Главная
  • Регистрация
budjet 2019

Важные цифры бюджета 2019 года


Мы собрали важные цифры бюджета-2019, которые должен знать каждый бухгалтер: ставки налогов, "минималку",прожиточный минимум...
Подробнее...
pdv2019

НДС-2019. Изменения


Новогодние изменения в НКУ по НДС. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз,...
Подробнее...
rost zp 2019

Рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума 2019


От размера минимальной зарплаты зависят не только зарплатные выплаты и налоги с них, но и размер местных налогов...
Подробнее...
nedvyjymost

Налог на недвижимость в 2019 году


Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — местный налог, являющийся составляющей налога на имущество...
Подробнее...

 

Всех работодателей беспокоит вопрос касательно обязательного уведомления ГФС о приеме работников на работу.

С 2015 увеличены штрафные санкции и усиление ответственности за нарушение трудового законодательства. В ст. 24 Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. работник не может быть допущен к работе без:

  • заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа;
  • уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (каковым является Государственная фискальная служба Украины, далее — ГФСУ) о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

До настоящего времени Порядок КМУ не утвердил, возникает вопрос: как уведомить ГФС о приеме работника на работу?

Налоговики утверждают: поскольку на сегодня КМУ не разработан порядок уведомления, до его появления функцию такого «уведомления» будет выполнять заполненная таблица 5 приложения 4 к Отчету о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Миндоходов Украины от 09.09.2013 г. Она подается в составе обязательной отчетности за календарный месяц в органы ГФС по основному месту учета плательщика с указанием трудовых отношений с принятыми работниками. Таблица 5 приложения 4 предназначена для регистрации застрахованных лиц в реестре застрахованных лиц и подается страхователем, если в течение отчетного периода был, в частности, заключен или расторгнут трудовой договор (гражданско-правовой договор, кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей) с застрахованным лицом. При этом отдельно при каждом приеме работника на работу титульный лист с таблицей 5 приложения Д4 не подается. За январь 2015 года предоставляется в общем порядке не позднее 20 февраля 2015 года. ГФС оставила без рассмотрения вопрос касательно необходимости уведомления об оформлении трудовых отношений с работниками, принятыми до 01.01.2015 г. Вероятнее всего, об этом мы узнаем только после утверждения соответствующего порядка КМУ. В то же время ничто не мешает ГФС по аналогии получить такую информацию из таблицы 5 приложения 4 к за соответствующий период начиная с 2011 года.

В 2015 году владельцы дорогих и мощных авто ежегодно будут уплачивать 25 тыс. грн. Внесены изменений Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» от 28.12.2014 г.. Соответствующий платеж называет «транспортным налогом». Он является составной налога на имущество. Алгоритм расчета транспортного налога и порядок его уплаты, предусмотренный ст. 267. НКУ .

Рассмотрим их подробнее. Плательщиками данного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, являющиеся объектом налогообложения (п. 267.1).

Имеют место на три важных момента:

1) плательщиками являются именно владельцы автомобилей. То есть арендаторы и те, кто использует авто на основании генеральной доверенности, никакой налог уплачивать не будут. Другое дело, что на практике стоимость аренды авто явно возрастет пропорционально сумме налога. А все те, кто «продавал» мощные авто путем оформления генеральной доверенности, чтобы обойти налоговые платежи по таким операциям, скорее всего, захотят должным образом оформить продажу авто с целью не уплачивать транспортный налог за машины, которыми не пользуются;

2) налог уплачивают только с легковых автомобилей. Грузовые авто под действие таких платежей не подпадают;

3) не предусматривает никаких исключений из круга владельцев мощных автомобилей. То естьналог придется уплатить всем — детям, студентам, бизнесменам, общественным и благотворительным организациям и тому подобное.

Объектом налогообложения являются легковые авто, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб.см (пп. 267.2.1). В данном случае база налогообложения и объект обложения транспортным налогом фактически совпадают. Ведь в соответствии с пп. 267.3.1 база налогообложения — легковой автомобиль и он же является объектом налогообложения согласно пп. 267.2.1.

В проекте содержалась привязка к объему двигателя в зависимости от типа горючего, на котором работает авто. В подписанном законе объект и база налогообложения унифицированы.

Не менее интересным является тот факт, что законодатели привязывают объект обложения транспортным налогом ко времени использования автомобиля, а не к году его выпуска, что кажется не совсем логичным. Ведь данный способ сложнее для вычисления. К тому же физическое лицо, которое покупает относительно новый автомобиль, сможет узнать время его эксплуатации только со слов предыдущего владельца или данных техпаспорта. При этом руководствоваться нужно временем регистрации автомобиля, а не годом его выпуска.

Ставка налога составляет 25000,00 гривен за каждый легковой автомобиль, являющийся объектом налогообложения (п. 267.4).

