В декабре прошлого года депутаты в едином порыве внесли изменения в ряд действующих законов.
Так, в Налоговом кодексе Украины (далее – НКУ) был изменен п. 296.10. ст. 296, в котором на сегодня в частности сказано, что регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога первой группы, а также «второй и третьей групп (физические лица - предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривен. В случае превышения в календарном году объема дохода более 1000000 гривен применение регистратора расчетных операций для такого плательщика единого налога является обязательным».
1. Кому действительно нужны кассовые аппараты, а кому нет.
Первое и самое основное – если вы реализуете товары или услуги, получаете деньги исключительно на расчетный счет, не работаете с наличными деньгами, то РРО вам НЕ нужен, как говорится, от слова «совсем». Однако здесь есть нюансы, о которых нужно помнить.
Если же все-таки вы торгуете за наличный расчет, давайте разбираться, кому же нужен кассовый аппарат, а кому нет, исходя из содержания п. 296.10. ст. 296 НКУ.
Первое - кассовый аппарат совершенно НЕ нужен плательщикам единого налога, которые работают на первой группе единого налога.
К первой группе относятся (точнее, могут выбрать) все предприниматели, которые не имеют наемных работников и торгуют на рынке или оказывают бытовые услуги населению строго согласно перечню услуг, которые есть в п.291.7. ст.291 НКУ.
При этом годовой оборот таких предпринимателей не должен превышать 300 тыс. гривен.
Второе – если вы плательщик единого налога второй и третьей группы и ваш годовой оборот меньше 1 млн.грн. РРО вам тоже не нужен.
И если в предыдущей редакции Закона был вариант избежать применения кассового аппарата при торговле в мелкорозничной торговой сети или на рынке не зависимо от оборота, то теперь увы Налоговый кодекс такого не предусматривает.
2. Исключения из правил.
Исключения из правила обязательного применения РРО есть как в самом Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон о РРО), так и в подзаконных нормативно-правовых документах.
Так, в частности, согласно ст.9 Закона о РРО без использования кассовых аппаратов и расчетных книжек разрешена торговля:
- на рынке за наличный расчет;
- проездными билетами;
- билетами на автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт;
- билетами в маршрутках, трамваях, троллейбусах;
- билетами на концертно-зрелищные и спортивные мероприятия;
- при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов;
- блюдами и безалкогольными напитками в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
- билетами государственных лотерей через электронную систему приема ставок, которая контролируется в режиме реального времени центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;
- при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров.
В статье 9 Закона о РРО есть еще несколько исключений, но они не касаются плательщиков единого налога.
Кроме этого, согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 р. №1336 (далее – Постановление №1336) утвержден «Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций».Так, согласно Постановления №1336, без применения кассовых аппаратов, а просто используя расчетную книжку и книгу учета расчетных операций, можно осуществлять розничную торговлю продовольственными товарами, при условии отсутствия продажи подакцизных товаров, которая осуществляется физическими лицами - предпринимателями, плательщиками единого налога.
Это позволяет небольшим продуктовым магазинам, в которых нет наплыва покупателей и дальше, после превышения установленного предела в 1 млн.грн., торговать без РРО, просто выписывая расчетные квитанции.
Сразу оговорюсь, что в пункте, о котором идет речь, также говорится о возможности торговать без РРО и пивом в банках и бутылках, но на торговлю пивом с 1 июля нужна лицензия, а ее можно получить только при условии наличия кассового аппарата.
Таким образом, есть небольшая не стыковка между нормами Закона, регулирующего лицензирование, и Постановлением №1336, но т.к. закон имеет приоритет, то остается только торговля продуктами без пива.
