Главная
  • Регистрация
budjet 2019

Важные цифры бюджета 2019 года


Мы собрали важные цифры бюджета-2019, которые должен знать каждый бухгалтер: ставки налогов, "минималку",прожиточный минимум...
Подробнее...
pdv2019

НДС-2019. Изменения


Новогодние изменения в НКУ по НДС. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз,...
Подробнее...
rost zp 2019

Рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума 2019


От размера минимальной зарплаты зависят не только зарплатные выплаты и налоги с них, но и размер местных налогов...
Подробнее...
nedvyjymost

Налог на недвижимость в 2019 году


Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — местный налог, являющийся составляющей налога на имущество...
Подробнее...

 

У вас на 01.07.2015 г. образовался «отрицательный» лимит регистрации, давайте рассмотрим несколько вариантов, что с этим делать?

Первый вариант - электронное администрирование запустят полноценно с 01.07.2015 г., как это предусмотрено сейчас нормами НКУ. Зарегистрировать НН после этой даты можно будет, если сумма НДС в ней впишется в регистрационный лимит. Соответственно, если минус по лимиту не будет перекрыт, то для регистрации своих НН/РК придется или ждать регистрации поставщиком «входящих» НН / увеличивающих РК, внести деньги на НДС-счет.

Второй вариант - тестовый режим возможно продлят до 01.01.2016 г. Соответствующий законопроект (от 26.05.2015 г. № 2960), зарегистрирован в ВРУ. Это самый оптимальный вариант.

Третий вариант - законопроект, подготовленный налоговиками. В нем предлагается запустить СЭА на полную мощность с 01.07.2015 г., но лимит на эту дату обнулить.

Пока нам остается ориентироваться только на первый — законодательно прописанный — вариант. Хотя велика вероятность, что изменения в СЭА НДС все-таки произойдут. Вопрос только какие.

Рассмотрим почему мог возникнуть минус.

Самая простая «естественная» причина, по которой мог возникнуть «отрицательный» лимит, — НДС по выданным НН, зарегистрированным в ЕРНН, превысил НДС по «входящим» НН. Но после пополнения НДС-счета для уплаты НО по декларации расхождения должны нивелироваться. «Очевидными» виновниками минуса являются и документы — заменители НН (чеки, билеты и т. д.), которые в ЕРНН не регистрируются, наш лимит не увеличивают.

Куда сложнее обстоят дела с минусом, который возник в результате недоработки формулы.

У многих плательщиков минус в лимите образовался за счет «старого» НДС, включенного в стр. 20.1 февральской декларации (которой они уменьшили обязательства к уплате). Напомним: налоговики разрешили учесть в стр. 20.1 декларации за февраль минус по стр. 24 и 20.2 январской декларации (в пределах значения стр. 18 за февраль). Но этот минус не попал в приложение Д2, соответственно, не мог быть направлен) на увеличение регистрационного лимита. А поскольку средства для погашения НДС-обязательств на НДС-счет направлялись в меньшем объеме / вообще не направлялись, лимит регистрации не увеличился.

Остальную часть, если мы хотим регистрировать НН/РК и не имеем возможности ждать увеличения лимита за счет других источников («входящие» НН, НДС, уплаченный на таможне), придется перечислить «живыми» деньгами на НДС-счет. Но даже после перечисления этих денег проблемы с минусом не закончатся. Ведь минус по формуле снова будет появляться — за счет того, что текущие обязательства по декларации будут погашаться за счет брошенных на погашение минуса средств.

Будет иметь место такая картина: лимит — минус, а на спецсчете есть «лишние» средства. Что бы их забрать, мы вынуждены будем подать вместе с июльской декларацией заявление на возврат средств с НДС-счета (по форме приложения Д4). В противном случае средства «зависнут», а для регистрации НН все равно придется дополнительно перечислить средства на счет, чтобы перекрыть минус и сформировать положительный лимит.

Возникает вопрос: а может, можно подать УР к февральской декларации и откорректировать стр. 20.1? Это проблему не решит. Ведь деньги, которые вы уплатите по УР пройдут мимо НДС-счета (они уплачиваются напрямую в бюджет — п. 25 Порядка № 569info 4). А это приведет к еще большей проблеме с минусом.

Возвраты товаров, поставленных до 01.02.2015 г.

Это еще одна неразрешенная проблема. Напомним: РК к НН, составленным до 01.02.2015 г., не учитываются для «лимита» ( п. 19 Порядка № 569).В результате выходит, что по декларации НО уменьшились. А в СЭА — уменьшения никак не отразились. В итоге — минусовый лимит и те же проблемы, что и со стр. 20.1 декларации. Тут можно надеяться только на то, что этот недочет все-таки к моменту полноценного запуска СЭА исправят. Ведь здесь налицо недочеты формулы.

Напомним, что с 01.07.2015 г.:

- всем плательщикам автоматически будет увеличен лимит регистрации на среднемесячнуюсумму НДС,задекларированную к уплате в бюджет и погашенную за последние 12 месяцев (4 квартала) (п. 34 подразд. 2 разд. XX НКУ). Эту сумму увеличения будут автоматически ежеквартально пересчитывать;

- лимит регистрации автоматически увеличат числящиеся на вашем лицевом счете переплатыпо НДС(п.34 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Кроме того, если у вас есть «старые» отрицательные остатки, задекларированные в приложении Д2, которые вы еще не попользовали, то их также можно направить в счет лимита регистрации (заполнив поле «а» приложения Д2 к декларации).

Вот и дошли реформы в систему соцстрахования. Поговорим о расчете декретных для работниц со страховым стажем менее 6 месяцев. Рассмотрим вопросы о минимальных максимальных размерах декретных о среднем заработке, страховом стаже, минимальной зарплате.

Во-первых: пособие по беременности и родам выплачивается засчет средств фонда социального страхования.

Во-вторых: процентный размер такого пособия не зависит от страхового стажа будущей мамочки. Начисляем декретные в 100-процентном размере.

В-третьих: размер пособия, рассчитываем по формуле:

«Количество календарных дней отпуска в связи с беременностью и родами X Среднедневной заработок».

Среднедневной заработок определяют путем деления начисленной зарплаты в расчетном периоде на количество календарных дней в таковом.

Рассчитываем, заполняем СПРАВКУ-РАСЧЕТ, подаем в фонд социального страхования и ждем поступления средств на отдельный счет, который открываем в обслуживаемом банке. Выплату и перечисление налогов производим в момент выплаты.

Теперь рассмотрим нововведения в расчете декретных х законодательным ограничениям по размеру суммы (верхней и нижней планок) указанной выплаты (см. таблицу ниже).

