Главная
  • Регистрация
budjet 2019

Важные цифры бюджета 2019 года


Мы собрали важные цифры бюджета-2019, которые должен знать каждый бухгалтер: ставки налогов, "минималку",прожиточный минимум...
Подробнее...
pdv2019

НДС-2019. Изменения


Новогодние изменения в НКУ по НДС. Давайте посмотрим, что приготовили нам законодатели по части НДС на этот раз,...
Подробнее...
rost zp 2019

Рост минимальной зарплаты и прожиточного минимума 2019


От размера минимальной зарплаты зависят не только зарплатные выплаты и налоги с них, но и размер местных налогов...
Подробнее...
nedvyjymost

Налог на недвижимость в 2019 году


Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — местный налог, являющийся составляющей налога на имущество...
Подробнее...

 

В части этого налога ВРУ мало в чем отступила от уже анонсированных реформационных задумок. Но налог на выведенный капитал все ближе. Обязанность КМУ разработать и внести в Верховную Раду проект закона о введении этого заменителя налога на прибыль прямо предусмотрена в Заключительных и переходных положениях Закона № 1797info 4.

Неприбыльщики, получили полугодовую «отсрочку» для приведения учредительных документов в соответствие с п. 133.4 НКУ. При этом не будут исключать из Реестра неприбыльщиков вплоть до 01.07.2017г. Но кроме того, сняты все вопросы в части отчетного периода. Для прилежных неприбыльщиков он равен календарному году (п.п. 133.4.7 НКУ). В то время как нарушители отчитываются с начала года и до конца греховного месяца с помощью Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. После чего до 31 декабря такого года переходят на «квартальные рельсы» и подают прибыльную декларацию (а со следующего года отчитываются в общем для плательщиков налога на прибыль порядке). Или с начала признания организации неприбыльной в установленном порядке, если такое признание состоялось позже.

Производители сельхозпродукции, выбравшие годовой налоговый (отчетный) период (01.07.х-1 — 30.06.х), финрезультат до налогообложения рассчитывают так (последний абзац п.п. 134.1.1 НКУ): Финрезультат до налогообложения за прошлый отчетный год - Финрезультат до налогообложения за І полугодие следующего года + Финрезультат до налогообложения за І полугодие текущего отчетного года. Это важное уточнение, хотя на практике не все сельскохозяйственные предприятия на общей системе хотят использовать этот отчетный период.

Лотерейщики теперь живут по отдельным правилам, прописанным в пп. 141.8, 136.6, 137.8 и п. 48 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

Корректировки в части основных средств

Теперь не учитывать при налоговой амортизации суммы переоценок (уценок, дооценок) основных средств и нематериальных активов придется уже согласно требованиям НКУ, а не позиции ГФСУ (с другой стороны, это значит, что раньше позиция налоговиков была необоснованной).

Добавили также разницы в части непроизводственных основных средств и нематериальных активов (пп. 138.1 и 138.2 НКУ). Кстати, отдельно прописали и понятие «непроизводственные нематериальные активы» (по аналогии с основными средствами).

Списание безнадежной задолженности через резерв

Сбылись мечты тех, кто создает в бухучете «сомнительный» резерв. Благодаря изменениям, внесенным в п. 139.2 НКУ, в периоде списания безнадежной задолженности (как за счет резерва, так и сверх его суммы), финрезультат до налогообложения теперь можно уменьшить (но только в части задолженности, признанной безнадежной согласно п.п. 14.1.11 НКУ).Подправлена также разница из п. 139.1 НКУ, не применяемая к резерву расходов на оплату отпусков работникам, других выплат, связанных с оплатой труда, и расходов на уплату ЕСВ, который начисляют на такие выплаты.

Но обратите внимание также на измененные критерии признания безнадежной задолженности, добавленные в п.п. 14.1.11 НКУ Законом № 1797 (в связи с ростом минзарплаты), и на новые критерии, внесенные Законом № 179 .Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.2016 г. № 1791-VIII.

Налог на недвижимость

Увы, но п. 137.6 удален из НКУ безвозвратно, а вместе с ним и возможность уменьшать налог на прибыль к уплате на сумму начисленного налога на недвижимость в части объектов нежилой недвижимости. С другой стороны, эта сумма все равно будет уменьшать объект по налогу на прибыль в составе бухгалтерских расходов.Но, отчитываясь по итогам 2016 года, вы еще имеете право на такое отнимание. Для пущей бдительности ВРУ прописала это в п. 45 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

Разницы по финансовым операциям

Согласно ст. 140 НКУ были подправлены, причем по существу. Наиболее важное при этом — появление новых корректировок (пп. 140.5.10 — 140.5.12 НКУ). Это разницы по выплаченным безвозвратной финпомощи и расходам от признанных неустоек. Радует, что править финрезультат до налогообложения придется лишь в случае выплаты таких сумм лицам, не являющимся плательщиками налога (кроме физлиц), и плательщикам на «налоговых каникулах».Бесплатно предоставленным товарам, работам, услугам. А в части первой разницы за скобки вынесены также неприбыльные организации, внесенные в «неприбыльный» Реестр. Увеличить финрезультат до налогообложения придется бывшим единоналожникам (перешедшим на общую систему) на сумму дохода, полученного в качестве оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе.Изменениям подвергли также разницы, применять которые велит ст. 141 НКУ. В частности, изменили порядок налогообложения страховщиков и нерезидентов (в том числе в части налога на репатриацию).