Также после превышения ограничения в 1 млн.грн. без использования РРО, а просто выписывая расчетные квитанции можно будет:
Предоставлять бытовые услуги:
- на территории села;
- дома у заказчика по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантен, ремонту и сборки мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больными и престарелыми, фотографированию, мелкому ремонту квартир по перечню работ, устанавливается Минэкономики и Государственной налоговой администрацией, приготовление пищи, стирка белья, химической чистки мебели, ковров и других ковровых изделий (при условии проведения расчетов на месте предоставления услуг);
- по ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожевенной галантереи, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, металлических изделий и химической чистки структурными подразделениями предприятий и субъектами предпринимательской деятельности с 1 или 2 работающими;
- осуществлять страхование имущественных и личных рисков физических лиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика (ИСКЛЮЧЕНИЕ – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам ("Зеленая карта"));
- продавать товары с разносок и ручных тележек, предоставлять услуги в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, утвержденному Минтрансом и согласованному с Минэкономики и Государственной налоговой администрацией (перечень утвержден приказом Минтранспорта от 18.04.04 №105 т на сегодня частично устарел т.к. содержит, к примеру, пиво), а на воздушных судах, задействованных в международных воздушных сообщениях, - также продажа алкогольных напитков и табачных изделий;
- предоставлять ритуальные услуги при условии проведения расчетов на дому у заказчика;
- заниматься Организацией приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности;
- продавать булочные, кондитерские и порционные кулинарные изделия, мороженое, безалкогольные напитки, сувениры, игрушки и надувные шарики с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях;
- продавать билеты государственных лотерей, кроме продажи этих билетов через электронную систему приема ставок, которая контролируется в режиме реального времени Государственным казначейством.
-принимать вторсырье от населения.
Этот перечень довольно обширный (всего 27 пунктов) и содержит много экзотических видов деятельности, однако на большинство из них Постановлением №1336 установлен граничный размер годового оборота (200 тыс.грн и 75 тыс.грн), так что нам они «не пригодятся».
3. Как «обойти» закон и избежать применения РРО.
Сразу хочу сказать, что в данном случае мы не будем говорить о вариантах, когда предприниматель имеет магазин с бойкой торговлей и просто не хочет светить свои доходы.
При больших оборотах, на мой взгляд, поставить кассовый аппарат не проблема, тем более что те налоги, которые при таких оборотах платят плательщики единого налога, достаточно щадящие.
Наша основная цель - избежать использованная РРО, когда это является попросту нерентабельным, например, когда продажи товаров или услуг за наличный расчет являются разовыми или случайными.
В Законе о РРО есть один замечательный пункт (п.12 ст. 9), который говорит о том, что кассовый аппарат можно не использовать, если в месте получения товара расчеты в наличной форме не производятся (оптовая торговая и т.п.).
Казалось бы, под этот пункт попадают все айбоксы и терминалы самообслуживания ПриватБанка и других банков для приема наличных денег.
Как бы не так. Так, в своем письме от 10.02.2015 р. №4315/7/99-99-22-07-03-17 (далее – Письмо №4315), ДФС Украины утверждает, что: «Таким образом с 01.01.2015 субъекты хозяйствования, которые используют ПТКС при расчетах за реализованные товары (предоставленные услуги), должны выдавать покупателю расчетный документ установленной формы (фискальный чек)» (ПТКС это и есть все эти терминалы самообслуживания). В связи с этим нужно отметить, что в Законе о РРО существенные изменения претерпел и пункт, который касался торговли через Интернет.
Так, теперь пункт 2 статьи 3 Закона о РРО обязывает «выдавать лицу, получающему ... товар, … услугу ... включая заказ, оплата которых осуществляется с использованием сети Интернет, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции».
Таким образом, исходя из содержания п.2 ст.3 Закона о РРО, выдавать «расчетный документ установленной формы» необходимо как при оплате через терминал самообслуживания, если заказ сделан через Интернет, так и при оплате через различные онлайн сервисы, такие как «Приват 24», «Портмоне», «iPay» и тому подобные.
