонну снаряженной массы Hg в соответствии с п. 1.4 Приказа № 43.

Если различие в массах вызвано установкой специального оборудования, то нормы на пробег без работы рассчитываются по этому же принципу.

Для автомобилей с газобаллонными (газодизельными) двигателями, автомобилей, использующих другие виды альтернативного либо смесевого топлива и отсутствующих в приложениях к Приказу № 43, нормы определяются с учетом требований пп. 2.1.4 Порядка № 43.

 

Корректировочные коэффициенты

Коэффициенты бывают двух типов: повышающие и понижающие (см. табл. 2 и 3)

Таблица 2 (повышающие коэффициенты)

№ п/п

Коэффициент

Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента

1

Работа в холодное время года

пп. 3.1.1

2

Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом

пп. 3.1.2

3

Работа на дорогах со сложным планом

пп. 3.1.3

4

Работа в условиях города

пп. 3.1.4

5

Работа с частыми остановками

пп. 3.1.5

6

Работа, требующая пониженных скоростей

пп. 3.1.6

7

Работа в в тяжелых и сверхтяжелых путевых условиях за пределами дорог общего пользования

пп. 3.1.7

8

Работа в сверхтяжелых путевых условияхна дорогах общего пользования

пп. 3.1.8

9

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями и вышедшими после капитального ремонта

пп. 3.1.9

10

Для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет

пп. 3.1.10

11

Почасовая работа грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей

пп. 3.1.11

12

Учебная езда

пп. 3.1.12

13

Использование систем отопления (охлаждения) в салоне автомобиля

пп. 3.1.13

14

Для автомобилей-фургонов; бортовых автомобилей и автопоездов оборудованных тентами; грузовых автомобилей во время перевозки крупногабаритных грузов; спецавтомобилей с техоборудованием; оперативных ТС

пп. 3.1.14

15

Для оперативных ТС, оборудованных специальной сигнализацией и исполняющих неотложные служебные задания

пп. 3.1.15

 

Таблица 3 (понижающие коэффициенты)

№ п/п

Коэффициент

Норма Порядка № 43, регулирующая значения и условия применения коэффициента

1

Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования

пп. 3.2.1

2

Работа за пределами городов на автомагистралях

пп. 3.2.2

3

Эксплуатация городских автобусов, помеченных в таблицах А.3, А.4 знаком *, в режиме по заказу или с другими целями, но не на постоянных маршрутах

пп. 3.2.3

4

Дополнительные понижающие коэффициенты по решению руководства предприятия

пп. 3.2.4

Суммарный корректировочный коэффициент определяется по формуле:

K S = K 1 + K 2 + ... + K n.

 

Пример 1

Автомобиль Volkswagen "Golf" с объемом цилиндров двигателя 1600см3 эксплуатируется в условиях г. Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. При таких условиях применяются повышающие коэффициенты:

1. За работу в городе до 15 %.

2. За работу в холодное время года до 6 %.

Конкретная величина, используемая при расчете норм расхода, утверждается распоряжением по предприятию.

Кроме того, Приказом № 43 предусмотрены нормы дополнительного потребления топлива на вынужденные простои, технические нужды и т. д. Нормы дополнительного потребления устанавливаются в соответствии с требованиями п. 3.4 Порядка № 43.

Расчет нормативного объема расхода топлива

В зависимости от типа автомобиля и характера работы применяются различные формулы:

- легковые автомобили и автобусы:

Qн = 0,01• HsS(1 + 0,01KS), где:

H s базовая норма;

S - пробег;

K S - общий корректировочный коэффициент, %;

- автомобили, автобусы в случае использования автономных (независимых) обогревателей:

Q он =H он 0,01•K Т + H онT он,  где:

Qон максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, л;

Hон - базовая норма расхода на работу независимого обогревателя (приложение Г к Приказу № 43), л/час;

КТ - процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха (определяется в соответствии с п. 1.8 Порядка № 43);

Tон - обоснованная и надлежащим образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя;

- бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи в составе автопоездов, автомобили-фургоны, грузопассажирские автомобили (при ведении учета работы в тонно-километрах):

Q н = 0,01(H san S + H w • W)•(1 + 0,01•KS),

H san= H s + H g Gnp, где:

H s - базовая норма;

H g - норма расхода на одну тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа);

Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);

H w -норма на транспортную работу;

W -объем транспортной работы (W = GванSван, где: Gван - масса груза, Sван - пробег с грузом);

K S -общий корректировочный коэффициент, %;

- легковые автомобили с прицепами и автобусы с прицепами нормативные расходы топлива рассчитываются так же, как и для грузовых автомобилей, с учетом требований п. 4.3 Порядка № 43.