 Ограничения размера декретных с января 2015 года

Ограничение размера пособия

Общий случай

( ч. 2 ст. 26 Закона № 1105info 4)

Суммарный страховой стаж меньше 6 месяцев

(п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105info 4)

Нижняя планка — минимальный размер пособия

Не менее МЗПinfo 4

Не менее МЗПinfo 4

Верхняя планка — максимальный размер пособия

Не более максимальной величины базы начисления ЕСВinfo 4

Не более двукратного размера МЗПinfo 4

 

Ограничения по ст. 19 Закона № 1105 коснутся не всех работников, а только тех, у кого страховой стаж за 12 месяцев перед наступлением страхового случая составил менее 6 месяцев.(Страховой 6-месячный стаж определяют суммарно, а не полные 6 месяцев). Если конкретнее, то эти ограничения распространяются на:

- ново принятых работников, начинающих свою трудовую деятельность;

- работников, которые в течение 12 месяцев перед декретным отпуском работали в режиме неполного рабочего времени или находились в отпуске без сохранения зарплаты, в результате чего рассчитанный страховой стаж за последний год оказался менее 6 месяцев;

- женщин, вышедших на работу после отпуска для ухода за ребенком до 6 лет по медицинскому заключению;

- работников, которые до трудоустройства не работали 6 и более месяцев.

Работодатель может узнать о суммарном страховом стаже работника:

- по данным ЕСВ-отчетности — за период работы у этого работодателя;

- на основании сведений о страховом стаже, указанных в справке из ПФУ по форме ОК-5 или ОК-7, — за период работы у предыдущих работодателей.

Такую справку в ПФУ работник должен получить лично и передать своему работодателю (письмо ФСС ВПТ от 17.01.2015 г. № 2.4-17-92).

Рассмотрим п. 2 ч. 4 ст.19 Закона № 1105:«пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивался ЕСВ, но в расчете на месяц НЕ ВЫШЕ двукратного размера МЗП и не меньше размера МЗП, установленной законом в месяце наступления страхового случая».

Правила, которые помогут нам применить эту норму.

Правило 1.

Определяем размер нижнего и верхнего ограничителей (Сmin и Сmax).

Для исчисления Сminmax) следует минимальную зарплату (двукратный размер МЗП), установленную в месяце наступления «декретного» отпуска, разделить на 30,44. В 2015 годуверхний и нижний среднедневные пределы по оплате декретных будут такими:

Показатели Сmin и Сmax на 2015 год

Расчет минимального и максимального среднедневного заработка

Показатель минимального и максимального среднедневного заработка для расчета декретных в 2015 году, грн.

январь — ноябрь

декабрь

Сmin = МЗП : 30,44

40,01

45,27

Сmax = 2 x МЗП : 30,44

80,03

90,54

Правило 2. Пособие оплачивают по одному из показателей среднедневного заработка. Для этого нужно вначале рассчитать фактический среднедневной заработок (Сфакт) в соответствии с Порядком № 1266info 4 (по общепринятым правилам), а затем сравнить его с Сmin и Сmax. В итоге возможны три ситуации (см. ниже).

Ситуации и показатели, по которым оплачивают декретные

Сравнительные расчеты

Показатель, по которому оплачиваем декретные

Cфакт<Cmin

Сmin

Сфакт >Cmax

Сmax

Cmin < Сфакт < Сmax

Сфакт

Поскольку «декретный» больничный оплачивают сразу (суммарно) за все дни «декретного» отпуска, то проводить сравнительные расчеты для каждого из «декретных» месяцев не нужно.

Правило 3. Ограничения согласно ч. 2 ст. 26 и п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105 не содержат уточнений по сумме пособия в расчете на месяц в случае полной (неполной) занятости. Поэтому для режима неполного рабочего времени по основному месту работы Сmin и Сmax определяют на общих основаниях, т. е. без учета занятости работницы.

Например, по основному месту работы женщина работает на 0,5 ставки. Несмотря на то, что загрузка работницы неполная, в январе — ноябре 2015 года упомянутые ограничители для нее будут составлять: Сmin = 40,01 грн., Сmax = 80,03 грн.

Рассмотрим выше перечисленное на практических примерах. Приведем примеры, в которых для «декретной» оплаты будут использованы ограничители Сmin и Сmax. Подчеркнем: все они будут касаться работниц,у которых в течение года перед «декретным» отпуском страховой стаж составил менее 6 месяцев. Для них мы применяем ограничения, установленные п. 2 ч. 4 ст, 19 Закона № 1105.

Пример. С 19.02.2015 г. на предприятии работает женщина (основное место работы), должностной оклад которой составляет 1218 грн. Это ее первое место работы. Она уходит в отпу ск в связи с беременностью и родами с 18.05.2015 г. продолжительностью 126 календарных дней. Расчетный период: март - апрель 2015 года, количество календарных дней в расчетном периоде - 61 к.дн. (31 к.дн .март + 30 к.дн.апрель).

 

№ п/п

Ситуация

Руководство по спорным моментам

Пояснение на примере

 

Работа на полную минимальную ставку

1

Если фактический среднедневной заработок меньше Cmin, то пособие «дотягиваем» до нижней планки (Сmin)

Начисленная зарплата в расчетном периоде составила 2436 грн. (1218 грн. х 2 мес.).

Определим фактический среднедневной заработок:

2436 грн. : 61 к.дн. = 39,93 грн.

Поскольку Сфакт (39,93 грн.) < Сmin (40,01 грн.), пособие следует оплатить по Сmin: 40,01 грн. X 126 к. дн. = 5041,26 грн.

 

В расчетном периоде отпуск за свой счет

2

Отпуск без сохранения зарплаты не относится к уважительнымinfo 4 причинам в понимании Порядка № 1266. Поэтому дни такого отпуска не исключают из расчетного периода

Начисленная зарплата в расчетном периоде составила

1218 грн. (март полностью не отработан в связи с отпуском «за свой счет»).

Определим фактический среднедневной заработок:

1218 грн. : 61 к.дн.= 19,97 грн.

Поскольку Сфакт (19,97 грн.) < Сmin(40,01 грн.) пособие следует оплатить по Сmin : 40,01 грн. X 126 к. дн. = 5041,26 грн.

 

Установлено неполное рабочее время (0,25 ставки)

3

При работе в «неполном» режиме по основному месту работы верхний и нижний ограничители для оплаты «декретного» больничного следует применять без учета занятости работницы

Начисленная зарплата в расчетном периоде составила 609 грн. (1218 грн. х 2 мес. х 0,25).

Определим фактический среднедневной заработок:

609 грн. : 61 к. дн. = 9,98 грн.

Сравним Сфакт с верхней и нижней планкой (Сmin и Сmax). Как видим, Сфакт(9,98 грн.) < Сmin (40,01 грн.), т. е. весь период «декретного» отпуска оплачиваем по Cmin.

Пособие составит: 40,01 грн. X 126 к.дн. = 5041,26 грн.

 

Фактический среднедневной заработок превышает верхний предел

4

Если фактический среднедневной заработок превышает верхний предел, то пособие оплачиваем исходя из Сmax

Предположим, что суммарный заработок работницы за март — апрель 2015 года составил 7000 грн.

Фактический среднедневной заработок составил 114,75 грн.

(7000 грн. : 61 к. дн.).

Поскольку Сфакт (114,75 грн.) > Сmax (80,03 грн.), пособие следует оплатить по Сmax : 80,03 грн. X 126 к. дн. = 10083,78 грн.

 

В расчетном периоде не было заработка

5

Если в расчетном периоде не было заработка по уважительной причинеinfo 4, то фактический среднедневной заработок определяют исходя из должностного оклада, установленного в месяце наступления «декретного» отпуска. При этом также сравнивают Сфакт с Сmin и Сmax

Предположим, что в расчетном периоде (ноябрь 2014 года — апрель 2015 года) работница находилась в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет.