Ускоренная амортизация для группы 4 (машины и оборудование). Метод амортизации — прямолинейный; минимально допустимый срок — 2 года; подробности (в том числе ограничения по применению) — в п. 42 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

«Налоговые каникулы» возвращаются (ставка 0 % по налогу на прибыль). Рассчитаны они до 31.12.2021 г., т. е. на 5 лет. Все подробности их применения найдете в п. 43 разд. 4 подразд. ХХ НКУ.Они, как и ранее, подпадают под другую разницу — п.п. 140.5.9 НКУ.

«Старые» доходы/расходы: уточнены правила игры. Речь идет о суммах доходов или расходов, которые были учтены в налоговом учете по налогу на прибыль до 01.01.2015 г. Так вот, если их учли в составе доходов или расходов и в бухучете при определении финрезультата после этой даты, то на их сумму придется сформировать разницу, согласно которой финрезультат до налогообложения уменьшают на сумму таких доходов либо увеличивают на сумму таких расходов.

Поскольку это правило прописано в Переходных положениях НКУ (п. 41 подразд. 4), то распространяется оно в том числе и на низкодоходных налогоплательщиков.

Национальный банк Украины с 4 января снизил предельную сумму расчетов наличными с участием физических лиц со 150 тыс. грн до 50 тыс. грн.

Предельная сумма расчетов наличными между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) в течение одного дня установлена на уровне 50 тыс. грн. Такой же лимит будет действовать для расчетов физических лиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению.

Физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, которая превышает 50 тыс. грн, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесения и/или перечисления средств на текущие счета (в том числе в депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

Безналичные расчеты могут осуществляться без каких-либо ограничений, и банки обязаны обеспечить безналичные перечисления по требованию клиентов в полном объеме.

В то же время предельная сумма расчетов наличными предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня остается неизменной и составляет 10 тыс. грн.

НБУ отмечает, что установление предельной суммы расчетов наличными на уровне 50 тыс. грн не доставит неудобств гражданам и не будет затрагивать ежедневные покупки населения, поскольку будут касаться только крупных покупок (недвижимости, драгоценностей, транспортных средств, предметов искусства, меха, дорогих часов, путешествий и тому подобное).

"Решение Национального банка Украины по этому вопросу полностью соответствует международному опыту – много европейских государств (Франция, Бельгия, Португалия, Италия, Испания, Греция) установили предельные суммы наличных расчетов, другие страны также планируют ввести аналогичные нормы", - отмечает регулятор.

Контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в соответствии с Налоговым кодексом Украины будут осуществлять органы Государственной фискальной службы Украины.

Как утверждает НБУ, установление предельной суммы расчетов наличными при участии физических лиц на уровне 50 тыс. грн. будет способствовать:

  • обеспечению стабильных поступлений наличности в банковскую систему и ускорение ее обращения;
  • сужение сферы использования наличных и ускорение развития безналичного сегмента.

Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года предусмотрено постепенное снижение уровня наличных денег в экономике (отношение М0 к ВВП) в 2020 году до 12% (в 2014 году этот показатель составлял 18,1%, а по результатам 2015 года сократился до 14,6%).

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII, внесены изменения в ст 195, 197 и р. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса, которые предусматривают:

• применение нулевой ставки НДС на операции магазинов беспошлинной торговли по продаже ими товаров физическими лицами, которые въезжают на таможенную территорию Украины в пунктах пропуска через государственную границу Украины, открытых для международного воздушного сообщения (изменения в пп. «Г» пп. 195.1. 2 НКУ);

• отменено освобождение от обложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины ПАО «Нафтогаз Украины» природного газа (исключен п. 197.22 НКУ);

• продлено до 01.01.2019 г. освобождение от обложения НДС операций по поставке, в т.ч. операций по импорту, отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (изменения в п. 23 р. ХХ НКУ);

• продлен до 01.01.2019 г. кассовый метод возникновения налоговых обязательств и налогового кредита плательщиков налога, осуществляющих поставки (в т.ч. оптовое), передачи, распределение электрической и / или тепловой энергии, поставки угля и / или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД (изменения в п. 44 р. ХХ НКУ);

• продлено до 01.01.2019 г. освобождение от обложения НДС операции по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2703 00 00 00, 2704 00 согласно УКТ ВЭД и уточнены срок подачи заявления об отказе от использования такой льготы, которая будет подаваться до наступления отчетного периода, в котором плательщик налога не предусматривает использование указанной льготы (изменения в п. 45 р. ХХ НКУ);

• продлено до 01.01.2023 г. освобождение от обложения НДС космической деятельности (изменения в п. 3 р. ХХ НКУ);

• продлено до 01.01.2019 г. освобождение от обложения НДС кинематографической деятельности (изменения в п. 12 р. ХХ НКУ);