Казалось бы, если учесть значение терминов из статьи 2 Закона о РРО, таким расчетным документом может быть и товарный чек или расчетная квитанция, заполненная вручную. Однако ДФС Украины в своем Письме №4315 категорически утверждает, что: «…субъекты хозяйствования при продаже товаров в сети Интернет, в том числе физические лица - предприниматели - плательщики единого налога 2 и 3 групп (начиная с определенного Кодексом для каждой группы срока), должны применять РРО и выдавать покупателю расчетный документ установленной формы».
Эту же позицию ДФС Украины подтверждает и в письме от 30.03.2015 р. №6556/6/99-99-22-07-03-15 (далее – Письмо №6556) «Учитывая изложенное, при осуществлении расчетов за товары (услуги) субъекты хозяйствования обязаны в соответствии с Законом применять РРО, в том числе при осуществлении безналичных расчетов с использованием сети Интернет. При этом расчетные документы при продаже товаров (услуг) через сеть Интернет выдаются в случае их непосредственного предоставления потребителю».
Однако есть и хороший момент, т.к. это же Письмо №6556 содержит исключение для тех, кто предоставляет через интернет различные услуги: «В то же время, если не определено место расчетов, проведенных на основании счета в безналичной форме с помощью платежных карт Visa и MasterCard при предоставлении информационно-консультационных услуг, получении компьютерных и других программ с помощью сети Интернет, РРО не используется».
На мой взгляд, это исключение можно распространить и на оплату через терминалы самообслуживания, т.к. в таком случае продавец услуги тоже не может определить место проведения расчетов, как и при использовании платежных карт Visa и MasterCard.
Возможно в дальнейшем ДФС Украины изменит свою позицию в отношении оплаты за товар, которая поступает через терминалы самообслуживания и с платежных карт, ведь при этом деньги все равно зачисляются (ну, по крайней мере должны зачисляться) на расчетный счет (2600…) предпринимателя.
Ну, а пока я бы не рекомендовала использовать такие формы оплаты, как внесение денег через терминалы самообслуживания или прием платежей через онлайн сервисы, включая «Приват 24».
Но если в назначении платежа (в выписке или клиент-банке) не указано, что он поступил через терминал самообслуживания или через «Приват 24» (другую платежную систему), то в таком случае, исключительно на мой взгляд, предприниматель освобождается от необходимости применять РРО, т.к. в таком случае он не знает, как был осуществлен платеж, ведь покупатель мог оплатить товар и в отделении банка, получив при этом банковскую квитанцию (что априори освобождает от необходимости использовать РРО).
А как же он заказал товар, спросит сотрудник налоговой?
Да очень просто, например по телефону, и по телефону вы могли продиктовать платежные реквизиты в целом, что исключает использование сети интернет.
Теперь еще один важный момент.
Большинство предпринимателей ошибочно считает, что можно использовать POS-терминалы для приема карточек и тем самым избежать применения кассовых аппаратов, ведь бумажные купюры при таком расчете не принимаются.
Это большая ошибка. С точки зрения сегодняшнего законодательства, оплата товаров или услуг с помощью карточек через POS-терминал приравнена к наличным расчетам и при такой форме оплаты придется пробивать чек.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, на самом деле все сводится к трем способам оплаты, которые гарантировано позволяют избежать применения РРО.
Первый - оплата товаров (продукции, работ/услуг) в отделении банка.
Однако этот способ для тех, у кого действительно ну совсем уж разовые продажи и у кого неподалеку есть отделение банка, куда можно послать клиента, выдав ему счет.
Способ, скажем так, достаточно неудобный, т.к. не каждый клиент захочет бежать в банк, а потом возвращаться назад за товаром.
Второй - услуга ПриватБанка «Мини-отделение».
Эта услуга появилась у ПриватБанка сравнительно недавно и в какой-то степени может решить проблему применения РРО при разовых продажах за наличные расчет.