Определим фактический среднедневной заработок для расчета пособия (абз. 8 п. 14 Порядка № 1266):

1218 грн. : 30,44 к.дн, = 40,01 грн.,

где:

- 1218 — должностной оклад, установленный в мае 2015 года (месяц ухода в «декретный» отпуск);

- 30,44 — среднемесячное количество календарных дней.

Получили, что Сфакт = Сmin, поэтому сумма пособия составляет: 40,01 грн. X 126 к.дн. = 5041,26 грн.

Давайте рассмотрим как формируется тот или иной показатель Извлечения из системы электронного администрирования НДС (форма J401201). Почему данные этого Извлечения могут не совпадать с данными НДС-учета. Нужно ли что-то делать, если имеет место такое расхождение.

Попробуем подробно разобраться с этими вопросами.

НДС-учет, электронное администрирование.

Само по себе Извлечение из СЭА НДС (форма J1401201) представляет собой расшифровку показателей «суперформулы». На первый взгляд может администрирование показаться, что пока не стоит обращать внимание на суммы, указанные в Извлечении. Ведь ориентироваться на лимит регистрации нужно будет только с 01.07.2015 г. Так и можно было бы делать, если бы не один момент. Для «суперформулы» суммы накапливаются нарастающим итогом начиная с 01.02.2015 г. Поэтому, чтобы не получить на 1 июля неприятности в виде непонятного минуса, лучше уже сейчас сверять данные СЭА с данными НДС-учета и выяснять возможные причины расхождений.

Но прежде чем разобраться с тем, по какой причине суммы в Извлечении могут не сходиться с данными НДС-учета, несколько слов о том, какие данные указываются в каждой строке Извлечения из СЭА НДС.

Для того чтобы получить Извлечение, нужно подать запрос в СЭА по форме J301201.

Данные Извлечения из СЭА НДС (форма J401201)

Строка Извлечения

Данные которые приводятся

Стр. 1

Отражаются «реальные» денежные средства, имеющиеся на данный момент на электронном НДС-счете (к примеру, эта строка может быть заполнена, если вы перечислили на НДС-счет денежных средств больше, чем сумма НО по декларации)

Стр. 2

Это и есть лимит регистрации. Сейчас этот показатель используется для заполнения спецполя в стр. 22.1 декларации по НДС

Стр. 3

В «суперформуле» это показатель НаклОтр - В этой строке отражаются все зарегистрированные в ЕРНН «входящие» НН и РК, дата составления которых приходится на период после 01.02.2015 г. Значение, указанное в этой строке, увеличивает показатель стр. 2

Стр. 4

Отражается импортный НДС, уплаченный на таможне. Этот показатель также увеличивает лимит регистрации. Напомним: таможенные декларации в ЕРНН не регистрируются, но уплаченный импортный НДС все равно участвует в «суперформуле» (в отличие от НДС по чекам и другим заменителям НН)

Стр. 5

Отражаются средства перечисленные на электронный НДС-счет, в частности, по итогам декларирования НДС-обязательств. Значение этой строки увеличивает значение стр. 2

Стр. 6

В «суперформуле» это показатель НаклВид - Здесь отражается сумма НДС по всем - зарегистрированным вами НН и РК, дата составления которых приходится на период после 01.02.2015 г. Значение этой строки уменьшает показатель стр. 2

Стр. 7

Отражается сумма бюджетного возмещения, заявленного после 01.02.2015 г. на счет

Стр. 8

Определяется как разница между данными стр. 9.1 деклараций по НДС и показателем стр. 6 Извлечения

Стр. 9

Отражается сумма, на которую налоговики увеличили лимит регистрации (в частности, за счет «старого» минуса, заявленного в приложении Д2)

 

Причины расхождений показателей Извлечения из СЭА и данных НДС-учета.

Задвоение НН и РК

Такое задвоение может возникнуть, если вы и/или ваш контрагент не приняли меры по исправлению «ошибочных» НН, которые зарегистрированы в ЕРНН. Напомним: сейчас нельзя просто так оставлять «ошибочную» НН в ЕРНН (если, к примеру, вместо нее вы решите составить новую НН). Ведь система не распознает, является эта НН «ошибочной» или правильной, и накапливает суммы НДС по всем НН и РК, составленным после 01.02.2015 г. Поэтому не оставляйте в ЕРНН неисправленные НН и не отказывайте поставщику в регистрации «уменьшающих» РК, даже если для вас такой документ является«ошибочным». Исправите ошибки в НН и РК—«суперформула» отреагирует в нужном направлении.

По другому «воздействовать» на результат «суперформулы» не нужно. Декларацию при этом «подгонять» под результат формулы нет смысла.

НН с распределяемым налоговым кредитом

Под «суперформулу» правила распределения НК будут подстроены только с 01.07.2015 г. С этой Даты, в налоговый кредит нужно будет включать всю сумму НДС, указанную в НН. А затем, если товар/услуги будут использоваться частично (или полностью) в необлагаемых операциях, этот кредит будет компенсироваться начислением НО. Тогда показатели для СЭА будут формироваться правильно: сумма НДС сначала полностью «зачтется» для показателя НаклОтр(стр. 3 Извлечения), а затем НК, на который мы не имеем право, будет компенсирован за счет показателя НаклВид (стр. 6 Извлечения).

Такой механизм должен был заработать с 01.02.2015г. Ведь сейчас для «суперформулы» учитывается весь входной НДС, указанный в НН. В то время как в декларации он отражается только в части сформированной согласно требованиям НКУ суммы. Поэтому сумма налогового кредита зачтется в показателе НаклОтр и увеличит лимит регистрации. Заниматься какими-то специальными корректировками не нужно, как и во всех перечисленных ниже случаях!

Значение стр. 20.1 февральской декларации

Налоговики разрешили учесть в стр. 20.1 декларации за февраль минус по стр. 24и 20.2 январской декларации (в пределах значения стр. 18 за февраль)(письмо № 7796info 4).

Какое это имеет отношение к «суперформуле»? Увы, но сумма, которую вы заявили в стр. 20.1 декларации за февраль, не будет учитываться для лимита регистрации. Более того, поскольку разница между НО и НК по итогам февраля не была перечислена на НДС-счет (она зачлась показателем по стр. 20.1), в СЭА, по сути, образовался дисбаланс между показателями НаклОтр и НаклВид.что привело к уменьшению лимита регистрации (стр. 2 Извлечения). Для наглядности рассмотрим пример.

Пример. Имеем следующие показатели февральской декларации:

Стр.9 Стр. 17 Стр. 18 Стр. 20 Стр. 20.1 Стр. 25
5000 4000 1000 1000 1000

Предприятие воспользовалось рекомендациями налоговиков, приведенными в письме № 7796, и включило в стр. 20.1 январский минус (в пределах стр. 18 декларации за февраль).

Предположим, что в стр. 9 и 17 февральской декларации попали только зарегистрированные НН и РК с датой выписки после 01.02.2015 г., и других данных в СЭА нет.