- автомобили-самосвалы и самосбрасывающие автопоезда:

Q н = 0,01•H sanc S•(1 + 0,01•KS) + H zZ,

H sanc = H s + H w(G np + 0,5•g), где:

Hsanc - линейная норма;

H s - базовая линейная норма;

H w - норма на транспортную работу;

Gnp - снаряженная масса прицепа (полуприцепа);

g - грузоподъемность прицепа;

Hz - норма на поездку с грузом автомобиля-самосвала;

Z - количество поездок с грузом;

K S -общий корректировочный коэффициент, %;

- специальные автомобили, выполняющие специальную работу во время движения:

Q н = 0,01•(HsS + HscSc)•(1 + 0,01•KS) + HnN, где:

Hs - базовая линейная норма;

S - пробег без специальной работы;

Hsc - норма при выполнении специальной работы;

S c - пробег при выполнении специальной работы;

Hn - норма на разбрасывание одного кузова песка (смеси), согласно таблице Б.2;

N - количество кузовов разбросанного песка (смеси) за смену;

K S - общий корректировочный коэффициент, %.

 

Пример 2

Автомобиль Volkswagen Golf с объемом цилиндров двигателя 1600 см 3 и 5-ступенчатой механической коробкой передач эксплуатируется в условиях г.Днепропетровска (население свыше 1 млн. человек) в зимний период времени. Средняя температура минус 15° C. Системы климат-контроль и независимого обогревателя нет. Приказом по предприятию установлены следующие повышающие коэффициенты:

1. За работу в городе 15 %.

2. За работу в холодное время года 6 %.

Суммарный коэффициент 21 %.

Базовая линейная норма согласно таблице А.2 приложения А к Приказу № 43равна 8,0 л/100 км. Пробег составил 220 км. Норма расхода ГСМ = 0,01 x 8,0 x 220 x (1 + 0,01 x 21) = 21,296 л.

Организация учета топлива на предприятии во многом зависит от способа его приобретения. Как правило, горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) приобретаются одним из следующих способов:

1) за наличные средства;

2) по безналичному расчету:

- разовая покупка ГСМ по безналичной оплате;

- с помощью талонов на приобретение ГСМ;

- с использованием специальных пластиковых карточек смарт-карт.

В случае приобретения ГСМ по талонам либо смарт-картам с целью дальнейшего учета необходимо точно определить момент перехода права собственности на оплаченные ГСМ. Возможны следующие варианты:

право собственности на оплаченные ГСМ переходит к покупателю сразу в момент перечисления средств поставщику, а сами ГСМ находятся на ответственном хранении на АЗС;

право собственности переходит уже в момент заправки на АЗС.

Условия перехода права собственности должны быть предусмотрены в договоре, заключенном между предприятием и поставщиком ГСМ.

 

Учет приобретения и списания ГСМ

Налоговый учет

Налог на прибыль

Расходы на ГСМ включаются в состав расходов операционной деятельности (себестоимость, общепроизводственные, административные и т. д.) при условии их связи с хозяйственной деятельностью и документального подтверждения. Дата формирования расходов определяется по следующим правилам:

- расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), признаются расходами в том периоде, когда получен доход от реализации таких товаров (работ, услуг). Исключение составляют нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы, которые включаются в состав себестоимости реализованной продукции в момент их возникновения (п. 138.4 НКУ);

- расходы, не относящиеся к себестоимости, признаются расходами того периода, в котором они были осуществлены. Данная норма применяется с учетом правил ведения бухгалтерского учета и требований п.138.5 НКУ.

Списание ГСМ происходит на основании данных путевых листов, где указываются нормативные и фактические расходы топлива. Для грузового автомобиля такими документами являются:

- Путевой лист грузового автомобиля. Типовая форма № 2-ТН;

- Путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении. Типовая форма № 1 (международная);

- Талон заказчика. Типовая форма № 1-ТЗ;

Для легкового автомобиля:

- Путевой лист служебного легкового автомобиля. Типовая форма № 3.

Списание ГСМ на расходы в налоговом учете осуществляется в пределах законодательно установленных норм.

В случае сверхнормативных расходов топлива такие превышения условно признаются использованными не в хозяйственной деятельности и их стоимость не включается в расходы с целью определения налогооблагаемой прибыли.

НДС

Предприятие имеет право включить уплаченные (начисленные) при оплате ГСМ суммы НДС в налоговый кредит на основании ст. 198 НКУ при наличии надлежащим образом оформленной налоговой накладной (п. 198.6 НКУ).

Дата увеличения налогового кредита определяется на общих основаниях в соответствии с п. 198.2 НКУ. То есть НДС, уплаченный в составе стоимости ГСМ для легковых автомобилей, при их использовании в хозяйственной деятельности и наличии налоговой накладной, включается в налоговый кредит в полном объеме.