Как это действует:
1) Предприятие/предприниматель заключает договор с ПриватБанком на прием денег через миниотделение;
2) Один из сотрудников предпринимателя подписывает с банком трудовой договор (а также договор о полной материальной ответственности);
3) Этому сотруднику дают доступ к системе платежей ПриватБанка;
4) Сотрудник берет деньги у вашего клиента и проводит через систему платежей как безнальный платеж;
5) В конце рабочего дня всю наличность он несет и сдает в банк путем внесения на специальную карточку ПриватБанка через любой ближайший терминал самообслуживания.
Думаю, тут надо немного все пояснить.
Подписав трудовой договор с ПриватБанком, ваш сотрудник становится также и сотрудником ПриватБанка (оставаясь при этом и вашим сотрудником).
Фактически он работает на двух работах: у вас менеджером и по совместительству в ПриватБанке кассиром.
Когда он берет деньги у покупателя, то действует не как ваш менеджер, а как кассир ПриватБанка и после проведения платежа он выдает клиенту банковскую квитанцию, ведь он предоставляет банковскую услугу, которая освобождена от применения РРО (п.2 ст. 9 Закона о РРО).
При этом наличные деньги, которые он берет у клиента, принадлежат не вам – они принадлежит ПриватБанку (ведь это же их кассир, который потом инкассирует наличные деньги не на ваш счет, а на счет Привата).
Ну, а вы свои деньги получаете в виде банковского, безналичного платежа на ваш расчетный счет точно так же, как вы получили бы эти деньги, если бы ваш клиент пошел в ближайшее отделение любого банка.
Однако при этом возникает один неприятный момент. ПриватБанк по сути зачисляет вам на счет свои деньги, еще не подкрепленные наличностью, что должно требовать установления какого-то кредитного лимита (насколько мне известно, речь шла о сумме в районе 25 000 грн). В результате этого, если установленный лимит будет исчерпан, вашему менеджеру-кассиру придется бежать к терминалу, чтобы внести деньги не дожидаясь окончания рабочего дня (или послать кого-то другого, передав ему карточку-ключ).
Таким образом, если вы очень активно торгуете за наличный расчет, возможно придется «выравнивать» счет не один раз в день, а два, три или больше.
Вторым вариантом, как мне кажется, будет резервирование какой-то суммы на условно «депозитном» счету, которая сможет служить подкреплением платежей сверх установленного лимита до момента внесения наличных денег.
Что хорошо в этой системе, так это то, что один такой кассир может принимать платежи не для одного СПД, а для нескольких, так что если, скажем, в торговом центре рядом расположено несколько бутиков/магазинов, платежи для них может принимать один из продавцов.
На текущий момент за пользование услугой миниотделение ПриватБанк установил комиссию в размере 0,5% от суммы платежа, по желанию вам также может быть установлен POS-терминал, за который придется доплачивать 200 грн. в месяц.
Сам я эту систему пока не опробовала, но если исходить из того, что было озвучено сотрудниками ПриватБанка, она вполне рабочая и позволяет полностью избежать применения РРО, т.к. для предпринимателя такой платеж будет безналичным.
Третий – отправка товара «наложенным платежом» с зачислением денег от покупателя непосредственно на ваш расчетный счет.
Так, как пример, компанией «Нова Пошта» в 2012 году было создано ООО «ПОСТ ФИНАНС», которое на сегодня является финансовым учреждением согласно Свидетельству о регистрации финансового учреждения и предоставляет финансовые услуги по переводу средств на основании Лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов, выданной Национальным банком Украины.
Подобные компании вполне могут предоставлять услуги по зачислению денежных средств, которые поступают от вашего клиента в момент получения товара наложенным платежом прямо на ваш расчетный счет.
Более того, предоставляя услуги по переводу денежных средств они обязаны выдавать клиенту именно фискальный чек, который так хочет видеть налоговая служба.
Так что в результате использования таких переводов полностью отпадает необходимость в применении кассовых аппаратов, т.к. вы снова-таки уходите от наличных платежей и получаете денежные средства исключительно в безнальной форме.