Данные Извлечения из СЭА НДС (форма J1401201)

Стр. 2 Стр. 3 Стр. 4 Стр. 5 Стр. 6
Стр. 7
Стр. 8
Накл НаклОтр Митн ПопРах НаклВид Відшкод Перевищ
-1000 4000 5000

«Увеличивающие» РК, составленные к НН до 01.02.2015 г.

Формально на лимит регистрации такие РК влиять не должны. Ведь для «суперформулы» в расчет берутся только РК к НН, составленным после 01.02.2015 г. На показатель НаклВид (стр.6 Извлечения) они действительно влиять не будут. Но фактически эти РК все равно будут учитываться для лимита регистрации. Ведь все НО по текущей декларации плательщик должен уплатить через НДС-счет. А значит, эти суммы попадут и в показатель ПолРах(стр. 5 Извлечения), тем самым увеличивая лимит.

Если такие РК проводятся через УР, то на лимит регистрации они не повлияют, ведь НДС-обязательства по УР уплачиваются напрямую в бюджет (п. 25 Порядка № 569).

Пример. Имеем следующие показатели декларации:

Стр.1

Стр. 8

Стр. 9

Стр. 17

Стр. 18

Стр. 25

20000

5000

25000

20000

5000

5000

В стр. 8 показана корректировка по операции, возникшей до 01.02.2015 г. В стр. 1 и 17 попали только зарегистрированные НН и РК с датой выписки после 01.02.2015 г. Других данных в СЭА нет.

Данные Извлечения из СЭА НДС (форма J1401201)

Стр. 2

Стр. 3

Стр. 4

Стр. 5

Стр. 6

Стр.7

Стр.8

Накл

НаклОтр

Митн

ПопРах

НаклВид

Відшкод

Перевищ

5000

20000

 —

5000

20000

Доначисление НО через УР

«Соль» здесь в том, что все доначисленные через УР НО уплачиваются напрямую в бюджет, мимо НДС-счета (п.25 Порядка № 569info 4) . А значит, они не попадут в значение ПопРах и в СЭА возникнет на эту сумму несоответствие между показателями НаклВид и НаклОтр.

Пример.Предприятие несвоевременно зарегистрировало НН и не показало НО по ней в декларации. Для исправления ошибки подает УР (сумма доначисления НО — 1000 грн.).

УР к декларации

Строка УР

Гр. 4

Гр. 5

Гр. 6

Стр. 9

5000

6000

+1000

Стр. 17

4000

4000

Стр. 18

1000

2000

+ 1000

Стр. 25

1000

2000

+ 1000

Данные Извлечения из СЭА после регистрации НН и уточнения НО

Стр. 2

Стр. 3

Стр.4

Стр. 5

Стр. 6

Стр. 7

Стр. 8

Накл

НаклОтр

Митн

ПопРах

НаклВид

Відшкод

Перевищ

-1000

 —

1000

Документы - заменители НН

Кассовые чеки, гостиничные счета, транспортные билеты и прочие документы — заменители НН, названные в пп. п. 201.11 НКУ не регистрируются в ЕРНН. А значит, и не принимают участие в показателе НаклОтр и не увеличивают лимит регистрации. Поэтому, по-возможности, требуйте от контрагентов вместе с документами-заменителями и НН.

{module[205]}

Рассмотрим варианты бухгалтерского учета средств на НДС-счете которые может применить предприятие, в чем плюсы и минусы каждого варианта. Что можно сделать на практике: основываясь на своем опыте и моих рекомендациях, выбрать оптимальный для себя вариант учета. Как работает НДС-счет сейчас и как будет работать с 01/07/2015 года.

НДС-счет - это счет, открытый плательщику НДС в системе электронного администрирования (п. 2001.2, 2001.4 Налогового кодекса),на который плательщик перечисляет «живые» денежные средства со своего текущего счета. Необходимость перечисления денег на НДС-счет возникает в двух случаях:

1) для регистрации налоговой накладной в ЕРНН - в случае, если на момент регистрации сальдо формулы из п. 2001.3 НК (∑Накл) оказывается меньше, чем сумма НДС в такой налоговой накладной. Такая необходимость возникнет с 01.07.15 г., когда СЭА заработает в полном объеме. Денежные средства, перечисляемые на НДС-счет, будут увеличивать слагаемое формулы ∑ПопРах, а значит, и ее сальдо ∑Накл. В момент регистрации налоговой накладной в ЕРНН денежные средства с НДС-счета никуда списываться еще не будут - они будут оставаться на НДС-счете в той сумме, в которой вы их туда перечислили;

2) для уплаты НДС в бюджет (и сейчас, и с 01.07.15 г.). Сейчас, когда формула работает в тестовом режиме, НДС-счет используется преимущественно только для этих целей (через него суммы согласованных налоговых обязательств по НДС «транзитом» перечисляются в бюджет. Хотя уже сейчас при зачислении денег на НДС-счет слагаемое формулы ∑ПопРах, а значит, и сальдо формулы ∑Накл расчетно увеличиваются). С 1 июля 2015 года на НДС-счет также надо будет перечислять деньги для уплаты в бюджет сумм НДС по данным декларации. Но это надо будет делать только в том случае, если денег, уже имеющихся на НДС-счете, не хватает для уплаты налога.

Рассмотрим на какие цели можно использовать деньги с НДС-счета. НДС-счета открыты в Казначействе отдельно каждому плательщику НДС. Однако свободно распоряжаться своими деньгами, перечисленными на НДС-счет, предприятие не может. Суммы с НДС-счета списывает только Госказначейство - на основании реестров, представленных ему органами ГФС (п. 2001.6 НК).

Деньги с НДС-счета могут быть:

• перечислены в бюджет - в сумме НДС к уплате, указанной в декларации самим налогоплательщиком;

• возвращены на текущий счет плательщика (по его желанию) - но только в той сумме, которая останется после уплаты задекларированной суммы НДС и погашения налогового долга (при наличии).

Рассмотрим как можно вернуть деньги с НДС-счета на текущий счет предприятия. Вернуть деньги можно не в любой момент. Заявку на возврат можно сделать только при подаче декларации по НДС. То есть вместе с декларацией следует подать заявление (приложение 4 к декларации), указать в нем реквизиты своего текущего счета. На текущий счет предприятия деньги должны поступить в течение 5 рабочих дней после окончания срока для уплаты в бюджет НДС (напомним, что налог надо уплатить в течение 10 календарных дней после окончания срока для подачи декларации за отчетный период -п. 57.1 НК). Такой порядок предусмотрен п. 2001.6 НК. Будут ли средства своевременно возвращаться на текущий счет плательщика - покажет практика.

Рассмотрим как вести учет средств на НДС-счете. Операции по НДС-счету необходимо будет выделить в отдельный объект учета. Но на каком счете или субсчете вести такой учет? Рекомендаций от Минфина в виде изменений в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (или хотя бы в виде письма), пока нет. Поэтому рассмотрим несколько возможных вариантов учета, которые сейчас активно обсуждаются экспертами профессиональных изданий и бухгалтерами-практиками.

Вариант 1. Вести учет на субсчете 313 «Прочие счета в банке в национальной валюте» (или на отдельном субсчете второго порядка, открытом к субсчету 311 «Текущие счета в банке в национальной валюте», например 3115 «НДС-счет»).