Базовый налоговый (отчетный) период для транспортного налога составляет календарный год (пп. 267.5.1). То естьвладельцы авто должны уплатить 25 тыс. грн раз в год.

 

Порядок исчисления и уплаты налога для физических лиц

Сумму транспортного налога для физлиц — владельцев авто налоговики будут рассчитывать самостоятельно.Такой расчет будут проводить контролеры по месту регистрации владельца (месту прописки) в соответствии с пп. 267.6.1. До 1 июля владельцы авто получат налоговое уведомление-решение об уплате налога с указанием суммы налога и платежными реквизитами на которые следует перечислить налог.

Для нерезидентов суммы транспортного налога будут рассчитывать налоговики по месту регистрации автомобилей.

В случае еслив течение года физлицо покупает или продает авто, подлежащее налогообложению, новый владелец уплачивает налог начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. В соответствии с пп. 267.6.6, за объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог уплачивается пропорционально количеству месяцев, оставшихся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация данного автомобиля. Для предыдущего владельца налоговики будут определять сумму налога за период с начала года до месяца, в котором право собственности на авто перешло к другому владельцу (пп.пп. 267.6.2, 267.6.5).

Пример

Авто продали 10 апреля 2015 года. Продавец будет уплачивать налог за период январь – март 2015 года включительно. Покупатель — новый владелец автомобиля будет уплачивать налог за период апрель – декабрь 2015 года. Таким образом, сумма налога, уплаченная продавцом за 3 месяца (январь – март) будет равна 6250 грн, а покупателем за следующие 9 месяцев в 2015 году (апрель – декабрь) — 18750 грн.

Контролирующий орган направляет налоговое уведомление-решение новому владельцу после получения информации о переходе права собственности (пп. 267.6.2).

Для уплаты налога физлица имеют 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (абз. а пп. 267.8.1).

 

Порядок исчисления и уплаты налога для юридических лиц

Юридические лица самостоятельно исчисляют годовую сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года. Для того чтобы уведомить Налоговую об объектах налогообложения и сумме налога, юрлицаподают контролерам соответствующую декларацию. Сегодня форма декларации еще не утверждена. Налоговики сделают этодо 20 февраля 2015 года. Ведь именно эта дата является предельной для подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Аналогично налогу на недвижимость юрлица разбивают годовую сумму транспортного налога равными долями на 4 квартала и уплачивают налог ежеквартально (пп. 267.6.4). Подробнее о сроках уплаты налога — далее.

Еслиюрлицо в течение года приобретет автомобиль, подлежащий налогообложению, ему необходимо подать декларацию в течение месяца со дня возникновения права собственности на авто. При этом налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Предыдущий владелец определяет налог за период с 1 января отчетного года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный объект налогообложения (пп. 267.6.5).

Однако  другая норма утверждает, что новый владелец уплачивает налог пропорционально количеству месяцев, которые остались до конца года, начиная с месяца, в котором проведенарегистрация транспортного средства (пп. 267.6.6). Разница между переходом права собственности и регистрацией может составлять максимум 10 дней. Если автомобиль продается в начале месяца или в середине: вопросов не возникает. Но как быть, если автомобиль продан 30 апреля, а зарегистрирован 8 мая. Дата возникновения права собственности — апрель. Дата регистрации — май. Получается, если руководствоваться нормой пп. 267.6.5, новый владелец обязан уплатить налог на месте, начинаяс апреля по декабрь; если же следовать норме пп. 267.6.6, новый владелец должен уплатить налог за все месяцы, начинаяс мая по декабрь. В данной ситуации имеем спорный месяц, за который кому-то все же нужно уплатить транспортный налог. Как решится на практике — пока неизвестно. Пока же во избежание таких сюрпризов советуем «подгадать» дату продажи так, чтобы в том же месяце было 10 суток для регистрации автомобиля.

Юридические лица уплачивают налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (эти суммы должны быть определены в годовой налоговой декларации). Как видите, порядок аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты налога на недвижимость. То есть юрлица должны уплатить налог до 30 апреля за I квартал, до 30 июля — за ІІ квартал, до 30 октября — за ІІІ квартал, до 30 января — за IV квартал.

Транспортный налог уплачивается по месту регистрации объектов налогообложения (пп. 267.7.1). В основном такая информация интересует юридических лиц, ведь они самостоятельно определяют счета, на которые уплачивают налоги. А физлица получают налоговое уведомление-решение уже с указанными реквизитами, на которые следует перечислить денежные средства.

Вот и все основные моменты уплаты транспортного налога. Вскоре ожидаем появление формы декларации по транспортному налогу для юридических лиц.