В случае сверхнормативных расходов топлива, такие превышения условно признаются использованными не в хозяйственной деятельности, в связи с чем необходимо начислить налоговые обязательства по правилам, установленным п. 189.1 НКУ (п. 198.5 НКУ).

 

Бухгалтерский учет

Горюче-смазочные материалы относятся к запасам предприятия в соответствии с п.4 и 6 П(С)БУ 9. При приобретении ГСМ зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости (п. 8 П(С)БУ 9), которая формируется из следующих сумм:

- суммы, уплаченной поставщику, за вычетом косвенных налогов;

- суммы косвенных налогов, которые не возмещаются предприятию;

- транспортно-заготовительных расходов;

- прочих расходов, непосредственно связанных с приобретением ГСМ.

Для учета ГСМ, а также талонов на их приобретение, предназначен субсчет 203 Топливо. По дебету счета отражается поступление ГСМ на предприятие, их дооценка; по кредиту потребление, передача, уценка ГСМ и т. п.

Для организации аналитического учета ГСМ целесообразно ввести следующие дополнительные субсчета:

2031 - ГСМ на АЗС. Отражается общая стоимость в разрезе видов топлива (бензин по маркам, дизельное топливо и т. д.), которое хранится на АЗС и принадлежит предприятию;

2032 - талоны на ГСМ (ведется при использовании талонов);

2033 - топливо в баках.

При приобретении ГСМ за наличные средства, оприходование топлива осуществляется после предоставления водителем (другим лицом, осуществившим заправку) отчета об использовании денежных средств и чеков на приобретение. В бухгалтерском учете такая операция отражается проводкой: Дт203 Кт 372.

Талоны, хранящиеся на предприятии, целесообразно выдавать водителям (ответственным лицам) по ведомости, составленной в свободной форме. В такой Ведомости необходимо предусмотреть следующие реквизиты: дату выдачи, вид и количество выданных талонов; ФИО и подписи водителя и лица, выдавшего талоны. После приобретения водителем ГСМ по таким талонам и предоставления в бухгалтерию соответствующего отчета необходимо произвести оприходование приобретенных ГСМ. В соответствии с введенными субсчетами эта операция отражается проводкой: Дт 2033 Кт 2032.

При приобретении ГСМ с помощью смарт-карт, кроме ГСМ, учитывать необходимо также и сами смарт-карты. В большинстве случаев они выдаются на срок менее одного года и принадлежат покупателю ГСМ. Соответственно, их стоимость учитывается на счете 22 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Если же срок использования смарт-карты больше одного года, то учет ведется на счете 112 Малоценные необоротные материальные активы. Если карточки на предприятии выдаются водителям на руки, то целесообразно вести Ведомость выдачи аналогично Ведомости выдачи талонов.

Оприходование ГСМ в баки автомобилей производится уже после заправки по карточке. Основанием оприходования является чек, полученный водителем на АЗС в момент заправки и переданный в бухгалтерию: Дт 203 Кт 377.

Списание ГСМ может осуществляться с применением одного из методов учета выбытия запасов, предусмотренных в п. 16 П(С)БУ 9:

- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

- средневзвешенной себестоимости;

- себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО);

- нормативных затрат;

- цены продажи.

На практике чаще всего используются методы средневзвешенной себестоимости и ФИФО.

Списание ГСМ на расходы отражается проводкой Дт 23 (91, 92, 93, 94) Кт 203. Выбор счета зависит от того, для каких целей используется автомобиль. Так, если автомобиль используется для оказания автотранспортных услуг, то стоимость использованного топлива включается в состав общепроизводственных расходов на счете 91 (п. 15.4 П(С)БУ 16); если для обслуживания административного персонала в состав административных расходов на счете 92 (п. 18 П(С)БУ 16). Если использование транспорта связано с доставкой товаров (результатов работ, услуг), то стоимость использованного топлива является расходами на сбыт и отражается на счете 93 (п. 19 П(С)БУ 16).

Пример отражения в учете приобретения и списания ГСМ

На предприятии используется легковой автомобиль для доставки товаров покупателям. На начало ноября остаток топлива в баке 30 л по 5,00 грн./л. Талонов у водителя не было. Остаток топлива на АЗС (талоны хранятся у материально-ответственного лица) 500л. по цене 5,00 грн./л. В течение ноября приобретено талонов на 700л. топлива по цене 6,60грн./л с НДС. На протяжении месяца водителю выдано талонов на 1000л. Остаток топлива в талонах на конец ноября 80л, в баке автомобиля 20л. Для учета топлива применяется метод ФИФО.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доходы

Расходы

1

Осуществлена предварительная оплата за талоны

631

311

4620,00

-

-

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

770,00

-

-

3

Получены талоны

2032

631

3850,00

-

-

4

Списан налоговый кредит по НДС

644

631

770,00

-

-

5

Отражена заправка на АЗС в течение месяца

2033

2032

4810,00

-

-

6

Отражено списание топлива

93

2033

4850,00

-

4850,00

Большинство предприятий имеет автотранспорт, подлежащий периодическому техосмотру и ремонту.