• временно, на период проведения АТО и/или введения военного положения в соответствии с законодательством, освобождены от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины нитей и тканей (материалов) для изготовления бронежилетов и шлемов (изменения в п. 32 г. ХХ НКУ);

• до 31.12.2017г. установлен мораторий на применение штрафных санкций, предусмотренных п. 1201.3 НКУ, за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара согласно УКТ ВЭД и / или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг (изменения п. 351 г. ХХ НКУ);

• установлен мораторий на применение штрафных санкций и пени в сельхозпредприятий, применяющих спецрежим обложения НДС в соответствии со ст. 209 НКУ, за занижение такими плательщиками налогового обязательства по НДС или завышения ими бюджетного возмещения, которые возникли в результате нарушения порядка распределения налогового кредита, определенного пп. 209.15.1 НКУ, за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2016 г.. По 01.01.2017 г.. (Введено п. 54 р. ХХ НКУ);

• установлена рассрочка (равными частями) уплаты НДС на срок до 36 календарных месяцев, без начисления процентов и пени на операции по ввозу на таможенную территорию Украины деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства медицинских изделий (введено п.п. 58, 59 р. ХХ НКУ).

{module[205]}

30 декабря 2016 года Президентом Украины был подписан Закон от 21.12.2016 № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», который вступает в силу с 1 января 2017 (кроме отдельных положений, указанных в разделе «Заключительные и переходные положения»). Законом внесено немало изменений в порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок регистрации плательщиков налога

Регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве плательщика НДС может быть подано государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации. Электронная копия регистрационного заявления передается государственным регистратором в контролирующие органы одновременно со сведениями из ЕГРПОУ.

налоговая накладная

Обязательный реквизит налоговой накладной - код товара согласно УКТ ВЭД, для услуг - код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг. Налогоплательщики, кроме случаев поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг не полностью, но не менее четырех первых цифры соответствующего кода.

До 31 декабря 2017 штрафные санкции за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара согласно УКТ ВЭД и/или кода услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг, не применяются.

Налогоплательщикам, в случае осуществления поставки товаров/услуг,  база налогообложения которых определенная в соответствии со статьями 188 и 189 НКУ, превышает фактическую цену поставки таких товаров/услуг, предоставлено право составить не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены следующие поставки, сводную налоговую накладную с учетом сумм налога, рассчитанных исходя из превышения базы над фактической ценой, определенных отдельно по каждой операции по поставке товаров/услуг.

Остановка регистрации налоговых накладных

Вступает в силу с 1 апреля 2017 года.

Регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации в ЕРНН. В случае остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН налогоплательщику в течение операционного дня контролирующий орган направляет квитанцию об остановке регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Такая квитанция направляется одновременно продавцу и покупателю. В квитанции указываются:

а) порядковый номер и дата составления налоговой накладной/расчета корректировки;

б) определение критерия (ел) оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, на основании которых было осуществлено остановки регистрации;

в) предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений и/или копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Письменные объяснения и/или копии документов налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган по основному месту учета в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в такой налоговой накладной/расчета корректировки.

Решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных принимается и направляется налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов.

Решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть обжаловано в административном или судебном порядке. Период с 1 апреля 2017 по 1 июля 2017 года является переходным периодом, в течение которого такая процедура осуществляется без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Срок регистрация налоговых накладных и расчета корректировки к таким налоговых накладных в ЕРНН Изменено предельные сроки регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таким налоговых накладных в ЕРНН:

- для налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 1 по 15 день (включительно) календарного месяца - до последнего дня (включительно) месяца, в котором они были составлены;

- для налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 16 по последний день (включительно) календарного месяца - до 15 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, в котором они были составлены;

Увеличен срок регистрации налоговых накладных и расчета корректировки к таким налоговых накладных в ЕРНН с 180 до 365 календарных дней. В случае остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки к такой налоговой накладной в ЕРНН течение указанного срока прерывается на период приостановления их регистрации и восстанавливается со дня прекращения процедуры остановки их регистрации.

Штрафные санкции за нарушение сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки, а также допущения ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, допущенная продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, выявленных контролирующим органом по результатам проверки, проведенной по заявлению покупателя - влечет за собой наложение на плательщика налога - продавца штрафа в размере 170 гривен и обязательства исправить такие ошибки. Не выполнение налогового уведомления-решения контролирующего органа с предупреждением о необходимости исправления налогоплательщиком - продавцом указанных в абзаце первом настоящего пункта ошибок в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения, - влечет за собой наложение на такого налогоплательщика штрафа в размере:

10% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в течение 15 календарных дней,

20% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 16 до 30 календарных дней,

30% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 31 до 60 календарных дней,

40% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 61 до 90 календарных дней,

50% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 91 до 120 календарных дней,

60% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 121 до 150 календарных дней,

70% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок в срок от 151 до 180 календарных дней,

100% суммы налога на добавленную стоимость, указанной в такой налоговой накладной, - в случае не исправления ошибок по истечении 181 календарного дня.