С 1 января 2015 года Государственная фискальная служба изменила схему для составления и регистрации налоговых накладных/расчета корректировок в Едином реестре. Теперь для налоговых накладных действуют новые формы НН/РК, утвержденные приказом Минфина от 14.11.2014г. №1129 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 22 сентября 2014г. № 957»:

- J (F) 1201007 - налоговая накладная,

- J (F) 1201107 - приложение к налоговой накладной,

- J (F) 1201207 - расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

ВАЖНО! В схеме регистрации расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной (пункт 22 Порядка заполнения налоговой накладной ) также произошли изменения.

Если раньше было достаточно регистрации в Реестре расчета корректировки, составленного поставщиком (продавцом):

- Поставщиком (продавцом), если предполагается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика (продавца) или если корректировки количественных и стоимостных показателей в результате не изменяет сумму компенсации;

Это обычная схема регистрации РК в ЕРНН, действующая в 2014 году и ранее.

То теперь НН/РК регистрируется и покупателем:{videobox}VCW65oQWcNQ|Видео инструкция по регистрации РК продавцом||style="float: right; margin: 15px 30px 0px 0px;"{/videobox}

- Получателем(покупателем), если предполагается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику(продавцу).

 

Нововведения

Во втором варианте регистрации РК, поставщик(продавец) составляет и направляет готовую РК получателю(покупателю) для дальнейшей регистрации РК в ЕРНН получателем(покупателем).{videobox}MS8rre3ZQvU|Видео инструкция по регистрации РК покупателем||style="float: left; margin: 5pt 30pt 0pt 0pt;"{/videobox}

Обратите внимание, что регистрация таких РК в ЕРНН осуществляется с наложением двойного комплекта электронных цифровых подписей должностных лиц поставщика(продавца) и получателя(покупателя). Первым на ЖК накладывается комплект подписей должностного лица и печать предприятия поставщика(продавца), а сверху - комплект подписей должностного лица и печать предприятия получателя(покупателя).

В программе «M.E.Doc IS» для этого предусмотрен соответствующий функционал, с которым Вы можете ознакомиться в инструкции: «Реєстр первинних документів» - «Довідка» - «Виклик довідки»(F1) - «Податкові накладні» - «Реєстрація розрахунки коригування з від'ємнім значення ПДВ»

Расчеты корректировки к налоговым накладным, которые были составлены до 1 января 2015 года, а также расчеты корректировки к налоговым накладным, которые не выдаются получателю(покупателю) - плательщику налога, подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных ТОЛЬКО поставщиком(продавцом).

avto2С 1 января 2015 года вступают в силу поправки к Налоговому кодексу Украины, согласно которым вводится транспортный налог, новый акцизный сбор на автобусы и грузовой транспорт, акциз на электродвигатели, а также возобновлен акцизный сбор на переоборудованные автомобили.

  • Налог на автомобили будут платить собственники авто не старше 5 лет с объемом двигателя более 2,5 тыс. куб.см для дизельных двигателей и 3 тыс. куб.cм - для бензиновых. Ставка налога - 25 тыс.грн. в год.
  • Новый акциз на автобусы и грузовые автомобили. На новые автобусы акциз установлен в размере 0,003 евро за 1 куб. см двигателя, на подержанные – в размере 0,007 евро за 1 куб. см. Причем на автобусы, которые эксплуатировались более 8 лет, ставка налога повышается в 20 раз.
  • На новые грузовики, в зависимости от тоннажа, ставка акциза устанавливается на уровне от 0,01 евро до 0,016 евро за 1 куб. см. На автомобили, использованные не более 5 лет, ставка акциза возрастает в два раза, а на использованные более 8 лет - в 20 раз.
  • Также попадут под налогообложение электромобили. Ставка акциза за один электродвигатель составит 109 евро.
  • Увеличится акцизный сбор на легковые автомобили.
  • Вновь будет взиматься акциз на переоборудованные легковые автомобили, которые были ввезены как коммерческие, то есть без уплаты акциза.

В качестве компенсации роста налогов правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля, который в зависимости от объема двигателя составлял от 3,82 до 69,99 грн. за 100 куб. см.

Ввод временных спецпошлин на импорт автомобилей, согласно которому дополнительный импортный сбор на транспортные средства составит 5% и будет уплачиваться на протяжении года. Но данный закон вступит в силу только после согласования с Еврокомиссией.

Предприятие покупает автотранспорт, чтобы перевозить пассажиров/грузы для собственных нужд или оказывать транспортные услуги. Бывает, что от автомобиля нас "избавляют" разные обстоятельства (например, авария). Рассмотрим различные варианты его выбытия из учета предприятия и связанным с ними вопросами налогового и бухгалтерского учета.

Есть три таких способа:

- продажа за денежные средства;

- ликвидация по собственной инициативе и в силу объективных причин (та же кража);

- взнос в уставный фонд другого предприятия.

В каждом случае мы уделим внимание трем основным аспектам: документальному оформлению, налоговому и бухгалтерскому учету, причем именно в такой последовательности.