 

Техническое обслуживание

Порядок осуществления технического обслуживания и ремонтных работ автотранспортных средств, используемых субъектами предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами независимо от их форм собственности, определен в Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденном приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. №102 (далее Положение № 102).

Согласно пункту 1.2 Положения №102 целью технического обслуживания и ремонта является:

- поддержание технически исправного состояния и надлежащего внешнего вида дорожных транспортных средств;

- обеспечение надежности и экономичности;

- обеспечение безопасности движения и экологической безопасности.

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой операции или комплекс операций для поддержания работоспособности или исправности автотранспортного средства в период его использования по назначению, хранения и транспортировки (п.1.3 Положения № 102).

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с п.3.8 Положения №102 ежедневное обслуживание, ТО и сезонное ТО автотранспорта не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам улучшения автотранспорта.

Перечень операций ТО-1 и ТО-2 представлен в приложениях А и Б к Положению №102.

 

Периодичность проведения ТО

В соответствии с п.3.9 и п.3.10 Положения №102 ТО-1 и ТО-2 рекомендуется осуществлять периодически в зависимости от пробега ДТС:

Тип дорожно-транспортного средства (ДТС)

Периодичность видов ТО, км

ежедневное

ТО-1

ТО-2

Автомобили легковые; автобусы; автомобили грузовые; автобусы на базе грузовых автомобилей или с использованием их базовых агрегатов;
автомобили полноприводные;
прицепы

Один раз в рабочие сутки независимо от количества рабочих смен

5 000

20 000

полуприцепы

 

4 000

16 000

Таким образом, сущность работ, связанных с ТО, заключается в том, что они направлены на поддержание автотранспортных средств в рабочем состоянии. Такие работы предусматривают наладку, регулировку, проверку и смазку рабочих агрегатов автомобилей. При этом не изменяются конструктивные характеристики автомобиля или его базовых агрегатов.

 

Бухгалтерский и налоговый учет операций ТО

В бухгалтерском учете согласно пункту 15 ПБУ 7 Основные средства расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.

В налоговом учете в соответствии с подпунктом 8.1.2 Закона о прибыли суммы расходов на проведение любых видов ремонтов увеличивают балансовую стоимость основных фондов группы 5 с целью амортизации.

Как было отмечено, расходы на ТО транспортных средств не относятся ни к текущему, ни к капитальному ремонтам, направленным на их улучшение, значит, их нельзя отнести на увеличение балансовой стоимости автомобилей. Такие расходы осуществляются с целью поддержания в рабочем состоянии автотранспорта, используемого в производственной деятельности предприятия, следовательно, включение их в состав валовых расходов правомерно согласно п.п.5.2.1 Закона о прибыли.

Что касается обслуживания легковых автомобилей, то п.п.5.4.10 Закона о прибыли никаких ограничений относительно включения в состав валовых расходов сумм расходов на ТО легковых автомобилей не предусмотрено.

В практической деятельности чаще всего техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт осуществляется водителем автомобиля. Предприятие может заключить договор со станцией техобслуживания (СТО) на выполнение таких работ и расходы, связанные с их оплатой, включать в состав валовых расходов на основании документов, выданных СТО. Работы, выполненные станцией техобслуживания, должны соответствовать перечням работ ТО-1 и ТО-2, определенным Положением №102.

В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ТО автотранспорта рекомендуется отобразить следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачены услуги СТО

631
641/ндс

311
644

2 400
400

-

2 000

2

Отражены расходы на техническое обслуживание:

- легкового автомобиля;

92
644

631
631

500
100

-

-

- грузового автомобиля

91
644

631
631

1 500
300

-

-

 

Текущий и капитальный ремонт

Текущий ремонт автотранспорта предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей. Выполняется в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния транспортного средства или при наличии в нем неисправностей (п.3.12 Положения №102).

Текущим ремонтом считаются работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).

Перечень базовых агрегатов ДТС представлен в приложении Г к Положению №102.

Согласно нормам Положения №102 одновременная замена, например, коробки передач и рулевого управления рассматривается как операция текущего ремонта. Причем любой ремонт агрегатов является текущим ремонтом ДТС.

Капитальный ремонт автотранспорта предназначен для продления срока его эксплуатации и выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением каких-либо частей, в т.ч. и базовых. Он проводится в случае необходимости по результатам диагностики технического состояния (п.1.3, п.3.15 Положения №102).