Установлен штраф при нарушении сроков регистрации всех налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, в том числе составленных неплательщикам налога. Также установлен штраф об отсутствии регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в размере 50% от суммы ПДВ. Штрафные санкции за нарушение сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки не применяются на период приостановления регистрации до принятия решения о возобновлении регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки . Налоговый кредит случае если налогоплательщик не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных/расчетов корректировки к таким налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки. В случае остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки течение указанного срока прерывается на период приостановления их регистрации и восстанавливается со дня прекращения процедуры остановки их регистрации. Исключен пункт, согласно которому налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар/услугу, входящими в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредиту. Одновременно уточнено, что налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017года в ЕРНН налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту и не требует каких или какого другого дополнительного подтверждения.

Другие изменения, предоставление права на перенос налогового кредита, подтвержденного документальной проверкой контролирующего органа, при реорганизации путем присоединения или слияния с другим плательщиком НДС в состав налогового кредита правопреемника;

- введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС, согласно которому орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств будет в автоматическом режиме перечислять средства, которые подлежат возмещению из бюджета,

- с 15 до 90 дней увеличен срок, в течение которого контролирующий орган обязан провести проверку продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств на основании заявления с жалобой на допущенные продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной и/или нарушения продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН (кроме налоговых накладных/расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена).

На сегодняшний день в Украине — затяжной экономический кризис. И практически очень мало тех, кого он не коснулся. Чтобы хоть как-то выжить, предприятия ищут дополнительные источники финансирования. Самые распространенные из них — взнос в уставный капитал, кредит и кредиторская задолженность. О них с учетом украинских реалий мы и поговорим в этой статье. А преимущества и недостатки каждого из способов финансирования сгруппируем в таблицу. Рассмотрим классический способ финансирования предприятия — увеличение уставного капитала.

Независимо от того, когда принято решение о взносе (при формировании уставного капитала или позже — при его увеличении), внести в уставный капитал можно следующие виды активов (ч.2ст.115 ГКУ, ч.1 ст.86 ХКУ, абз.1 ст. 13 Закона о хозобщества):

денежные средства (в том числе в иностранной валюте);

ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные и инвестиционные сертификаты и пр.);

движимое имущество (имущество, которое можно свободно перемещать в пространстве (ч.2 ст.181 ГКУ) — это может быть как индивидуально определенное имущество (транспортные средства, оборудование, компьютерная техника), так и имущество, определенное родовыми признаками (товары, измеряемые в килограммах/тоннах, сырье, материалы и пр.));

недвижимое имущество (здания, сооружения, дома, квартиры, земельные участки и другие объекты, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения);

имущественные права (право пользования имуществом (в том числе земельными участками), имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (литературные и художественные произведения, компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, торговые марки и др.), доля в уставном капитале и пр.).

В то же время для некоторых субъектов хозяйствования в отношении предмета взноса действуют специальные ограничения. Например, банки и страховые компании имеют право осуществлять взносы только денежными средствами (абз 14 ст.2 Закона о страховании, абз.2ст.32 Закона о банках). Если взнос осуществляется имуществом или имущественными правами, его нужно оценить. Денежная оценка вклада осуществляется по соглашению участников общества. А в случаях, установленных законом, проводится независимая экспертная оценка (ч.2 ст.115 ГКУ). Порядок оценки взносов должен быть оговорен в учредительных документах (письмо Госкомпредпринимательства от 26.12.2007 г. № 9705). В отношении некоторых подвидов из перечисленных видов активов законодательством установлены ограничения — их вносить в уставный капитал нельзя. О том, что относят к таким «запрещенным» активам, указано в таблице ниже.

Активы, которые нельзя вносить в уставный капитал:

Вид актива Основание
Бюджетные средства ч. 3 ст. 86 ХКУ*
Средства, полученные в кредит или под залог
Векселя ч. 3 ст. 86 ХКУinfo 4, ст. 12 Закона № 2374
Облигации (размещение предприятием для формирования и увеличения своего уставного капитала) ч. 2 ст. 8 Закона о ценных бумагах
Долговые эмиссионные ценные бумаги акционерного общества (АО), эмитентом которых является учредитель этого АО ч. 1 ст. 11 Закона об АО
Имущество государственных (коммунальных) предприятий, которое в соответствии с законом или по решению органа местного самоуправления не подлежит приватизации ч. 3 ст. 86 ХКУinfo 4
Имущество, пребывающее в оперативном управлении бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено законом
Право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности ч. 3 ст. 1021 ЗКУ, ч. 3 ст. 407 ГКУ
Имущество должника со дня вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве, кроме случаев, прямо предусмотренных законом ч. 3 ст. 212 ХКУ
Право на аренду земельного участка государственной и коммунальной собственности, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 81 Закона № 161 ч. 1 ст. 81 Закона № 161
Право на земельную долю (пай) — до вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01.01.2017 г. п. 14 разд. Х ЗКУ
Земельные участки, предназначенные для ведения личного крестьянского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства — до вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01.01.2017 г. п. 15 разд. Х ЗКУ
Имущество, ограниченное или запрещенное для гражданского оборота приложение 1 к постановлению № 2471
Личные неимущественные права интеллектуальной собственности, личные неимущественные блага ч. 4 ст. 423 ГКУ, ст. 201 ГКУ
Право участия в обществе как личное неимущественное право ч. 1 ст. 100 ГКУ
Военное имущество п. 2 постановления № 313

Кроме того, взнос в уставный капитал не может быть осуществлен путем зачета требований к обществу ( ч.2 ст.144 ГКУ). Причем, учитывая неоднозначность трактования этой нормы, к зачету не стоит прибегать не только при формировании уставного капитала, но и при его увеличении.