Марка Автомобиль "Лада-2107"
Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете 30 тыс.грн.
Остаточная стоимость в бухгалтерском учете 20 тыс.грн.
Износ в бухгалтерском учете 10 тыс.грн.
Балансовая стоимость группы 2 в налоговом учете 50 тыс.грн. (автомобиль не является последним объектом в группе)

 

Продажа автомобиля

При передаче основных средств по договорам купли-продажи (т.е. за плату) составляют три экземпляра Акта приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № 03-1), утвержденного приказом Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. № 352. Первые два предприятие-продавец оставляет у себя, а третий вместе с инвентарной карточкой передают лицу, принимающему автомобиль со стороны покупателя. Естественно, проданное авто нужно перерегистрировать в ГАИ (п.35 Правил Госрегистрации).

В налоговом учете продажу автомобиля отражают по правилам пп.8.4.4 Закона о прибыли: балансовую стоимость группы 2 уменьшают на продажную стоимость авто. Если же она равна или больше балансовой стоимости группы 2, последнюю приравнивают к нулю, а сумму превышения включают в валовой доход в периоде продажи. Кстати, если после продажи авто группа 2 оказывается "пустой", ее балансовую стоимость относят к валовым расходам в следующем после продажи отчетном периоде.

Нужно помнить и об особенностях начисления НДС: если авто продано связанному лицу или субъекту предпринимательства - неплательщику НДС, передано по бартеру или безвозмездно, налог начисляют исходя из обычной цены.

Нужно ли применять обычную цену при исчислении налога на прибыль, допустим, при продаже авто по бартеру или связанным лицам? Возможны несколько подходов. Первый: - при продаже уменьшить балансовую стоимость группы 2 на обычную цену, а если остается разница - включить ее в валовой доход. Второй: - уменьшить стоимость группы 2 на фактическую стоимость продажи, а если последняя оказывается больше первой - увеличить валовой доход на разницу между обычной ценой и балансовой стоимостью группы 2. И, наконец, третья позиция, наиболее близкая нам: обычная цена при продаже автомобиля не влияет ни на величину валового дохода, ни на размер уменьшения балансовой стоимости группы 2. Аргументы следующие. В пп.8.4.4 Закона о прибыли вообще не вспоминают о доходах от продажи. Балансовую стоимость группы 2 уменьшают на стоимость продажи и все - никакого намека на обычную цену. Если же стоимость продажи перевесит стоимость группы, то в валовой доход войдет опять-таки разница между ними. Как видим, для обычной цены тут места нет, хотя очень может быть, такой вывод нужно будет отстаивать перед проверяющими.

В бухучете при продаже автомобиля показывают доход, одновременно списывают в расходы его остаточную стоимость, "обратной" проводкой "закрывают" начисленную амортизацию.

 

Рассмотрим это на примере:

Стоимость продажи равна 12500 грн., кроме того, НДС - 2500 грн. По "общим" условиям балансовая стоимость группы 2-50 тыс.грн., т.е. больше стоимости продажи авто, и такое авто не является последним объектом в группе, (см. таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
тыс. грн.

Налоговый учет,
тыс. грн.

Дт

Кт

ВД

ВР

Изменение балансовой стоимости группы 2

1

Отражен доход от продажи автомобиля

377

742

15000

-

-

-12500

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

742

641

2500

-

-

-

3

Списана остаточная стоимость автомобиля

972

105

20000

-

-

-

4

Списан износ автомобиля

131

105

10000

-

-

-

5

Отражен финансовый результат

742

791

12500

-

-

 

791

972

20000

6

Поступила оплата за автомобиль

311

377

15000

-

-

-

 

Ликвидация автомобиля

Рано или поздно, но кому-то приходится ее проводить. Причины самые разнообразные, начиная от самостоятельного решения предприятия (например, уже невыгодно эксплуатировать старенький автомобильчик, к которому даже запчасти не выпускают) и заканчивая непредвиденными обстоятельствами (кража, авария и т.п.).

Именно от наличия таких объективных причин, а также от соответствующего документального оформления во многом зависит налогообложение. А все упирается в п.4.9 Закона о НДС: проводите ликвидацию по собственной воле (без объективных причин и документов, подтверждающих уничтожение и разборку) - будьте добры обложить ее НДС по обычным ценам. Выход из столь затруднительного положения один: надлежащее документальное оформление.

Обязательно составьте Акт на списание автотранспортных средств (форма № 03-4). Кроме того, позаботьтесь о заключении экспертной комиссии о невозможности дальнейшего использования автомобиля. Причины для его вынесения "подсказала" ГНАУ в письме о НДС. Среди них - несоответствие существующим техническим или эксплуатационным нормам, невозможность осуществления ремонта в связи с отсутствием запасных частей, которые уже не производятся, экономическое обоснование нецелесообразности проведения такого ремонта. В принципе, создать экспертную комиссию вполне по силам самому предприятию. Хотя лучше, если такое заключение выдаст независимый эксперт. И тут следует постараться, ведь результат того стоит: есть документы - нет налоговых обязательств по НДС!

Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях документального оформления, отметим: ликвидацию автомобиля, как и прочие виды выбытия, надо регистрировать в ГАИ (п.п.41 - 47 Правил госрегистрации).

Теперь о налогообложении прибыли. Тут все регулируют подпункты 8.4.6 и 8.4.8 Закона о прибыли, суть которых сводится к следующему: при выведении из эксплуатации автомобиля, (как по собственному желанию, так и по объективным причинам) балансовую стоимость группы 2 не изменяют. Кстати, это дает все основания не трогать и налоговый кредит по НДС, хотя ГНАУ в письме о НДС предлагает "снимать" его сумму, приходящуюся на недоамортизированную часть балансовой стоимости объекта. Однако, на наш взгляд, налоговый кредит по НДС вполне оправдан, ведь балансовая стоимость группы остается прежней.

Если в дальнейшем после такой ликвидации на предприятие поступит какая-либо компенсация (от страховой компании или виновных лиц), нужно уменьшить на ее сумму балансовую стоимость группы 2 (пп.8.4.9 Закона о прибыли) и сразу - размер налогового кредита по НДС.

И последнее. Если в результате ликвидации авто предприятие получает матценности (запчасти), в момент оприходования на баланс их стоимость не включают ни в валовой доход, ни в валовые расходы. Валовой доход показывают только при их продаже, передаче в утиль, прочем списании с баланса, предусматривающем получение доходов. Естественно, их стоимость не корректируют при расчете прироста (убыли) по п.5.9 Закона о прибыли.

В бухгалтерском учете ликвидация по любому сценарию приводит к списанию балансовой (остаточной) стоимости в расходы и "закрытию" амортизации. Если в результате получают матценности, пригодные для дальнейшего использования, их приходуют на баланс по справедливой стоимости (цене возможной реализации), одновременно показывая доход.

 

Рассмотрим еще один пример.

Ликвидировав и разобрав автомобиль, предприятие получило запчасти, стоимость которых по результатам оценки - 1000 грн. В дальнейшем их продали за 750 грн., кроме того, НДС - 150 грн. (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,тыс. грн.

Налоговый учет,тыс. грн.

Дт

Кт

ВД

ВР

Изменение балансовой стоимости группы 2

1

Списана остаточная стоимость автомобиля

972

105

20000

-

-

-

2

Списан износ автомобиля

131

105

10000

-

-

-

3

Отражен финансовый результат

791

972

20000

-

-

-

4

Оприходованы запчасти, полученные от ликвидации авто

207

746

1000

-

-

-

5

Реализованы запчасти

377

712

900

750

_

-

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

150

-

-

-

7

Списана стоимость запчастей

943

207

1000

-

-

-

8

Отражен финансовый результат

712

791

750

-

-

-

791

943

1000

-

-

-

 

Взнос автомобиля в уставный фонд

Документальное оформление тут такое же, как и при продаже автомобиля: составляют Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма №03-1), передают новому собственнику инвентарную карточку на автомобиль, проходят перерегистрацию в ГАИ.

При этом учет налога на прибыль совмещает в себе продажу основного средства и приобретение корпоративного права (пп.8.4.11 Закона о прибыли). Поэтому необходимо выполнять требования пп.8.4.4 и п.7.6 Закона о прибыли, а именно:

- в момент передачи авто новому собственнику (эмитенту) передающая сторона (инвестор) уменьшает балансовую стоимость группы 2 на оценочную стоимость авто, зафиксированную в учредительных документах предприятия. Если та равна балансовой стоимости группы 2 или превышает ее, последнюю приравнивают к нулю, а сумму превышения включают в валовой доход;

- одновременно в отдельном учете операций с корпоративными правами инвестор показывает расходы на приобретение корпоративных прав (в размере стоимости взноса в уставный фонд). Их не включают в валовые, а учитывают отдельно в уменьшение доходов от подобных операций.

Что касается НДС, то передача основных фондов (в т.ч. и автомобиля) в уставный фонд юрлица им не облагается (пп.3.2.8 Закона о НДС). Следовательно, необходимо сторнировать часть входящего НДС, приходящегося на недоамортизированную стоимость автомобиля, и включить его в стоимость автомобиля (фактически же - в стоимость группы 2) (пп.7.4.2 Закона о НДС).