Под ресурсом подразумевается суммарная наработка автотранспорта с начала его эксплуатации или восстановления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние, т. е. в такое состояние, при котором его последующее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, или восстановление его неисправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой:

- кузова для автобусов и легковых автомобилей;

- рамы для грузовых автомобилей;

- одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

 

Бухгалтерский и налоговый учет операций по текущему и капитальному ремонту

В бухгалтерском учете, расходы, осуществляемые для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии и не связанные с его улучшением, включаются в состав расходов.

Согласно п.14 ПБУ 7 Основные средства суммы расходов, связанные с улучшением объекта основных средств, увеличивают его первоначальную стоимость. Улучшение основных средств предполагает увеличение экономической эффективности от их использования в хозяйственной деятельности предприятия. Капитальным ремонтом является модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п., для автомобилей одновременная замена не менее трех базовых агрегатов. В этом случае в бухгалтерском учете балансовая стоимость автотранспортного средства увеличится на сумму стоимости установленных агрегатов и работ, связанных с их установкой. Все остальные виды ремонтов включаются в состав расходов.

В налоговом учете согласно п.п.5.3.2 Закона о прибыли расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов не включаются в состав валовых расходов. Расходы на проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других улучшений основных фондов подлежат амортизации. Таким образом, в налоговом учете как расходы, связанные с заменой рамы или кузова автомобиля, так и замена, например, стеклоочистителя будут увеличивать балансовую стоимость групп основных фондов с целью амортизации.

В соответствии с п.п.8.7.1 Закона о прибыли налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода.

Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую стоимость группы 5 или отдельных объектов основных фондов группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости групп и отдельных объектов основных фондов группы 1 на начало расчетного квартала.

Вывод из эксплуатации основных фондов любой группы на ремонт, в т. ч. и автотранспорта, должен осуществляться на основании приказа руководителя предприятия. Проведение любых видов ремонтных работ автотранспорта без соответствующего документального оформления не является доказательством вывода основных фондов из эксплуатации.

В бухгалтерском и налоговом учете операции текущего капитального ремонта рекомендуется отразить следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачен двигатель для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24

631
641/ндс

311
644

4 548
758

-

-

2

Оплачена рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ

631
641/ндс

311
644

6 480
1 080

-

-

3

Оприходованыдвигатель и рама

207
644

631
631

9 190
1 838

-

-

4

Оплачены услуги СТО за установку рамы и двигателя

631
641/ндс

311
644

1 800
300

-

-

5

Списан двигатель, использованный для ремонта легкового автомобиля ГАЗ-24 согласно акту выполненных работ

92

207

3 790

-

-*

6

Списаны расходы, связанные с заменой двигателя

92
644

631
631

550
110

-

- *

7

Списана рама для ремонта грузового автомобиля МАЗ согласно акту выполненных работ

152
105

207
152

5 400
5 400

-

-*

8

Списаны расходы, связанные с заменой рамы

152
644

631
631

950
190

-

-*

9

Оплачены кольца поршневые для автомобиля МАЗ

631
641/ндс

311
644

72
12

-

-*

10

Получены и оприходованы кольца поршневые

207/скл
644

631
631

60
12

-

-

11

Выданы кольца поршневые со склада в подотчет водителя для установки

207/экс

207/скл

60

-

-

12

На основании актов списания списаны кольца поршневые с под отчета водителя

806**
9194

207/экс
806

60
60

-

п. 5.9*

13

Начислена заработная плата водителю

811
9194

661
811

20
20

-

-

14

Отражены отчисления в соцфонды (условно)

82
91

65
82

7,60
7,60

-

-

*В налоговом учете включается в состав валовых расходов в пределах 10% балансовой стоимости основных фондов группы 5 на начало года.

**В бухгалтерском учете включается в состав расходов, т.к. текущий ремонт не является улучшением автомобиля, а восстанавливает его работоспособность.

 

Замена шин и аккумуляторов

В соответствии с п.3.19 Положения №102 операции замены на дорожно-транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоборудованию и другим видам их улучшения. Такие операции не относятся и к текущему ремонту, т. к. они предусматривают замену износившихся узлов новыми в соответствии с установленными нормами эксплуатации. Следовательно, расходы, связанные с приобретением и заменой шин и аккумуляторов, в бухгалтерском учете относятся к нормативным эксплуатационным расходам предприятия, связанным с использованием автотранспорта. Поэтому они не увеличивают балансовую стоимость автотранспортных средств, а в соответствии с п.7 ПБУ 16 Расходы относятся к расходам того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

В налоговом учете указанные расходы также включаются в состав валовых расходов, т. к. они не относятся к операциям, связанным с улучшением основных средств, в т. ч. и к текущему ремонту.

Основанием для списания шин являются Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97г. № 420. Для аккумуляторных батарей срок службы установлен разделом 5 Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерних батарей колесных, тракторных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса Украины от 20.05.2006 г. № 489.