Такой вариант некоторые бухгалтеры уже применяют на практике. И мотивируют свой выбор очень просто: счет в СЭА открыт на имя предприятия - значит, не нужно придумывать ничего нового, надо считать его обычным счетом предприятия. Однако, такой вариант противоречит описанию счета 31 в Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291(далее - Инструкция № 291). Ведь счет 31 «Счета в банках» и все его субсчета предназначены для учета денежных средств на счетах в банке, которые предприятие может использовать для текущих операций. А как мы уже отметили выше, для проведения текущих операций средства с НДС-счета использовать нельзя. Кроме того, НДС-счет открывается не в банке, а в Госказначействе.

Вариант 2. Вести учет на отдельном субсчете счета 33 «Прочие средства» (например, 336 «НДС-счет»).

Такой вариант представляется более уместным, чем вариант 1. Но все не безупречным. Ведь из описания счета 33 следует, что он предназначен исключительно для учета денежных документов (к которым НДС-счета не относятся), электронных денег (тоже не наш вариант) и денежных средств в пути (это наличные, внесенные в кассу банка для зачисления на счета предприятия).

Общие замечания для вариантов 1 и 2. Даже если игнорировать назначение счетов 31 и 33 и открыть к ним субсчет для учета денег на НДС-счете, остаток на таком субсчете не должен попадать в строку 1165 «Денежные средства и их эквиваленты» Баланса. Ведь, согласно п. 3 НП(С)БУ 1, денежные средства (деньги) -это наличные, средства на счетах в банках и депозиты до востребования. А эквиваленты денежных средств - это краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, которые свободно конвертируются в определенные суммы денег и характеризуются незначительным риском изменения стоимости (в т. ч. это и срочные депозиты). То есть денежные средства и их эквиваленты -это высоколиквидные активы, за счет которых предприятие может в любой момент покрыть свои обязательства перед любым контрагентом. Средства же на НДС-счете в любой момент израсходовать нельзя.

Вариант 3. Учитывать НДС-счет как дебиторскую задолженность Госказначейства перед предприятием.

Такой вариант наиболее подходящий. Ведь хотя НДС-счет открыт на имя плательщика, но отдать (вернуть) ему средства со счета может только Госказначейство. И пока деньги находятся на НДС-счете, направление их использования ограничено только уплатой НДС в бюджет. Для того чтобы можно было использовать эти средства по другому назначению, Госказначейство должно их сначала плательщику вернуть, а чтобы получить право на возврат денег - плательщику придется выполнить ряд условий (см. выше).

При этом возможны два «подварианта» учета.

Вариант 3.1. Учет операций на НДС-счете вести на том же субсчете второго порядка(в рамках общего для всех налогов субсчета 641),что и учет «основного» НДС (т. е. на том же субсчете, на котором вы учитываете обычное начисление налоговых обязательств и подтвержденного документами налогового кредита по НДС на дату первого события).

Например, в стандартном плане счетов программы «1С:Предприятие» версии 7.7 для учета НДС используется субсчет 6415. Использование такого варианта вряд ли будет удобным, особенно с 01.07.15 г. Ведь с 1 июля перечисление средств на НДС-счет не будет напрямую связано с уплатой НДС по декларации. Деньги на счет в СЭА надо будет перечислять прежде всего для того, чтобы иметь возможность зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН. Этими деньгами как раз и будет «закрываться» уплата налоговых обязательств в бюджет (их сумма должна быть ясно видна из сальдо по Кт 6415 «основного» НДС). Если учет всего НДС смешать на субсчете 6415, тогда:

• во-первых, будет затруднительно отследить итог по НДС за отчетный период для декларации;

• во-вторых, так же затруднительно будет выделить из оборотов по дебету субсчета 6415 денежные средства, которые были «излишне» перечислены на НДС-счет и которые можно вернуть себе на текущий счет. Более того, такой вариант учета предполагает, что операции на НДС-счете - это расчеты с бюджетом. Но остаток на НДС-счете (те суммы, которые в бюджет пока еще не попали) - это все-таки задолженность Госказначейства, а не бюджета. По этой же причине не совсем правильно вести учет операций на НДС-счете с использованием отдельного субсчета второго или третьего порядка, открытого к субсчету 641 (например, 6419 или 64151).

Вариант 3.2 (мое мнение). Движение средств на НДС-счете отражать как прочую дебиторскую задолженность Госказначейства. Для этого можно использовать субсчет 377 «Расчеты с прочими дебиторами» (можно выделить на нем отдельный субсчет второго порядка, например 3775 «Расчеты по НДС-счету»). Этот вариант, на мой взгляд, в наибольшей степени соответствует П(С)БУ, и он самый простой, наглядный и удобный. Учет по субсчету 3775 рекомендуем вести таким образом:

• перечисление денежных средств на НДС-счет: Дт 3775 - Кт 311;

• зачет денежных средств в счет уплаты согласованных налоговых обязательств по НДС в бюджет: Дт 6415 - Кт 3775;

• возврат денежных средств с НДС-счета на текущий счет предприятия: Дт 311 - Кт 3775.

У Минфина, возможно, будет иное мнение по поводу учета средств на НДС-счете.

{module[205]}

За I квартал 2015 года необходимо будет заполнить — Налоговый расчет по ф. № 1ДФ.

Отчет стал больше по объему, в нем появилось место для «военного сбора».

Новая форма № 1ДФ и порядок info 4 ее заполнения утверждены приказом № 4. Указанный приказ вступил в силу с 1 апреля 2015 года, Налоговый расчет за 1 квартал нужно подавать по новой ф. № 1ДФ (см. п. 2 приказа №4).

Основные изменения ф. № 1ДФ связаны с тем, что в ней теперь отражают общие суммы доходов в виде процентов, выигрышей (призов) и удержанного с них НДФЛ, а также общие суммы доходов физлиц и удержанного с них ВС.

Налоговый расчет по ф. № 1ДФ подают налоговые агенты: юрлица, предприниматели, независимые профессионалы, представительства нерезидента-юрлица, инвесторы (операторы) по соглашению о распределении продукции.

Налоговый расчет необходимо подать, если налоговый агент в течение отчетного квартала начислял и/или выплачивал доходы физлицам и/или уплачивал НДФЛ (ВС). Если в этом квартале вы не начисляли/не выплачивали доходы физлицам, не перечисляли в бюджет НДФЛ (ВС), то Налоговый расчет не подаете.

Юридические лица или их уполномоченные обособленные подразделения подают ф.№ 1 ДФ в орган ГФСУ по своему местонахождению, физлица — налоговые агенты — в орган ГФСУ по своему налоговому адресу, т. е. по месту жительства.

Юрлицо подает Налоговый расчет по ф. № 1 ДФ за неуполномоченное обособленное подразделение в налоговый орган по своему местонахождению в виде отдельного извлечения (порции). Затем копию такого расчета направляет в налоговый орган по местонахождению его неуполномоченного обособленного подразделения в установленном порядке.

В отдельной порции указывают только сведения о работниках данного подразделения. Сведения о других физлицах, выплата доходов которым не связана с работой такого подразделения, не отражают.