«Формирующий» и «увеличивающий» взносы рассмотрим в чем разница.

Первичные и дополнительные взносы могут быть осуществлены одними и теми же видами активов. То есть тут между ними различий нет. Нет различий и в порядке их учета. Но есть между ними одна принципиальная разница, о которой следует помнить. Заключается она в том, что «формирующий» (первичный) взнос для большинства хозяйственных обществ должен быть внесен не позднее одного года с даты регистрации общества.Так, для ООО соответствующее требование содержит  ч.1 ст.52 Закона о хозобществах. Те же правила действуют для обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) ( ч.3 ст.65 Закона о хозобществах). В течение года должны оплатить свои первичные вклады и участники коммандитного общества ( ч.3 ст.80 Закона о хозобществах). Учредители АО должны оплатить полную стоимость приобретенных акций до даты утверждения результатов размещения первого выпуска акций ( ч.3 ст.11 Закона об АО). Только для участников полного общества срок внесения первичного взноса законодательством не ограничен — его устанавливают в учредительном договоре (ч.2 ст.120 ГКУ). Ну и частные предприятия в этом отношении тоже законодательно не ограничены. А вот в отношении дополнительных взносов предельных сроков внесения законодательство не устанавливает ни для кого. Поэтому любое предприятие, независимо от своей организационной формы, вправе урегулировать этот вопрос самостоятельно. Для этого оно просто включает соответствующее положение в устав или в протокол общего собрания, на котором принято решение об увеличении уставного капитала. Если этого не сделать, то контролировать выполнение обязательства участника будет гораздо сложнее. Хотя суды в таком случае «привязываются» к срокам, установленным для первичных взносов (см., например, постановление ВХСУ от 07.10.2008 г. по делу № 29/618-07).

Финансовое состояние инвестора — надо ли подтверждать?

Поскольку законодательство запрещает использовать для формирования уставного капитала некоторые виды средств (в частности, бюджетные средства, а также средства, полученные в кредит или под залог), заложен в нем и механизм контроля за их происхождением. Осуществляется он путем проверки финансового состояния инвестора. Так, ч.3 ст.86 ХКУ устанавливает:— финансовое состояние учредителей — юридических лиц относительно их способности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд хозяйственного общества в случаях, предусмотренных законом, должно быть проверено независимым аудитором (аудиторской организацией) в установленном порядке;— имущественное состояние учредителей — граждан должно быть подтверждено справкой органа доходов и сборов о поданной декларации об имущественном состоянии и доходах. Как видим, согласно приведенной норме финансовое состояние учредителей — юридических лиц проверяется только в случаях, предусмотренных законом. Такой случай один — установлен он абз.4 ст. 13 Закона о хозобществах и касается учредителей публичных акционерных обществ (ПАО). То есть финансовое состояние юридического лица необходимо проверять только в случае, если такое лицо является учредителем ПАОА вот для проверки имущественного состояния учредителей-граждан никакие дополнительные условия не предусмотрены. Поэтому согласно  ч.3 ст.86 ХКУ любой учредитель хозяйственного общества — гражданин должен подтвердить свое имущественное состояние справкой из налоговой. Как ее получить? Ответ дают налоговики (см. БЗ 103.24): физическое лицо (в том числе нерезидент), которое планирует осуществлять взнос в уставный фонд, подает в контролирующий орган (по месту учета) декларацию об имущественном состоянии и доходах. А затем, по обращению плательщика, этот орган в десятидневный срок выдает справку о ее подаче для подтверждения имущественного состояния. При этом фискалы отмечают, что срок подачи декларации, установленный п.п.49.18.4 НКУ, на случаи предоставления декларации с целью выполнения ч.3 ст.86 ХКУ, не распространяется. А справку они выдают согласно п.179.12 НКУ .По мнению контролеров, освобождение от предоставления декларации, предусмотренное п.179.2 НКУ, на рассматриваемый случай не действует (см. письмо ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4781/П/17-0715). Из письма Госкомпредпринимательства от 23.03.2004 г. № 1776 следует, что требование о подтверждении финансового состояния должно быть выполнено как при формировании уставного капитала, так и при его увеличении. Косвенно подтверждает это их же письмо № 1768. Ведь в нем отмечено, что при увеличении уставного капитала должны быть учтены нормы ч.3 ст.86 ХКУ. Формально подтверждения требует только финансовое состояние учредителей. А вот подтверждать финансовое состояние новых участников ч.3ст.86 ХКУ не требует. По этой причине распространение действия этой нормы на увеличение уставного капитала выглядит, по меньшей мере, странно. Подводя итог, отметим: все сказанное вовсе не означает, что подтверждение финсостояния инвестора — обязательная для предприятия процедура. Ведь ст.17 Закона № 755 необходимости предоставления соответствующего подтверждения не предусматривает. Налоговики тоже не могут обязать подать декларацию в этом случае (см. решение ВАСУ от 23.02.2012 г. № К-12362/09). Так что никакая ответственность за «неподтверждение» ни предприятию, ни гражданину-инвестору не грозит.