В бухучете такой взнос отражают как финансовую инвестицию по правилам П(С)БУ 12. В п.4 П(С)БУ 12 сказано, что финансовую инвестицию изначально оценивают по себестоимости, которая состоит из цены приобретения и прочих расходов, связанных с таким приобретением. Ценой приобретения в нашем случае является стоимость взноса, зафиксированная в учредительных документах. Таким образом, у предприятия могут возникнуть доходы (если оценочная стоимость взноса больше остаточной стоимости автомобиля) или расходы (если наоборот).

 

Проиллюстрируем сказанное числовым примером (см. таблицу 3), добавив к прежним условиям следующие:

-оценочная стоимость взноса в уставный фонд, зафиксированная в учредительных документах, - 40000 грн.;

- величина налогового кредита по НДС, подлежащего сторнированию, - 4000 грн.

Таблица 3

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
тыс. грн.

Налоговый учет,тыс. грн.

Учет результатов от операций с корпоративными правами

Дт

Кт

ВД

ВР

Изменение балансовой стоимости группы 2

доходы

расходы

1

Списан налоговый кредит по НДС, приходящийся на недоамортизированную часть (методом "сторно")

641

105

4000

-

-

+4000

-

-

2

Отражен взнос авто в уставный фонд (по остаточной стоимости)

14

105

24000

-

-

-4000

-

40000

3

Отражен доход от фининвестиции (разница между оценочной и остаточной стоимостью авто)

14

746

16000

-

-

-

-

-

4

Списан износ автомобиля

131

105

10000

-

-

-

-

-

{module[205]}

Документы, которые должны быть в наличии у водителя при осуществлении автомобильных перевозок, перечислены в статьях 39, 48 Закона № 2344, а также в Перечне № 207. Лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения запрещено требовать у водителя документы не предусмотренные Перечнем №207 (п.2 постановления КМУ от 25/02/2009 №207)

Однако для бухгалтера наибольший интерес представляют документы, подтверждающие расходы при эксплуатации автомобиля. Для грузового автомобиля такими документами являются:

- ТТН;

- путевой лист грузового автомобиля;

- талон заказчика (при почасовой оплате работы автотранспорта).

Что касается легкового автомобиля, то до 16.04.2013 г. основным подтверждающим документом являлся Путевой лист служебного легкового автомобиля (типовая форма № 3). Согласно приказу Госслужбы статистики от 19.03.2013 г. № 95 данная форма утратила силу, однако новая форма не утверждена. Поскольку ранее действующая форма содержала все реквизиты, необходимые для подтверждения расходов на ГСМ, в т. ч. и направление использования автомобиля, предприятие может воспользоваться нормой п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете и разработать форму путевого листа самостоятельно, взяв за основу форму, утвержденную Приказом № 74.

 

Оформление путевого листа легкового автомобиля

Если предприятие для разработки первичной документации учета работы автотранспорта воспользуется формой путевого листа, приведенной в Приказе № 74, то для заполнения бланка можно воспользоваться нормами Инструкции № 74. Порядок заполнения путевого листа приведен в схеме 1.

Схема 1. Порядок заполнения Путевого листа легкового автомобиля

ДИСПЕТЧЕР

• на лицевой стороне ставит штамп предприятия;
• указывает дату выдачи;
• записывает номер путевого листа и дату в диспетчерском журнале;
• указывает режим работы водителя;
• указывает марку, государственный и гаражный (при наличии) номера автомобиля, фамилию и инициалы, номер удостоверения и табельный номер водителя, а также номер колонны и бригады (при наличии);
• заполняет графу 1 раздела I «Завдання водієві» (наименование, адрес заказчика или фамилию, инициалы и должность ответственного лица;
• заполняет графы 2 и 3 согласно договору (заявке);
• указывает остаток топлива исходя из данных предыдущего путевого листа;
• возле слов «Посвідчення водія перевірив, завдання видав» подписью подтверждает свои записи и факт проверки водительского удостоверения

МЕДРАБОТНИК

• после проведения проверки состояния водителя подтверждает факт допуска своей печатью с указанием времени и даты проверки

МЕХАНИК

• в строке 4 раздела II «Робота водія і автомобіля» механик (другое ответственное лицо) указывает показания спидометра при выезде автомобиля из гаража;
• в строке 6 указывает фактическое время выезда;
• подписью подтверждает передачу водителю автомобиля в исправном состоянии и разрешение на выезд

ВОДИТЕЛЬ

• в строке «Автомобіль прийняв» водитель подписью подтверждает получение автомобиля и задания

ЗАПРАВЩИК

• в строках 8–10 раздела III «Рух пального» записывает марку, код марки и количество выданного топлива (при необходимости)

ЗАКАЗЧИК

После выполнения задания ответственное лицо, использовавшее автомобиль, на обратной стороне путевого листа ставит подпись и печать в подтверждение выполненного обслуживания. Если был нарушен режим работы водителя, то об этом указывается также на обратной стороне путевого листа