В бухгалтерском и налоговом учете операции замены шин и аккумуляторных батарей отразятся следующим образом:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Д-т

К-т

ВД

ВР

1

Оплачены шины для грузового автомобиля

631
641/ндс

311
644

1 320
220

-

1 100

2

Оплачен аккумулятор к легковому автомобилю

631
641/ндс

311
644

108
18

-

90

3

Получены и оприходованы шины и аккумулятор

207
644

631
631

1 190
238

-

-

4

На основании актов списания списаны шины, установленные взамен износившихся

806
91

207
806

1 100
1 100

-

п. 5.9

5

На основании актов списания списан аккумулятор, установленный взамен непригодного к использованию

806
92

20
7 806

90
90

-

п. 5.9

6

Отражены расходы, связанные с заменой шин и аккумуляторов

377
641/ндс
91,92

311
377
377

240
200
40

-

200

7

Отражен финансовый результат

791
791

91
92

1 100
90

-

-

Страхование автотранспорта

Владелец автомобиля может застраховать его от повреждения или уничтожения в результате ДТП, умышленных действий третьих лиц, стихийных бедствий, пожара или самовозгорания, а также угона (кражи). Такой вид страхования носит название КАСКО и является добровольным видом страхования (ст.6 Закона о страховании), т.е. решение о необходимости страхования автомобиля принимается его владельцем. Договор между страховщиком и страхователем заключается в простой письменной форме и подписывается уполномоченными представителями сторон. Текст договора может быть изложен просто на бумаге либо на страховом полисе. Перечень обязательных условий, которые должны быть отражены в договоре страхования, приведен в ст. 16 Закона о страховании.

 

Страхование гражданско-правовой ответственности

Страхование гражданско-правовой ответственности является обязательным видом страхования (ст. 7 Закона о страховании) и в случае ДТП позволяет владельцу автомобиля за счет страховщика:

либо компенсировать третьим лицам (пострадавшим) причиненный ущерб;

либо получить возмещение как пострадавшая сторона.

Договор страхования гражданской ответственности необходимо заключить на протяжении трех рабочих дней со дня государственной регистрации автомобиля (ст. 21.1 Закона о страховании ответственности). Требования к содержанию такого договора, порядку заключения, а также различные типы таких договоров приведены в разд. 2 Закона о страховании ответственности. Особенности заключения договоров страхования гражданско-правовой ответственности определены также в Положении № 673. Факт заключения договора подтверждается полисом, типовая форма которого утверждена Распоряжением № 558.

При наступлении страхового случая для получения страхового возмещения необходимо:

сообщить о ДТП в ГАИ и в течение 3 дней страховщику;

сохранять автомобиль в поврежденном состоянии для его осмотра экспертами.

Порядок осуществления страхового возмещения определен в разд. 3 Закона о страховании ответственности.

 

Ответственность

Использование автомобиля без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (сертификата) прямо запрещено ст. 21 Закона о страховании ответственности и пп. ґ п. 2.1 Правил дорожного движения. В случае отсутствия данного документа на владельца транспортного средства налагается штраф в размере, предусмотренном ст. 126 КоАП. Рассматривают дела по этим правонарушениям и налагают соответствующие взыскания работники ГАИ, имеющие специальные звания (п. 3 ст. 222 КоАП).

 

Учет расходов на страхование

Бухгалтерский учет

Поскольку расходы на страхование нельзя связать с конкретными доходами и они могут обеспечить получение экономических выгод на протяжении длительного периода, то такие расходы равномерно относятся в состав расходов в течение такого периода (п. 8 П(С)БУ 16). Расходы на страхование отражаются на счете 39 Расходы будущих периодов с последующим отнесением в состав расходов соответствующих периодов в течение срока действия договора. Статья расходов определяется в зависимости от характера использования автомобиля. Так, если автомобиль используется для оказания автотранспортных услуг, то расходы отражаются в составе общепроизводственных расходов на счете 91 (п. 15.4 П(С)БУ 16); если для обслуживания поездок административного персонала (поездки директора, бухгалтера и т. п.) то в составе административных расходов на счете 92 (п. 18 П(С)БУ 16). Если использование транспорта связано с доставкой товаров (результатов работ, услуг) расходы на страхование являются расходами на сбыт и отражаются на счете 93 (п.19 П(С)БУ 16).Характер использования автомобиля определяется на основании данных путевых листов.

 

Налоговый учет

Налог на прибыль

Расходы на страхование автомобиля, являющегося собственностью налогоплательщика, включаются в состав расходов соответствующего направления (общепроизводственных, административных и т. д.) в пределах обычной цены страхового тарифа (пп.140.1.6 НКУ). Расходы на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности по автомобилям, являющимся собственностью налогоплательщика, включаются в состав расходов такого налогоплательщика в полном объеме в пределах обычной цены страхового тарифа (пп. 140.1.6 НКУ). Дата увеличения и статьи расходов в налоговом учете определяются по аналогии с бухгалтерским учетом.