Порядок увеличения уставного капитала

 Уставный капитал хозяйственного общества можно увеличить только после того, как все участники полностью внесут свои первичные вклады (оплатят акции).Исключением являются случаи, прямо предусмотренные законом ( ч.4 ст. 16 Закона о хозобществах). При этом на законодательном уровне порядок увеличения уставного капитала утвержден только для ПАО и частных акционерных обществ (ЧАО) (см. Порядок № 822). Остальные предприятия устанавливают его самостоятельно и закрепляют соответствующие положения в уставе (учредительном договоре). В общем случае этот порядок будет выглядеть так:

1. Принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение изменений в учредительные документы.

Решение об увеличении уставного капитала оформляют протоколом общего собрания участников. Одновременно общее собрание утверждает новую редакцию устава. Если общество основано одним юридическим или физическим лицом, воля учредителя об увеличении уставного капитала закрепляется решением собственника. В протоколе собрания (решении собственника) следует указать следующую информацию:— источник увеличения уставного капитала (дополнительные взносы или реинвестиция дивидендов);— размер увеличения уставного капитала;— перераспределение долей участников, если оно произойдет в связи с увеличением уставного капитала;— форма, в которой будет происходить увеличение уставного капитала (денежные средства, основные средства, нематериальные активы, ТМЦ и т. д.). Если увеличение уставного капитала происходит за счет взносов новых участников, дополнительные взносы осуществляются не всеми учредителями или всеми, но в суммах, не пропорциональных их первоначальным долям, то после увеличения уставного капитала доля каждого из учредителей изменится. Если такие последствия нежелательны, «непропорциональных» дополнительных взносов лучше избегать, а при вхождении новых участников учредителям тоже придется «раскошелиться». Дополнительные взносы участников ООО не влияют на размер их части в уставном капитале, если иное не предусмотрено уставом (ч.2 ст.51 Закона о хозобществах). Однако, на дополнительные взносы при увеличении уставного капитала эта норма не распространяется. В ней речь идет о дополнительных взносах, осуществляемых согласно ч.4 ст. 144 ГКУ.

 2. Регистрация изменений в ЕГР

Сведения о размере уставного капитала и доле каждого участника отражаются в Едином государственном реестре ( п.п.15 п.2 ст.9 Закона 755). А потому увеличение уставного капитала обязательно нужно зарегистрировать. Для этого госрегистратору следует подать такие документы (п.4ст.17 Закона № 755):

1) заявление о госрегистрации изменений в ведомости о юридическом лице, которые содержатся в ЕГР;

2) экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения о внесении изменений в учредительные документы;

3) документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения (извлечение из торгового, банковского, судового реестра и т. д.) — в случае изменений, связанных с вхождением в состав учредителей (участников) иностранного юридического лица;

4) документ об уплате административного сбора;

5) учредительный документ в новой редакции.

Вместе с этими документами подается экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия), удостоверяющая полномочия представителя, подающего документы, кроме случаев, когда ведомости о его полномочиях уже содержатся в ЕГР (п.19 ст.17 Закона №755). Подать эти документы следует в течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений в учредительные документы (ч.2 ст.7 Закона о хозобществах). Регистратор (при отсутствии оснований для остановки рассмотрения документов и отказа в госрегистрации) в течение 24 часов вносит изменения в ЕГР, а также формирует и обнародует на портале электронных сервисов выписку, результаты предоставления административных услуг в сфере госрегистрации и уставные документы юридического лица ( п.п.1 п.1 ст.26, пп.8,9 ст.25 Закона №755). Решение об увеличении уставного капитала вступает в силу со дня внесения изменений в государственный реестр. Об этом в один голос твердят  ч.3 ст.87 ХКУ и ч.2 ст.16 Закона о хозобществах.

3. Фактическое осуществление взноса.

Взносы в уставный капитал (как первичные, так и дополнительные) могут осуществляться денежными средствами, ценными бумагами, имуществом, а также имущественными правами. Финансовое состояние инвестора — физического лица подтверждать необязательно. Ведь ответственности за неподтверждение нет. Порядок увеличения уставного капитала хозяйственные общества (кроме АО) устанавливают самостоятельно и закрепляют соответствующие положения в уставе (учредительном договоре). Основным отличием между первичным и дополнительным взносом является то, что сроков внесения для допвзносов законодательство не устанавливает — их определяют в учредительных документах.

Купили недвижимость. Сразу возникают вопросы:

- что с землей под ней;

- как переходят права на землю;

- кто и что должен за нее платить;

- что платить.