4. Построение схем работы без РРО.
В некоторых случаях, используя комбинацию из предпринимателей различных групп единого налога, можно попробовать построить схему работы, при которой кассовый аппарат априори будет не нужен.
Их на самом деле не так и много, но в некоторых случаях это может оказаться реальным выходом из ситуации.
Как вы помните, плательщики единого налога первой группы имеют право оказывать бытовые услуги населению, к которым согласно п. 291.7. ст. 291 НКУ в частности относятся:
- изготовление мебели по индивидуальному заказу;
- изготовление плотничных и столярных изделий по индивидуальному заказу;
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов по индивидуальному заказу;
- услуги по ремонту радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры;
- услуги по ремонту электробытовой техники и других бытовых приборов;
- услуги парикмахерских;
- ритуальные услуги;
- услуги, связанные с сельским и лесным хозяйством;
- услуги домашней прислуги;
- услуги, связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальному заказу.
Таким образом, для того, чтобы избежать применения РРО, можно каждого наемного сотрудника зарегистрировать предпринимателем – плательщиком единого налога первой группы и заключить с ним договор аренды.
Например, это может быть договор аренды рабочего места (парикмахерские, СТО, мебельный цех, мастерская и т.д.), договор аренды инструментов и приборов (СТО, мастерская и т.п.), а также договор на предоставление услуг по приему и обработке заказов (что позволит единолично или через наемного менеджера принимать заказы от клиентов).
Поскольку деньги за предоставленные услуги от клиентов будут брать/получать именно эти предприниматели-плательщики единого налога первый группы (это обязательное условие), кассовый аппарат будет не нужен.
Второй способ избежать применения РРО - это дробление бизнеса на несколько предпринимателей второй группы и работа через договор комиссии.
Например, у вас большой магазин с несколькими отделами, где работает посменно несколько продавцов, при этом каждый из них может быть оформлен предпринимателем – плательщиком единого налога второй группы и торговать вашим товаром, например, по договору комиссии.
Единственное, к чему нужно быть готовым и в первом, и во втором случае - это к обвинениям со стороны налоговой в сокрытии трудовых отношений, однако такие обвинения можно полностью нивелировать, грамотно подготовив все документы.
5. Проверки РРО и мораторий на проверки.
Согласно НКУ, налоговые органы для контроля кассовых операций проводят так называемые фактические проверки.
Фактическая проверка проводится на основании приказа на начальника налоговой инспекции, копия которого вручается плательщику или лицу, которое проводит расчетные операции.
При проверке сотрудники налоговой, кроме приказа, обязаны предъявить направление на проверку и служебные удостоверения.
Согласно п. 80.2. ст. 80 НКУ, основанием для фактической проверки является по сути любая информации о нарушениях, которые имеют место при проведении расчетных и/или кассовых операций, в том числе заявление (письмо, жалоба) покупателя.
Однако, если в ходе предыдущей проверки у вас уже были установлены нарушения в сфере проведения расчетных операций, у вас в течение следующих 12 месяцев может быть проведена «контрольная» проверка даже при отсутствии информации о нарушениях.
Обязательно нужно помнить два момента.
Первое, согласно пп. 1.2.1. п.1.2 р.1 Методических рекомендаций относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом ДФС Украины от 31.07.2014 г. №22 «Решение о проведении… фактической проверки принимается руководителем органа государственной фискальной службы … с указанием субъекта (объекта), проверка которого проводится, цели, вида проверки, оснований для проведения проверки, даты начала и продолжительности проверки и т.п., которое с учетом требований Кодекса оформляется приказом».
Таким образом, в приказе о проведении фактической проверки, копию которого вам обязательно должны вручить перед началом проверки, должен быть в частности указан субъект (Ф.И.О. предпринимателя) и объект (какой именно магазин или торговая точка), которые подлежат проверке. И самое главное - основание для проведения проверки (какая именно информация и о чем получена).