НДС

Согласно пп.196.1.3 НКУ предоставление услуг по страхованию не является объектом налогообложения, следовательно, налог не начисляется и налоговый кредит при оплате услуг по страхованию не возникает.

 
Пример отражения в учете расходов на страхование автомобиля

Автомобиль Toyota Camry, используемый руководителем предприятия, застрахован 17.09.2011 г. (застрахованный период в третьем квартале 2011 года 14 дней). Сумма страховки 9859 грн., период страхования 12 месяцев.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доходы

Расходы

1

Отражен страховой платеж

39

311

9859

-

-

2

Отнесена на расходы часть страховой суммы за прошедший квартал (9859 : 366 x 14)

92

39

377,12

-

377,12

 

Страховое возмещение

Страховое возмещение это страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона о страховании). Такое возмещение не может превышать размер прямых убытков.

Франшиза это часть убытков, которая не возмещается страховщиком. Размер франшизы устанавливается в договоре. При этом возможны условия договора, согласно которым франшиза равна нулю. Существуют определенные ситуации, при которых страховая компания может отказать в возмещении убытков. Полный перечень оснований для такого отказа приведен в ст. 26 Закона о страховании. Неблагоприятное финансовое состояние страховщика не может быть основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для отражения страхового возмещения применяется субсчет 751 Возмещение убытков от чрезвычайных событий (П(С)БУ 15, П(С)БУ 16 и Инструкция № 291). Расходы, связанные с наступлением страхового случая, отражаются на субсчете 992 Потери от техногенных катастроф и аварий.

 

Налоговый учет

Налог на прибыль

Порядок налогового учета по налогу на прибыль зависит от оснований для выплаты страхового возмещения. Возможны следующие варианты.

1. Предприятие застраховало автомобиль и условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения налогоплательщику-страхователю. В этом случае застрахованные убытки, понесенные налогоплательщиком, включаются в расходы. Увеличение расходов происходит в том периоде, в котором они фактически понесены. Полученное страховое возмещение включается в состав доходов в налоговом периоде его получения (пп. 140.1.6 НКУ).

2. Предприятие не застраховало автомобиль. Страховое возмещение получено по страховке виновника ДТП. В этом случае налогоплательщик не включает в состав расходов понесенные убытки (расходы на восстановление автомобиля) и не включает суммы страхового возмещения в состав дохода (п.п.136.1.5 НКУ).

Расходы на ремонт автомобиля учитываются по правилам, установленным для ремонта основных средств.

НДС

С учетом положений ст. 185 НКУ, страховое возмещение не является объектом обложения НДС, следовательно, его получение не влечет увеличения налоговых обязательств.

НДС, уплаченный (начисленный) при проведении ремонтных работ, можно включить в налоговый кредит на основании ст. 198 НКУ при наличии надлежащим образом оформленной налоговой накладной (п. 198.6 НКУ).Если расходы на ремонт возмещаются по договору страхования гражданско-правовой ответственности непосредственно на счет пострадавшего лица (его представителя), то сумма возмещения определяется как размер оцененных убытков за вычетом НДС (п. 36.2 Закона о страховании ответственности). Доплата вычтенных сумм НДС осуществляется после получения страховой компанией документов, подтверждающих факт оплаты ремонта застрахованного автомобиля.Если после наступления страхового случая автомобиль не подлежит восстановлению и списывается, налоговые обязательства по НДС не начисляются (пп. 189.9 НКУ).

 

Пример отражения в учете получения страхового возмещения по автомобилю, подлежащему восстановлению

Застрахованный предприятием собственный автомобиль Toyota Camry попал в ДТП, после которого он подлежит восстановлению. Стоимость ремонтно-восстановительных работ 12000 грн. с НДС. Франшиза 300 грн.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доходы

Расходы

1

Оплачены услуги СТО

377

311

12000

-

-

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

2000

-

-

3

Отражены убытки от ДТП

992

377

10000

-

10000

4

Списана сумма налогового кредита

644

377

2000

-

-

5

Получено страховое возмещение

311

655

11700

11700

-

6

Отражена компенсация убытков

655

751

11700

-

-

 

Пример отражения в учете получения страхового возмещения по автомобилю, не подлежащему восстановлению

Застрахованный предприятием собственный автомобиль Daewoo Lanos попал в ДТП, после которого он не подлежит восстановлению. Первоначальная стоимость 58000 грн., износ 17000 грн. Страховое возмещение 24600 грн. Франшиза 0 грн.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доходы

Расходы

1

Отражены услуги эвакуатора

992

685

500

-

500

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

100

-

-

3

Оплачены услуги эвакуатора

685

311

600

-

-

4

Списана остаточная стоимость объекта

992

104

41000

-

41000

5

Отражен начисленный износ

131

104

17000

-

-

6

Получено страховое возмещение

311

655

24600

24600

-

7

Отражена компенсация убытков

655

751

24600

-

-

Предприятие может приобрести автомобиль по договору купли-продажи, составленному в письменной форме. В этом случае право собственности от продавца к покупателю переходит с момента передачи автомобиля (если иное не установлено договором) согласност. 334 ГКУ. Если автомобиль впервые регистрируется в Украине, после перехода права собственности новому владельцу необходимо уплатить:

- пенсионный сбор в размере, предусмотренном п. 8 ст. 4 Закона № 400;

- сбор за первую регистрацию транспортного средства (р. VII НКУ).