Налоговый расчет подают отдельно за каждый квартал (налоговый период) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Работает правило переноса предельного срока. Если последний день срока предоставления Налогового расчета попадет на выходной или праздничный день, то последний день срока — операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. С учетом переносов предельный срок подачи Налогового расчета по ф. № 1ДФ за 1 квартал 2015 года — 12 мая 2015 года.

Подать Налоговый расчет по ф. № 1ДФ можно подать в бумажном виде, только если в его табличной часта количество заполненных строк не больше десяти. Ранее подавать бумажную ф. № 1 ДФ разрешали, если количество строк в расчете не превышало пяти. Если же количество строк одиннадцать и более, то подать Налоговый расчет можно в бумажной и электронной форме или исключительно в электронной форме

Вместо графы «Працювало у штаті», которая не позволяла отражать внешних совместителей, появилась графа «Працювало за трудовими договорами (контрактами)». Здесь следует указывать количество всех работников, с которыми заключен трудовой договор (контракт) и которым начислен доход в отчетном периоде. В том числе в эту графу можно смело включать внешних совместителей. В графе «Працювало за цивільно-правовими договорами» показывайте исключительно лиц, которые в отчетном квартале выполняли работы/представляли услуги по ГПД (и которым был начислен доход).

По каждому физлицу отражаем суммы доходов и НФДЛ. В случае полной и своевременной (в установленные сроки) выплаты зарплаты должны совпадать значения граф За и 3 и значения граф 4а и 4 Налогового расчета. Если зарплата выплачивается несвоевременно, информацию о ее начислении (выплате) отражаете по факту.

Для других доходов, которые не приравнивают к зарплате, это правило не действует. Например, пособие по беременности и родам, в отличие от больничных, в целях налогообложения не приравнивают к зарплате. Поэтому в графе 3 ф. № 1ДФ отражают фактически выплаченную сумму декретных. Зачастую финансирование ФСС выплаты пособия по беременности и родам приходится на месяц, следующий за месяцем начисления. В том случае, если и начисление, и выплата состоялись в рамках одного квартала, графы За и 3 будут одинаковыми. Если выплата приходится на следующий квартал, то графа 3 в таком случае заполняется в следующем квартале, а в отчете за текущий квартал в ней проставляют прочерк

В общем случае на каждое физлицо заполняете столько строк, сколько видов доходов с разными признаками info 4 ему начислены/выплачены в отчетном квартале. То есть работает правило: один признак дохода — одна строка.

Наличие нескольких строк с одним признаком доходов допускается только в двух случаях:

-если работник в отчетном квартале неоднократно принимался на работу и увольнялся с нее. Заполняете столько строк с одним признаком дохода, сколько раз информация об изменении его места работы встречается в отчетном квартале (л. 3.7 Порядка № 4);

-если к зарплате работника в месяцах отчетного квартала применялись НСЛ, для которых в Порядке № 4предусмотрены разные признаки льгот (п. 3.8). В этом случае количество строке признаком дохода «101» (зарплата) будет равно количеству НСЛ с разными признаками.

В целом признаки доходов остались неизменными. Для работодателей все по-прежнему. Для справки отметим, что появились два новых признака: «І84» —для пенсий, размер которых превышает 3 минимальные зарплаты, и «185» —для денежного обеспечения военнослужащих. Кроме того, признак дохода «166» с 01.01.2015 г. применять нельзя, так как выигрыш в государственную лотерею с начала этого года подлежит налогообложению и отражают его в разделе II ф. № 1ДФ, в котором признаки доходов не указывают.

В ф. № 1ДФ отражают как облагаемые, так и необлагаемые доходы, начисленные (выплаченные) физлицу в отчетном квартале. Отражая в разделе I необлагаемый доход проставляйте:

— в графах За и 3 ф .№ 1ДФ — суммы начисленного и фактически выплаченного соответственно в отчетном квартале не облагаемого НДФЛ дохода с соответствующим признаком доходов;

— в графах 4а и 4 — прочерки.

В разделе II необлагаемый доход не отражают, поскольку с него не удерживают ВС.

Для этих целей специально предусмотрен раздел II. Здесь отражают только общие суммы налогооблагаемого дохода, начисленного физлицам, и удержанного с него ВС без персонификации.

Если ошиблись при заполнении раздела I, то в новом или уточняющем Налоговом расчете нужно продублировать все графы ошибочной строки и в графе 9 указать «1» — исключение строки. Затем следует указать строку с правильными или пропущенными данными и в графе 9 проставить «0» — на ввод строки.

Процедура исправления ошибок в разделе II отличается от процедуры проведения корректировок в разделе I. Для извлечения ошибочной строки из предварительно введенной информации нужно в строке, например, «Військовий збір — виключення» повторить все графы ошибочной строки, а в строке «Військовий збір» отразить правильную информацию.

При заполнении отчета 1ДФ возникают вопросы, связанные с отражением возвратной финансовой помощи. Давайте рассмотрим все возникающие ситуации и порядок отражения финансовой помощи в отчете.

В Единой базе налоговых знаний (ЕБНЗ) указано следующее:

«…основная сумма возвратной финансовой помощи, предоставленной налогоплательщиком другим лицам, которая возвращается ему, основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая налогоплательщиком, отражается в налоговом расчете по ф. N 1ДФ под признаком дохода «153»….»

«…в случае получения возвратной финансовой помощи физическим лицом от юридического лица, в налоговом расчете по ф. N 1ДФ отражается вся сумма полученной помощи. Если возвратную финансовую помощь получает юридическое лицо от физического лица и в соответствии со сроками, которые указываются в договоре займа, юридическое лицо возвращает часть полученной помощи физическому лицу, то в налоговом расчете по ф. N 1ДФ отражается лишь часть возвращенной помощи.»

Если возвратную финансовую помощь получает юрлицо от физлица (в т.ч. учредителя) при получении – ничего отражать не надо, получает же юрлицо.

Если возвратную финансовую помощь возвращает юрлицо физлицу в налоговом расчете по ф. 1ДФ под кодом 153 отражается финпомощь только в момент возврата физлицу.

По логике налоговиков в случае получения возвратной финансовой помощи физическим лицом от юридического лица, в налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражается вся сумма полученной помощи под кодом 153.

Налогоплательщики должны отражать возвратную финансовую помощь в ф. № 1 ДФ, если ни получение, ни возврат не приводят к уплате НДФЛ, а 1 ДФ все-таки налоговый расчет по НДФЛ. Так получается из-за Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога (причем принятие нового Приказа от 21.01.2014 р. N 49 (Нова форма 1 ДФ)- ничего не изменило, который прошел регистрацию в Минюсте: в соответствии со Справочником признаков доходов, приведенному в приложении к Порядку - такой код 153 есть и в нем указано - что под этим кодом в 1ДФ нужно отражать.

В Порядке № 4 специального положения, освобождающего от штрафов в случае подачи нового отчетного Налогового расчета по ф. № 1ДФ до окончания предельного срока, нет. Однако такую норму содержит и. 50.1 НКУ

Давайте рассмотрим порядок заполнения Налогового расчета по ф. № 1ДФ на числовом примере. Данные для его заполнения приведем в таблице 1.

Таблица1

Налоговый номер

Сумма начисленной зарплаты за I квартал 2015 года, грн.

Сумма удержанного НДФЛ, грн.