Давайте вместе рассмотрим земельные вопросы.

Основания и правовые последствия перехода прав на земельный участок в случае получения права собственности на жилой дом, здание или сооружение установлены прежде всего в статье 120 ЗКУ.

Нормы этой статьи «перекликаются» с положениями ст. 377 ГКУ. Из них видно, что к лицу, получившему право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит и право собственности (или право пользования) на земельный участок, на котором они размещены. Причем без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя).

Владельцы земельных участков согласно п.п. 14.1.34 НКУ — это юр- и физлица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украинеinfo 4.

Но с другой стороны, согласно ст. 125 ЗКУ право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Госрегистрации согласно ст. 4 Закона № 1952info 4 подлежат право собственности, право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка.

То есть пока права на землю не зарегистрированы (хотя и перешли от предыдущего собственника), они вроде бы как и есть, но в то же время юридически их еще нет . Об этом прямо говорит ч. 2 ст. 3 Закона № 1952.

Логично возникает вопрос: а если права на землю вообще не будут оформлены должным образом? ГФСУ напоминает (категория 112.01 ЗІР), что использование земельного участка без оформления соответствующих прав — это нарушение. При этом, справедливости ради, отметим, что штрафовать за это налоговики не вправе.

Ответственность за это предусмотрена, в частности, ст. 144 ЗКУ. При выявлении нарушений на виновника составляют протокол и устанавливают 30-дневный срок для устранения нарушений.

Уполномочены на такие действия государственный инспектор сельского хозяйства или государственный инспектор по охране окружающей среды.

А если на протяжении этого срока нарушитель так и не исправится? Это может повлечь:

1. Наложение на такое лицо административного взыскания;

2. Повторную выдачу инспектором указания о прекращении правонарушения или устранении его последствий в 30-дневный срок.

Если и этого окажется недостаточно, материалы передадут в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления для прекращения права пользования земельным участком. О праве собственности в данном случае речи не идет. Потому, чтобы не ходить «по лезвию бритвы», следует обеспечивать надлежащую регистрацию прав на земельные участки — в том числе и в случае приобретения недвижимости.

Использование земли в Украине является платным. Это правило закреплено в ст. 206 ЗКУ и является самым популярным в разъяснениях налоговиков.

В безымянном разд. ХІІІ НКУ речь идет о двух составляющих платы за землю: земельном налоге и арендной плате за земли госкомсобственности (также см. п.п. 14.1.147 НКУ).

Платить придется один из двух названных платежей. При этом земельный налог уплачивают за земельные участки и земельные доли (паи) ( п. 270.1 НКУ). Делать это должен (п. 269.1 НКУ) собственник или землепользователь. А значит, обязанность по уплате налога может возникнуть не только на основании права собственности, но и на основании права постоянного пользования землей.

В свою очередь, арендную плату за землю в понимании НКУ уплачивают за земли, которые находятся в государственной и/или коммунальной собственности и сдаются при этом в аренду. Делает это арендатор (п. 288.2 НКУ).

В общем случае платеж (закреплен в п. 287.1 НКУ) — со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. При этом напомним, что такие права возникают с момента их государственной регистрации.

В случае перехода прав на недвижимость такой порядок подтверждает и п. 287.6 НКУ. Он гласит, что «при переходе права собственности на здание, сооружение (их части) налог за земельные участки, на которых они расположены, с учетом придомовой территории уплачивают с даты госрегистрации права собственности на такой земельный участок».

Учтите: до 01.01.2015 г. этим же пунктом было установлено принципиально другое правило, указывающее на уплату налога с даты госрегистрации права собственности на недвижимость.

При этом, в целом, налоговики такой подход подтверждают (см., в частности, письмо ГФСУ от 30.09.2015 г. № 20745/6/99-99-15-03-02-15, консультацию в категории 112.01 ЗІР). Вместе с тем, если столкнетесь с подобной ситуацией, рекомендуем запросить индивидуальную налоговую консультацию. Дело в том, что в письмах налоговики, как правило, уходят от прямого ответа, в то время как на практике встречались индивидуальные налоговые консультации с прямым выводом о том, что до регистрации прав на землю налог уплачивать не нужно.

Для физлиц, не оформивших право собственности или пользования землей, однако получивших это право в соответствии с решением органов исполнительной власти / органов местного самоуправления, у налоговиков свой «рецепт». Такие «счастливчики», по мнению ГФСУ, должны уплачивать земельный налог согласно данным государственного земельного кадастра на общих основаниях . Другое дело, что в такой кадастр данные о новом собственнике/пользователе попадают из госреестра вещных прав.

То же касается приобретения физлицами земельных участков по гражданско-правовым договорам.

Нестандартный случай — уплата земельного налога за площадь под нежилым помещением (его частью) в многоквартирном жилом доме с учетом пропорциональной доли придомовой территории. Собственник в таком случае согласно п. 287.8 НКУ обязан уплачивать налог с даты госрегистрации права собственности на недвижимость. Причем касается это не только физ-, но и юрлиц.