Если такой информации там нет, вы имеете полное право не допускать инспекторов к проверке.
Также внимательно изучите направление на проверку, которое вам тоже обязаны предъявить, т.к. в нем обязательно должны быть указаны:
- дата выдачи;
- наименование контролирующего органа;
- реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки (они должны совпадать с тем приказом, копию которого вам вручили);
- наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, проверяется) или объекта, проверка которого проводится;
- цель проверки;
- вид проверки (в вашем случае фактическая);
- основания для проверки;
- дата начала и продолжительность проверки;
- должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа.
И снова ж таки, если направление на проверку не содержит какой-то из вышеперечисленных реквизитов или оно не скреплено подписью руководителя налогового органа (или его заместителя) и/или печатью налогового органа, вы имеет полное право не допускать инспекторов к проверке.
Об отказе допустить инспекторов к проверке можно написать прямо на направлении, однако его при этом желательно сфотографировать или сделать с него копию.
Так же не следует забывать, что если вы плательщик единого налога второй или третьей группы и до 30 июня 2015 года начали применять в собственной хозяйственной деятельности зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций, то согласно п.28 подраздела 10 НКУ вы освобождаетесь от проведения проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО до 1 января 2017 года.
6. Штрафы за отсутствие РРО и за нарушение порядка его использования
Сразу хочу сказать, что за многие нарушения предусмотрено сразу два наказания - одно в виде штрафа (согласно Закону о РРО), а второе в виде административного штрафа (согласно кодексу Украины об административных правонарушениях).
Это связанно в первую очередь с тем, что штраф накладывается на хозяйствующего субъекта, а административный штраф на лицо, виновное в нарушении.
Как пример, если кассир не пробил чек, то штраф за это заплатит фирма, но сам кассир будет привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.
Но когда речь идет о предпринимателе, у которого нет наемных лиц, проводящих расчетные операции, к нему в случае нарушения будет применены и штраф, и административное взыскание.
Так, согласно ст. 17 Закона о РРО, к субъектам предпринимательства применяются следующие санкции:
1) В случае выявления в ходе проверки на протяжении календарного года фактов:
- проведения расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);
- непроведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы;
- несоответствия у юридических лицна месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10% размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования юридическим лицом расчетной книжки - общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;
- не распечатки соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования
Если такое нарушение:
- совершенно впервые - 1 гривна;
- совершенно второй раз - 100% стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим подпунктом, товаров (услуг);
- в случае неиспользования при осуществлении расчетных операций расчетной книжки или использование незарегистрированной надлежащим образом расчетной книжки, или нарушения установленного порядка ее использования, или не обеспечение сохранности расчетных книжек на протяжении установленного срока – 340 грн.;
- в случае, если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на регистраторах расчетных операций или выявлено искажения данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме – 170 грн.;
- в случае проведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества – 85 грн.
- в случае применения при осуществлении расчетных операций регистратора расчетных операций, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы центра сервисного обслуживания – 1700 грн.
- в случае не предоставления в органы государственной налоговой службы отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков из регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи, в случае обязательности ее представления – 170 грн.
Нужно помнить, что исходя из содержания п. 296.1 ст. 296 НКУ предприниматели - плательщики единого налога не ведут учета остатка товарных запасов и, соответственно, к нему неприменимы штрафы за реализацию неучтенных товаров (в двукратном размере их стоимости), предусмотренные ст. 20 Закона о РРО.
Что касается административных штрафов, то согласно статье 155-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), предусмотрен штраф за «Нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Таким образом, на основании этой статьи, могут привлечь за несоблюдение всего того, что предусмотрено статьей 3 Закона о РРО.
Сумма административного штрафа при этом составляет:
- для лица, которое проводит расчеты от 34 грн до 85 грн.;
- для должностных лиц предприятия от 85 до 170 грн (однако предприниматель не является должностным лицом предприятия и к нему такой админштраф применить нельзя).