После уплаты предусмотренных законодательством обязательных платежей необходимо зарегистрировать транспортное средство в органах ГАИ в течение 10 дней после его приобретения.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

Приобретенный автомобиль является основным средством и зачисляется на баланс по первоначальной стоимости, а расходы на его приобретение подлежат амортизации. Суммы пенсионного сбора и сбора за первую регистрацию транспортного средства, уплаченного при приобретении нового автомобиля, увеличивают его первоначальную стоимость.

НДС

Право на отнесение к налоговому кредиту сумм НДС, уплаченных (начисленных) при приобретении легковых автомобилей возникает, если такой автомобиль покупается с целью последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 198 НКУ). Для подтверждения налогового кредита следует иметь налоговую накладную.

НДФЛ

Если автомобиль приобретается у физлица, то из доходов продавца необходимо удержать суммы НДФЛ по ставке, определенной вп. 167.2 НКУ. Исключение составляют случаи продажи физлицом легкового автомобиля не чаще одного раза на протяжении отчетного налогового года тогда из сумм полученного физлицом дохода НДФЛ не удерживается(п. 173.2 НКУ).Доход от продажи определяется исходя из цены договора купли-продажи, но не ниже оценочной или среднерыночной стоимости (на выбор физлица плательщика НДФЛ) по правилам, определенным п.173.1 НКУ.

Удержание НДФЛ в зависимости от способа и объекта приобретения

Способ и (или) объект операции

Удержание НДФЛ

Налоговый агент (п. 173.3 НКУ)

Приобретение грузового автомобиля

5 % от суммы дохода от продажи

Юр.лицо-покупательinfo 4

Приобретение легкового автомобиля

НДФЛ не удерживается, если физ.лицо продаетпервый автомобиль за год;
5 %, если физ.лицо продает второй и следующий автомобили

Юр.лицо-покупательinfo 4

Пример отражения в учете приобретения автомобиля по договору купли-продажи

Предприятие в декабре 2011 года приобрело новый легковой автомобиль с объемом цилиндров двигателя 2000 куб. см за 187200 грн. (в т. ч. 31200 грн.НДС). Дополнительные расходы, понесенные в связи с приобретением, составили: сбор в Пенсионный фонд (автомобиль новый, впервые регистрируется на территории Украины, а его стоимость без учета НДС не превышает 165 размеров ПМ для трудоспособных лиц, установленного на первое января текущего отчетного года) 4680 грн. (156000 грн. x 3 %); плата за государственную регистрацию 15 грн.; за проверку технического состояния 45 грн.; за проверку транспортного средства и выдачу экологической карточки 15 грн.; плата за оформление документов 12 грн.; плата за номерные знаки 91,50 грн. Сумма сбора за первую регистрацию транспортного средства (автомобиль новый, впервые регистрируется на территории Украины) условно составляет 200,00 грн. Таким образом, первоначальная стоимость составила: 161058,50 грн. (156000 + 4680 + 15 + 45 + 15 + 12 + 91,50 + 200).

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Д-т

К-т

Сумма

Доходы

Расходы

1

Оплачена стоимость автомобиля

371

311

187200,00

-

-

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

31200,00

   

3

Оприходован легковой автомобиль

152

371

156000,00

-

-

4

Начислен сбор в ПФ с операции по отчуждению легкового автомобиля (156000 x 3 %)

152

651

4680,00

-

-

5

Уплачен сбор в ПФ

651

311

4680,00

-

-

6

Начислен сбор за первую регистрацию транспортного средства

39

641

200,00

-

-

7

Уплачен сбор за первую регистрацию транспортного средства

641

311

200,00

-

-

8

Выданы денежные средства под отчет ответственному лицу для оплаты регистрации в ГАИ

377

301

189,50

-

-

9

Уплачено подотчетным лицом: за государственную регистрацию, оформление документов и номерные знаки (11 + 15 + 12 + 91,50)

152

377

189,50

-

-

10

Введен в эксплуатацию автомобиль

105

152

161058,50

-

-info 4

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

banner1

Межбанк USD/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк EUR/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк RUB/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Курс в Киеве

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Курс в Украине

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

 

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!