Согласно п. 286.6 НКУ за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юр- или физлиц, налог начисляется каждому из них. Причем распределяется он пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании. И с учетом придомовой территории.

Земля госкомсобственности при переходе прав на недвижимость

Начнем с того, что за земли государственной или коммунальной собственности лицо может уплачивать:

— земельный налог — если оформлено право постоянного пользования земельным участком. Соответственно, лицо в таком случае является землепользователем;

— арендную плату — если заключен договор аренды земельного участка. В такой ситуации лицо выступает арендатором по такому договору. Арендная плата за земельные участки госкомсобственности — это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (п.п. 14.1.136 НКУ).

Давайте же разберемся, что и кому придется платить в случае покупки недвижимости, расположенной на землях госкомсобственности.

Начнем со случая, если физлицо выкупает арендованный им земельный участок госкомсобственности на основании договора купли-продажи. Именно сам участок, а не расположенную на нем недвижимость! Такое лицо становится плательщиком земельного налога с даты госрегистрации права собственности на земельный участок.

До даты госрегистрации права собственности на земельный участок уплачивают арендную плату согласно договору аренды земли.

Но это самый простой случай. Ведь как не крути, а бюджет без денег не останется. Другая «точка опоры» — это случай, если субъект хозяйствования продолжает пользоваться земельным участком после окончания срока действия договора аренды и не получил письменного возражения от арендодателя относительно использования земельного участка. В таком случае до возобновления действия договора аренды плательщик должен уплачивать арендную плату согласно условиям предыдущего договора аренды земли, — считает ГФСУ (категория 112.01 ЗІР).

То есть в этом случае во главе угла — фактическое использование земли и… наполнение бюджета .

Вместе с тем для общих ситуаций налоговики признают, что уплачивать арендную плату за земельные участки госкомсобственности арендатор обязан со дня возникновения права пользования земельным участком (т. е. со дня регистрации такого права). Казалось бы, об уплате арендной платы не придется говорить до тех пор, пока такая регистрация не будет совершена.

Однако больше понять ситуацию вам поможет правовой статус арендованной земли, на которой расположена недвижимость, подлежащая продаже. К лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, переходит право аренды на этот земельный участок. Такая норма закреплена ч. 3 ст. 7 Закона № 161info 4. При этом договором, предусматривающим приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой объект.

Подтверждает это также ч. 1 ст. 31 Закона № 161, усматривающая в факте такого приобретения основание для прекращения договора аренды предыдущим собственником недвижимости.

То есть продавец недвижимости — уже не арендатор земли, а значит, и уплачивать арендную плату он больше за нее не обязан. Другой вопрос: когда это должен делать покупатель недвижимости? С одной стороны, он получил право аренды земельного участка госкомсобственности. В то же время, с другой стороны, от обязанности заключить договор аренды с арендодателем никто не освобождал. Именно на нем основана аренда земли (согласно ст. 1 Закона № 161). И именно на его основании земельный участок переходит во владение и пользование арендатора (согласно ст. 13 этого Закона). Потому дабы не нарываться на неприятности, новому арендатору имеет смысл побыстрее заключить такой договор. А значит, и приступить к уплате арендной платы по нему.

А если имеем дело не с арендой, а с правом постоянного пользования госкомземли? Согласно п. «е» ст. 141 ЗКУ основанием для прекращения права пользования земельным участком является, в частности, приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке. При этом в случае прекращения права постоянного пользования земельным участком госкомсобственности юрлицо уплачивает земельный налог за фактический период пребывания земли в пользовании в текущем году, т. е. до даты прекращения права постоянного пользования земельным участком.

Но это что касается продавца. А вот покупатель, по нашему мнению, должен начать уплачивать земельный налог за такой участок только после госрегистрации соответствующих прав на него (с учетом описанных выше особенностей).

КОНСУЛЬТАЦИИ

Уставный фонд

НДС

Экспортно-импортные операции

Финансовая отчетность

Налог на прибыль

Дивиденды

Кассовые операции

Травмы на производстве

Командировки

Бухучет договорных обязательств

Автомобиль на предприятии

Заработная плата

Земля и недвижимость

Кадровые вопросы

Бухучет праздничных мероприятий

Интернет-магазин

Ломбардные услуги

Финансовая помощь

Лизинговые операции

Сельское хозяйство

Частный предприниматель

Специфические вопросы

banner1

Межбанк USD/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк EUR/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Межбанк RUB/UAN

Загружаем межбанк от minfin.com.ua

Курс в Киеве

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

Курс в Украине

Загружаем курсы валют от minfin.com.ua

 

Информация для гостей сайта

Уважаемые гости и пользователи нашего сайта!
Все публикации размещенные на сайте носят информационно-справочный характер и не являются официальными. Буду очень благодарна, если свои отзывы, замечания и пожелания, а также информацию о замеченых ошибках и неточностях Вы укажете в комментариях. Возможность оставить свой комментарий имеется в конце каждого опубликованного материала.
Задавать вопросы и обсуждать интересующие Вас темы предлагаю на форуме - они будут доступны широкому кругу читателей.
Всегда буду рада прийти Вам на помощь!