7. Другие штрафы, связанные с наличным обращением
Говоря о штрафах, не стоит забывать, что кроме штрафов, предусмотренных Законом о РРО и КуоАП, есть и другие штрафы.
Так, согласно постановлению Правления НБУ от 06.06.13 №210 «Об установлении предельной суммы наличных расчетов», установлены предельные суммы расчетов наличными, в частности:
- предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 000 гривен;
- физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150 000 гривен;
Таким образом, один предприниматель не имеет права купить у другого предпринимателя или предприятия товар за наличные средства на сумму не больше чем на 10 000 грн. в день.
За нарушение этого ограничения для предпринимателя согласно ст.163-15 КУоАП установлен админштраф от 1700 до 3400 грн. за первое нарушение, и от 8 500 грн до 17 000 грн за повторное нарушение в течение года.
Строго говоря, этот админштраф никак не связан с наличием или отсутствием кассового аппарата и может грозить любому предпринимателю, не зависимо от системы налогообложения, на которой он находится.
Что действительно связано с регистраторами расчетных операций, так это штрафы, предусмотренные Указом Президента Украины от 12.06.95 года №436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» (далее – Указ №436).
Так, если вы забудете сделать Z-отчет, то вам будет грозить штраф в пятикратном размере той суммы выручки, на которою не был сделан Z-отчет (или сделан с нарушением сроков), т.к. в таком случае эта выручка будет считаться не оприходованной.
8. Что нужно для того, чтобы приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат.
Собственно, нужны деньги.
На сегодня стоимость кассового аппарата стартует с 5 300 грн. и ее верхний предел обуславливает только здравый смысл и производственная необходимость.
При этом, правда, кассовый аппарат можно купить не обязательно новый, вполне сойдет и бывший в употреблении, что поможет существенно сэкономить деньги.
Покупая кассовый аппарат, не стоит забывать, что налоговая регистрирует не все кассовые аппараты подряд, а только те, которые включены в Государственные реестр регистраторов расчетных операций, последний вариант которого утвержден приказом ДФС Украины от 27 апреля 2015 года №302.
Если вдруг вас угораздит купить РРО, которого там нет, то увы, зарегистрировать его вы не сможете.
Для регистрации регистраторов расчетных операций ФЛП подает в орган доходов и сборов:
-заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО;
- копию документа, подтверждающего факт покупки или безвозмездного получения РРО в собственность (другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО);
- копию документа на право собственности или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
- копию вашего договора с Центром сервисного обслуживания о техническом обслуживании и ремонте РРО.
Все разделы регистрационного заявления должны быть заполнены и оно должно быть подписано предпринимателем с указанием даты его подачи (заявление может быть подано как в бумажном, так и в электронном виде).
Если регистрационное заявление подается в бумажном виде - оригиналы документов, которые к нему прилагаются, необходимо предъявить непосредственно в момент его подачи, а при подачи в электронном виде оригиналы таких документов предъявляются налоговому органу вместе со справкой центра сервисного обслуживания об опломбировании РРО и актом ввода в эксплуатацию.
В течение двух рабочих дней после получения документов орган доходов и сборов может отказать в регистрации РРО, если:
- РРО уже зарегистрирован;
- модель (модификация) РРО не включена или выключена из Госреестра;
- РРО не соответствует области применения, указанной в регистрационном заявлении;
- ЦСО не имеет права на техническое обслуживание и ремонт РРО в связи с отсутствием договора с производителем (поставщиком) такого РРО;
- документы поданы не в полном объеме;
- имеются сведения об аннулировании лицензии на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности;
- отсутствует документ на право собственности или другой документ, дающий право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
- субъект хозяйствования (ФЛ-П) не включен в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей;
- субъект хозяйствования не состоит на учете в органе Миндоходов, в который поданы документы на регистрацию РРО;
- субъект хозяйствования или его обособленные подразделения не состоят на учете в органе Миндоходов по адресу, где будет использоваться РРО.