Сумма удержанного ВС. грн.

Дата приема на работу

Дата увольнения с работы

Признак НСЛ

Бондарь Л.П. 3122334455

18000,00

2602,80

270,00

Корбан Н.Н. 2233445566

15000,00

2169,00

225,00

Савчук А.Р. 3344556677

8000,00

1156,80

120,00

02.02.2015

Кравец С.С. 3132313231

11038,10

1596,11

165,57

27.03.2015

Павлов И.П. 2828272729

4500,00

376,65

67,50

01

Итого:

56538,10

7901,36

848,07

Зарплата на предприятии выплачивается своевременно.

Образец заполнения разделов I и II Налогового расчета по ф. № 1ДФ за 1 квартал 2015 года см. таблицу2.

Фрагмент заполнения налогового расчета по Ф.№ 1ДФ за 1 квартал 2015 года (Таблица 2)

Розділ 1. Суми доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і суми утриманого з них податку

№ з/п

Податковій номер або серія та номер паспорта

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума виплаченого доходу (грн., коп.,)

Сума утриманого податку (грн., коп.,)

Ознака доходу

Дата

Ознака подат.соц. пільг

Ознака (0.1)

Нарахованого

Перерахованого

Прийняття на роботу (дд/мм/рррр)

Звільнення з роботи (дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

3122334455

18000

00

18000

00

2602

80

2602

80

101

       

2

2233445566

15000

00

15000

00

2169

00

2169

00

101

       

3

3344556677

8000

00

8000

00

1156

80

1156

80

101

2.02.2015

     

4

3132314576

11038

10

11038

10

1156

11

1156

11

101

 

27.03.2015

   

5

7643235687

4500

00

4500

00

376

65

376

65

101

   

01

 

Всього

 

56538

10

56538

10

7909

36

7901

36

х

х

х

х

х

Розділ II. Оподаткування процентів, виграшів (призів) у лотерею та військовий збір

х

х

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума виплаченого доходу (грн., коп.,)

Сума утриманого податку (грн., коп.,)

         
       

Нарахованого

Перерахованого

         

<…>

х

Військовий збір

56538

10

56538

10

848

07

848

07

         

<…>

Налоговики осуществили свою давнюю мечту — приблизили нормы налогового учета к бухгалтерским.

Налоговый учет = бухучет?

С 1 января разд. III НКУ, регулирующий обложение налогом на прибыль, перечеркнули и изложили в новой редакции:

1) отчитываться за 2014 год нужно по старым правилам (и в предусмотренные ранее сроки);

2) уплачивать налоговое обязательство за 2014 год и ежемесячные авансовые взносы (в январе — декабре 2015 г. и январе — мае 2016 г.) — тоже;

3) базовая (основная) ставка налога не изменилась — это 18 % (п. 130.1 НКУ). Как и ранее, кроме базовой, предусмотрены отдельные ставки для страховщиков и по налогу на репатриацию.

В то же время добавили новые ставки для отдельных видов деятельности: букмекерская деятельность, выпуск и проведение лотерей, азартные игры (в том числе казино).

Самый главный шаг на «пути к сближению» бухгалтерского и налогового учета: отныне объектом налогообложения является финансовый результат до налогообложения, определенный на основании финансовой отчетности в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (п.п. 134.1.1 НКУ). То есть определяющими для целей налогообложения будут значения строки 2290 (в случае получения прибыли) или 2295 (при получении убытка) формы № 2 — Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе).

Для этого налоговую службу наделили полномочиями проверять правильность ведения бухучета (пл. 20.1.43 — 20.1.44 НКУ). В то же время права налагать админсанкции за нарушения в этой сфере им пока не дали.

При этом вырисовываются два варианта:

1) если ваш доход за последний год не превышает 20 млн грн. — корректировать финрезультат ни на что не нужно (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых/отчетных лет);

2) если же превышает — финрезультат до налогообложения придется корректировать (в сторону увеличения или уменьшения) на разницы, определяемые в соответствии с разд. III НКУ.

Как определить сумму годового дохода для установления этого критерия, НКУ уточняет в предпоследнем и последнем абзацах п.п. 134.1.1. Выходит, это будет сумма строк 2000, 2120, 2200, 2220 и 2240 формы № 2 — Отчет о финансовом результате (Отчет о совокупном доходе).

Самые «счастливые» (о «20-миллионниках»)

Если вы попали в число таких плательщиков, насчет разниц можете не беспокоиться. Налог на прибыль в таком случае определяется на основании финотчетности без корректировок (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых/отчетных лет). За какой год определять 20-миллионный критерий, если вы желаете не применять корректировки уже с 2015 года? К сожалению, по этому вопросу в НКУ конкретики нет. С одной стороны, есть основания определять его за 2014 год (ссылка в п.п. 134.1.1 НКУ на последний годовой налоговый период), с другой — за 2015 год. Как быть, смогут рассказать только налоговики. Поэтому ожидаем...

Как это ни поразительно звучит, но формально для вас больше не будет никаких ограничений по:

- связи операций с хозяйственной деятельностью;

- объему приобретения у нерезидентов начислению амортизации непроизводственных ОС и многому другому.

А вот право на уменьшение финрезультата на отрицательное значение объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет за вами сохранится, и это будет единственная для вас разница.

Но обратите внимание: применять такой подход (т.е. не корректировать финрезультат на разнице) вы сможете только в том случае, если укажете об этом в декларации по налогу на прибыль, которую подадите за первый год «в непрерывной совокупности лет», в каждом из которых выполняется критерий по размеру дохода (п.п. 134.1.1 НКУ). Это, в частности, означает, что:

1) во втором и следующих годах уведомлять об этом снова не нужно;

2) изменить свое решение в дальнейшем вы не сможете.

Если вы желаете воспользоваться такой возможностью уже с текущего года, возникает вопрос: с какой декларацией подавать уведомление — за 2014-й или уже за 2015 год? К сожалению, НКУ допускает оба варианта — в зависимости от того, как его читать. Как же быть? Ожидать мнения налоговиков. Если же они будут молчать, то можно предположить: если до даты подачи деки они не внесут в нее изменения, дополнив формой соответствующего уведомления, то впервые подать его придется с декой за 2015 год.

Будьте внимательны: если объем ваших доходов в один (не сказать, что прекрасный) момент превысит «разрешенный» предел, вам придется учитывать все существующие разницы, о которых будет идти речь далее. При этом возможность вернуться к режиму «без корректировок» в будущем, если объем доходов упадет, под вопросом... (опять же благодаря неоднозначным формулировкам в НКУ).

Считаем разницы: общее о корректировке

Отличий между этим вариантом и описанным выше очень много. Если ваше предприятие — «сверхдвадцатимиллионник», тогда фактически вам придется изучать правила «нового» налогового учета.

В таком случае финрезультат придется корректировать на соответствующие разницы. В чем же суть этого механизма? При определении финрезультата нет практически никаких ограничений по составу расходов. Разницы же помогают «убрать» некоторые из таких расходов или ограничить их (касается только расходов, по которым такие корректировки предусмотрены НКУ).Делается это так: поскольку в бухучете их суммы уже уменьшили значение финрезультата, то в налоговом такие суммы придется прибавить к нему (тем самым увеличив на них объект налогообложения). Если же НКУ разрешает учесть такие расходы в ограниченном объеме, вы после этого имеете право уменьшить финрезультат на сумму, которую разрешает НКУ (т. е. в таком случае в объект налогообложения попадет только такая часть расходов).