ЗАПРАВЩИК

• определяет остаток топлива и указывает его в строке 12 раздела III «Рух пального», подтверждая подписью

ВОДИТЕЛЬ

• в строке «Автомобіль здав» ставит подпись о сдаче механику исправного автомобиля

МЕХАНИК

• заполняет строки 5 и 7 раздела II «Робота водія та автомобіля» – указывает время и показания спидометра, подтверждая записи подписью;

• подтверждает подписью принятие автомобиля у водителя

ДИСПЕТЧЕР или БУХГАЛТЕРИЯ

• заполняет графу 13 «Витрати пального за нормою» исходя из пробега автомобиля (стр. 5 – стр. 4 раздела II) и нормы расхода топлива;
• заполняет графу 14 «Витрати пального фактично» исходя из формулы стр. 11 + стр. 10 – стр. 12 раздела III;
•заполняет графу 15 «Загальний пробіг» (стр. 5 – стр. 4 раздела II);
• заполняет графу 16 «Час у наряді» (стр. 7 – стр. 6 раздела II) за исключением времени обеденного перерываinfo 4;
• графы 17 «Розрахунок вартості послуг» и 18 «Розрахунок зарплати водієві» определяются исходя из условий договора и порядка оплаты труда водителяinfo 4 и данных граф 15 и 16. Расчеты подтверждаются подписью таксировщика, выполнившего расчет. Достоверность расчетов проверяется бухгалтером и подтверждается подписью

 

Оформление путевого листа грузового автомобиля

Приказ № 488/346, которым была утверждена форма путевого листа грузового автомобиля, с 10.12.2013 г. утратил силу. Так что и для грузовых автомобилей, как и для легковых, предприятие может разработать собственную форму путевого листа. Для его заполнения можно воспользоваться порядком, который регламентирован Инструкцией № 228info 4.

Схема 2. Порядок заполнения Путевого листа грузового автомобиля

ДИСПЕТЧЕР

• указывает код или наименование режима роботы водителя; номер колонны, бригады, марку, государственный номер, тип автомобиля и его гаражный номер; фамилию, инициалы, класс и табельный номер водителя; марку, государственные и гаражные номера прицепов (полуприцепов), а также фамилию, инициалы сопровождающих лиц;
• на основании заявки или условий договора в разделе «Робота водія та автомобіля» в графах 2 и 3 определяет время по графику;
• в разделе «Завдання водієві» указывается наименование заказчика, время прибытия к заказчику и время убытия согласно графику, а также планируемое время эксплуатации автомобиля (разница граф 16 и 15), название пунктов погрузки и разгрузки, расчетное количество поездок с грузом, расстояние между пунктами, количество груза в тоннах;
• в разделе «Рух пального» в графе 10 «Залишок при виїзді» указывает количество топлива на основании предыдущего путевого листа;
• в строке «Посвідчення водія перевірив, завдання видав, видати пального» записывает количество топлива, которое необходимо выдать для выполнения работы;
• в строке «Підпис диспетчера» подтверждает сделанные им записи

МЕДРАБОТНИК

• после проведения проверки состояния водителя подтверждает факт допуска своей печатью с указанием времени и даты проверки

МЕХАНИК

• в разделе «Робота водія та автомобіля» в графе 5 «Показання спідометра» записывает показания спидометра при выезде, а в графе 6 «Час фактичний» – фактическое число, месяц, время выезда;
• в строке «Виїзд дозволений, підпис механіка» подтверждает сделанные им записи и передачу водителю автомобиля в исправном состоянии

ВОДИТЕЛЬ

• в строке «Автомобіль прийняв» водитель подписью подтверждает получение автомобиля и задания

ЗАПРАВЩИК

• в разделе «Рух пального, літрів» в строках граф 7–9 записывает марку, код и объем выданного топлива и подтверждает свои записи подписью

ЗАКАЗЧИК

Записи не осуществляет.Кроме случаев, когда при необходимости изменяется маршрут движения (заполняются разделы «Завдання водієві», «Послідовність виконання завдання»). Новые записи должны совпадать с данными ТТН

ЗАПРАВЩИК

• определяет остаток топлива и указывает его в строке 12 раздела III «Рух пального», подтверждая подписью

ВОДИТЕЛЬ

• в строке «Автомобіль здав» ставит подпись о сдаче механику исправного автомобиля

МЕХАНИК

• в разделе «Робота водія та автомобіля» в графе 6 указывает дату и время фактического возвращения в гараж, заполняет графу 5 «Показання спідометра»;
• в строке «Прийняв механік» подписью подтверждает достоверность значений граф 5 и 6 и принятие от водителя автомобиля в исправном (неисправном) состоянии