При наличии оснований для отказа в проведении регистрации РРО орган доходов и сборов не позднее двух рабочих дней с даты поступления документов для проведения регистрации РРО предоставляет или направляет (почтовым отправлением или на электронную почту) физическому лицу — предпринимателю сообщение об отказе в проведении регистрации РРО с указанием оснований для такого отказа.
В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации РРО должностное лицо органа доходов и сборов не позднее двух рабочих дней со дня поступления документов:
- принимает решение о возможности регистрации РРО;
- формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе Миндоходов;
- выдает ФЛП справку о резервировании фискального номера РРО по форме № 2-РРО.
Справка о резервировании фискального номера действительна в течение пяти рабочих дней с даты ее выдачи/отправки на адрес электронной почты физического лица предпринимателя.
В течение пяти рабочих дней с даты выдачи справки о резервировании фискального номера физическое лицо — предприниматель должен обратится в Центр сервисного обслуживания и обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы:
- занесение фискального номера в фискальную память РРО;
- персонализацию и опломбирование РРО в центре сервисного обслуживания.
Завершающим этапом процедуры регистрации РРО физическое лицо — предприниматель до окончания срока действия справки о резервировании фискального номера представляет в орган доходов и сборов копию справки об опломбировании РРО и акт ввода в эксплуатацию РРО.
В случае не предоставления или несвоевременного предоставления указанных документов справка о резервировании фискального номера считается недействительной.
После получения документов должностное лицо органа доходов и сборов не позднее следующего рабочего дня проводит регистрацию РРО путем внесения данных в информационную систему ДФС Украины и выдает предпринимателю регистрационное удостоверение РРО по форме № 3-РРО.
Все, с этого момента ваш кассовый аппарат считается зарегистрированным.
9. Терминал для приема карточек. У кого он должен быть обязательно.
Регистрируя кассовый аппарат не следует забывать о терминале для приема карточек, или, как их еще называют, POS-терминале.
На сегодня предприниматели делятся на тех, кому POS- терминал по закону не нужен, но они используют его по собственной инициативе, и тех, кто обязан его использовать согласно действующего законодательства.
Так, в постановлении Кабинета министров Украины от 29 сентября 2010 года №878 сказано буквально следующее: «Установить, что субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом используют регистраторы расчетных операций, должны осуществить переход на обязательный прием специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги)» (в контексте этого постановления под специальным платежным средством имеются в виду пластиковые карточки).
Таким образом, если согласно Закону о РРО вы обязаны иметь и использовать кассовый аппарат, то у вас кроме самого кассового аппарата в обязательном порядке должен быть установлен POS-терминал (или вы должны обеспечить прием специальных платежных средств в любой другой способ).
Из этого правила на сегодня есть только два исключения.
Первое - если вы торгуете (оказываете услуги) в помещении с торговой площадью меньше 20 кв. метров.
Второе - если вы торгуете (оказываете услуги) в населенном пункте с численностью населения меньше 25 000 человек.
При этом за отсутствие терминалов для приема банковских карт согласно ст. 163-15 КУоАП предусмотрен административный штраф за первое нарушение в сумме от 1700 грн. до 3400 грн, а за повторное нарушение в течение года от 8500 до 17 000 грн.
Право применять эти штрафы на сегодня делегировано органам ДФС Украины.
Кроме административного штрафа есть еще и обычный штраф, который предусмотрен пунктом 12 части 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей», его размер фиксированный и составляет 8500 грн.
В общем, если вы обязаны иметь кассовый аппарат и уже его поставили, есть смысл задуматься о установке POS-терминала.
Ну а тем, кто не должен иметь РРО, но поставил POS-терминал для удобства клиентов переживать не стоит, т.к. наличие такого терминала совсем не означает, что вы обязаны теперь поставить к нему еще и кассовый (если такой обязанности не предусмотрено в законе).