Похожие корректировки предусмотрены и для некоторых доходов.

Вообще, каждая из разниц достойна отдельного анализа, но сделать его в одной статье нереально. Поэтому далее коротко «пройдемся» по ним в разрезе статей НКУ, которыми такие разницы предусмотрены. При этом сразу предупреждаем: пп. 18 — 19 подразд. 4 разд. XX НКУ предусматривают несколько «переходных» корректировок (в частности, по амортизации ОС, учету доходов/расходов, которые ранее учитывались по кассовому методу). Не забудьте ознакомиться с ними!

Разницы по амортизации (ст. 138 НКУ)

Вашему вниманию № 1 в списке — разница на сумму начисленной амортизации ОС или НМА. В чем же ее смысл? Амортизация по бухгалтерским правилам не содержит ограничений, тем временем НКУ, как и ранее, призывает учитывать в этом вопросе минимально допустимый срок эксплуатации (пп. 138.3.3 и 138.3.4 НКУ). Это означает, что суммы амортизации по бух- и налоговому учету могут различаться.

Именно поэтому ст. 138 НКУ предусматривает соответствующие корректировки, сначала вы увеличиваете финрезультат на сумму бухгалтерской амортизации, а затем уменьшаете его на сумму, рассчитанную в соответствии с НКУ (т.е. с учетом минимально допустимого срока полезного использования).

Кроме того, в части ОС и НМА предусмотрена корректировка финрезультата на сумму:

- остаточной стоимости ОС/НМА в случае ликвидации/продажи такого объекта (в таком случае финрезультат увеличивается на сумму, рассчитанную по бухправилам, и уменьшается на сумму, определенную в соответствии с НКУ)]

- уценки/потерь от уменьшения полезности ОС/НМА (в сторону увеличения) и дооценки/выгод от восстановления полезности ОС/НМА в рамках предварительно отнесенных к расходам уценки/потерь от уменьшения полезности ОС/НМА (в сторону уменьшения).

Что в итоге? Фактически вы получите финрезультат, уменьшенный на сумму амортизации, рассчитанную по налоговым (а не бухгалтерским) правилам.

Разницы по резервам/обеспечениям (ст. 138 НКУ)

В частности, предусмотрена корректировка финрезультата на суммы:

- расходов на формирование резервов/обеспечений для возмещения следующих/будущих расходов (в сторону увеличения) и на сумму расходов, которые возмещены за счет таких резервов/обеспечений (в сторону уменьшения). Это не касается обеспечений на отпуска/оплаты отпусков работникам, других выплат, связанных с оплатой труда, и резервов, определенных в пп. 139.2— 139.3 НКУ]

- расходов на формирование резерва сомнительных долгов и расходов от списания дебиторской задолженности, которая не соответствует признакам безнадежной, сверх суммы резерва сомнительных долгов (в сторону увеличения), и на сумму корректировки (уменьшения) указанного резерва (в сторону уменьшения).

Таким образом, создание резерва сомнительных долгов (Дт 944 — Кт 38) увеличит объект налогообложения. Уменьшить его можно только в случае, если в дальнейшем такой резерв списывается — в рамках такого списания: когда должник возмещает долг (Дт 38 — Кт 716), когда он его не возвращает (Дт 38 — Кт счета учета задолженности). Если же резерв не создавался или сумма задолженности превышает его, то, судя по всему, уменьшить объект налогообложения можно только тогда, когда такая задолженность соответствует признакам «безнадежности»(п.п. 14.1.11 НКУ).

Выходит, что суммы созданных, но пока не использованных резервов, объект налогообложения не уменьшают. Исключение — обеспечение на отпуска работникам и прочие выплаты, связанные с оплатой труда. Кстати, особенности учета расходов за счет таких резервов и обеспечений в переходный период регулирует п. 24 подразд. 4 разд. XXНКУ.

Разницы от финопераций (ст. 140 НКУ)

Часть таких разниц не имеет никакого отношения к финансовым операциям. Наиболее интересными, могут быть корректировки (в сторону увеличения финрезультата —другими словами, в налоговые расходы такие суммы не попадают):

- на сумму превышения обычных цен над договорной (контрактной) стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций;

- на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости приобретенных товаров(работ, услуг) над обычной ценой при осуществлении контролируемых операций;

- на сумму расходов по начислению роялти в пользу нерезидента, который превышает сумму доходов от роялти, увеличенную на 4 % чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по данным финотчетности за год, предшествующий отчетному;

- на сумму 30 % стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ/услуг, приобретенных в неприбыльных учреждениях/организациях (кроме бюджетных учреждений);

- на сумму средств или стоимости товаров, (работ, услуг), перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года, предоставленных неприбыльным учреждениям

и организациям, определенным в пп. 1, 2 п.п. 133.1.1 НКУ, которые превышают 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

- больше не предусмотрены льготные ставки для субъектов индустрии программной продукции и субъектов, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных сферах экономики.

Но это еще далеко не все! Канули в Лету освобождения от налогообложения, как на постоянной основе (ранее предусмотренные ст. 154 НКУ), так и на временной (старые пп. 15 — 20 подразд. 4 разд. XX НКУ).

В разряд «счастливчиков» попали только предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и являющиеся их полной собственностью. Норма об их освобождении от налогообложения «перекочевала» из п. 154.1 в ст. 142 НКУ. Кроме того, до 01.01.2016 г. продлили действие ставки 0 % (теперь это зафиксировано в п. 16 подразд. 4 разд. XX НКУ).

Отчитываться «годовым» плательщикам можно до 2 марта включительно (согласно п. 22 подразд. 4 разд. XX НКУ). А вот итоги 2015 года можно будет задекларировать до 1 июня 2016 года.

«Квартальные» плательщики в этом году должны «отстреляться» в течение 40 календарных дней после окончания отчетного налогового периода. Последний день 2015 года для этого — понедельник 9 февраля. И хоть п. 137.4 НКУ и определяет, что налоговым (отчетным) периодом является календарный год, «квартальщики» будут и в дальнейшем. Но теперь это будут исключительно те плательщики налога, которые по итогам года не получили прибыль или получили убыток, а по итогам I квартала получат прибыль.

Уплатить сумму рассчитанного налогового обязательства «годовики» должны не позднее среды 11 марта, а «квартальщики» — четверга 19 февраля.

Ежемесячные авансовые взносы пока придется уплачивать в «старые» сроки и по «старым» правилам (п. 9 подразд. 4 разд. XX НКУ).

А вот что касается «дивидендного» авансового взноса, то п. 57.11 НКУ (который регулирует новый порядок его определения) уже вступил в силу.

По результатам деятельности в 2015 году штрафные (финансовые) санкции за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по этому налогу и полноты его уплаты не применяются (п. 31 подразд. 10 разд. XX НКУ).

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

banner1

Межбанк USD/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк EUR/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк RUB/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Курс в Киеве

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Курс в Украине

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

 

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!