ДИСПЕТЧЕР

• в разделе «Робота водія та автомобіля» в графе 4 определяет расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража;
• в разделе «Рух пального, літрів» в графах 12 и 13 записывает время работы спецоборудования и двигателя (при наличии) на основании граф 15–22 ТТН;
• в разделе «Послідовність виконання завдання» (обратная сторона) на основании ТТН в графе 24 указывает номера поездок, номера ТТН (талонов заказчика), отработанное время, количество перевезенного груза и выполненные грузообороты. Эти записи подтверждают водитель и диспетчер

БУХГАЛТЕРИЯ

• заполняется графа 32 «витрати пального за нормою»;
• заполняется графа 33 «витрати пального фактично» как сумма значений граф 10 и 9 за минусом графы 11 раздела «Рух пального, літрів»;
• заполняется графа 34 «час в наряд і автомобіля і причепа» – разница соответствующих строк графы 6 раздела «Робота водія та автомобіля» (за исключением 1 часа обеденного перерыва). Круглосуточные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т. п. исключаются;
• заполняется графа 36 «час у русі автомобіля» – графа 34 минус графы 37, 38;
• графа 35 «час в наряді причепа» заполняется аналогично гр. 36;
• заполняется графа 37 «час у простої на лінії» – на основании графы 21 ТТН;
• графа 38 «час у простої по тех. несправності» заполняется на основании записей в «Особливі відмітки» путевого листа;
• графа 39 «кількість їздок з вантажем» – указывается количество ТТН;
• графа 40 «загальний пробіг автомобіля» и графа 41 «загальний пробіг причепа» – разница между показаниями спидометра при возвращении и при выезде из гаража (графа 5 раздела «Робота водія та автомобіля»);
• графа 42 «пробіг з вантажем автомобіля» и графа 43 «пробіг з вантажем причепа» – сумма граф 24 всех ТТН;
• графа 44 «перевезено тонн, всього» равна общему объему в графе 27 раздела «Послідовність виконання завдання» и соответствует графам 37 всех ТТН;
• графа 45 «в т. ч. перевезено тонн на причепах» на основании графы 27 раздела «Послідовність виконання завдання»;
• графа 46 (47) = графа 44 x графа 22;
• графа 49 «зарплата» заполняется на основании граф 37–47 ТТН (при необходимости);
• расчеты по заработной плате заверяются подписью ответственного лица. Достоверность всех расчетов подтверждается подписью бухгалтера

При заполнении Путевого листа грузового автомобиля, используемого в транспортной работе с почасовым учетом, на лицевой стороне ставится штамп «Погодинна». К такому путевому листу прилагается два экземпляра Талона заказчика. 

Оформление товарно-транспортной накладной

Типовая форма ТТН утверждена приказом Мининфраструктуры от 05.12.2013 г. № 983, который внес изменения в Правила № 363. Новая форма ТТН (форма № 1-ТН) действует с 14.01.2014 г. Однако порядок заполнения данной формы не утвержден. Поэтому при заполнении формы № 1-ТН рекомендуем использовать правила заполнения документов на перевозку, указанные в разд. 11 Правил № 363, а также Инструкцию № 228info 4.

ТТН выписывается грузоотправителем в 4 экземплярах перед началом перевозки грузов. Первый – остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются водителю. После доставки груза один из экземпляров ТТН остается у грузополучателя. Два других экземпляра, заверенные грузополучателем, передаются: один - перевозчику, второй – грузоотправителю.

 

Заполнение отдельных граф (строк) ТТН

Таблица 1

Графа Информация
1 – 3, 5 – 6 Приводятся данные (название, цена и т. п.) в разрезе отдельных грузов
4 При перевозке грузов в пакетах на поддонах указывается количество пакетов. При перевозке навалом (насыпом, наливом) делается соответствующая запись и количество мест не указывается
Указывается вид упаковки, в которой перевозится груз (сокращенно: «ящ.», «корз.», «боч.», «пак.» и т. д.). Если товар не упакован, указывается «н/у».
8 Указываются реквизиты документов (название, №, дата), прилагаемых к ТТН
9 Указывается общая масса груза (в тоннах)

 

Оформление талона заказчика

Талон заказчика выписывается перевозчиком в двух экземплярах при почасовой оплате транспортных услуг. Данный документ является дополнением к путевому листу грузового автомобиля.

 

Учет бланков путевых листов

Бланки транспортной документации учитываются по дебету счета 209 по стоимости их приобретения с учетом расходов на их доставку. Списание бланков производится в соответствии с нормами П(С)БУ 16, а именно – в момент выдачи ответственному лицу они списываются на административные расходы предприятия и отражаются проводкой: Дт 92 Кт 209.

В налоговом учете расходы на приобретение бланков путевых листов и ТТН включаются в состав расходов на общих основаниях по аналогии с правилами бухгалтерского учета.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

banner1

Межбанк USD/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк EUR/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк RUB/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Курс в Киеве

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Курс в Украине

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

 

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!