Рассмотрим, что делать, если НН/РК заблокировали, как добиться восстановления регистрации НН/РК, какие документы подавать, в какой форме и в какие сроки.
Сразу отметим, что «механизм» разблокировки налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК) не очень отличается от того, который существовал в прошлом году. Однако все же новации есть.
Сигналом о приостановлении регистрации НН/РК служит направленная плательщику соответствующая квитанция. В ней обязательно должен быть указан критерий, на основании которого заблокирована НН/РК, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому отвечает плательщик (п. 13 Порядка № 117).
Квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки направляют одно временно и поставщику, и покупателю (п. 17 Порядка № 1246)).
Документы для разблокировки. Если регистрация НН/РК приостановлена, для «разблокировки» плательщику, который составил и подал на регистрацию НН/РК, нужно подать письменные пояснения и копии документов, необходимые для принятия контролирующим органом решения о регистрации НН/РК.
Налоговики говорят о том, что для разблокировки «уменьшающих» РК пояснения и копии документов должен подавать поставщик (а не покупатель).
Письменные пояснения и копии документов подаются исключительно в электронной форме (п. 16 Порядка № 117).
Письменные пояснения. Пояснения подаются в виде «Повідомлення щодо подачі документів про підтвердження реальності здійснення операцій по ПН/РК, реєстрацію якої/го зупинено» по форме J(F)1312602. В нем нужно заполнить все поля. Табличную часть уведомления заполняем в соответствии с табличной частью НН/РК.
А в строке «Пояснення» необходимо указать причины, по которым, к примеру, вид и/или количество приобретенных товаров/продукции не соответствует виду и/или количеству реализованного товара/продукции (если по этой причине остановили регистрацию НН/РК).
Если вы вместе с разблокированными документами не подавали Таблицу данных плательщика НДС, то налоговики захотят видеть и информацию о вашей хозяйственной деятельности, на основании которой можно судить о том, насколько «реальна» у вас деятельность.
В частности, о наличии помещений (собственных, арендованных); производственных мощностей (собственных, арендованных); земельных участков (собственных, арендованных); наемного персонала (собственного, по совместительству).
Для производственных предприятий налоговики в официальном их издании «Вісник». Право знати все про податки і збори», 2017, № 47, с. 24 говорили о том, что в пояснениях могут приводиться данные относительно:
— производственного процесса, в частности информация о:
а. технологии производства продукции, регистрация НН на которую была остановлена;
б. основных видах сырья, полуфабрикатах, которые используются в производстве такой продукции;
в. средних затратах на единицу готовой продукции;
г. административно-имущественном состоянии плательщика, которое дает возможность производства;
д. наличии у плательщика основных средств, трудовых, энергетических и прочих ресурсов;
— источников и сроков приобретения товаров, мест их хранения, если такое приобретение осуществлялось ранее 01.01.2017 г. или приобретение осуществлялось у неплательщиков НДС.
Следует отметить, что подача вышеприведенной информации «о хозяйственной деятельности» к разблокировочным документам Порядком № 117 не предусмотрена. В нем лишь указано, что подаются пояснения, позволяющие принять комиссии ГФС решение о регистрации НН/РК. Без конкретизации, что это за пояснения. Но подача информации, о которой просят налоговики, увеличит шансы на положительное решение о регистрации НН/РК.
Если размер поля «Пояснення» недостаточный для изложения всей информации, то пояснения могут подаваться в отдельном документе произвольной формы (J(F)1360102).
О чем в поле «Пояснення» делается соответствующая запись, например, «Пояснення викладені в окремому документі на ___ аркушах, що додається».
Копии документов. Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации НН/РК, приведен в п. 14 Порядка № 117 (ср. 025102400). Он практически такой же, как и был раньше (в 2017 году). В перечень документов входят:
— договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
— договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию для осуществления операции;
— первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
— расчетные документы и/или банковские выписки из лицевых счетов;
— документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия).
Подавать нужно только те документы, которые подтверждают реальность именно той операции, которая указана в приостановленной НН/РК.
При этом если НН приостановлена по причине несоответствия объемов приобретения товаров объемам их продажи, то подавать придется документы, которые подтверждают, как продажу, так и покупку этих товаров.
Копии документов подают в виде отдельных приложений (J(F)1360102) в формате PDF (т. е. скан копии документов). Размер каждого приложения не должен превышать 2 Мб.
Раньше пояснения и копии документов формировались отдельно по каждой приостановленной НН/РК.
Теперь же п. 15 Порядка № 117 разрешает подавать письменные объяснения и копии документов сразу к нескольким НН/РК, если:
— такие НН/РК составлены на одного получателя — плательщика НДС по одному и тому же договору;
— или в таких НН/РК отражены однотипные операции (с одинаковыми кодами товаров согласно УКТ ВЭД или кодами услуг согласно ГКПУ).
В этом случае уведомление по форме J(F)1312602 придется заполнить на все НН/РК, а вот уже в поле «Пояснення» такого уведомления можно будет сослаться на дату и номер предыдущего уведомления.
Подавать письменные пояснения и копии документов можно в течение 365 к. дн., следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в НН/РК (п. 15 Порядка № 117).
Рассмотрение документов. Решение о регистрации/не регистрации НН после подачи плательщиком письменных пояснений и копий документов принимается комиссией ГФС регионального уровня — комиссиями ГУ ГФС в областях, г. Киеве и Офисе крупных плательщиков ГФС.
Такое решение должно быть принято в течение 5 рабочих дней, следующих за днем получения пояснений/копий документов от плательщика (п. 23 Порядка № 117).
А если у плательщика НДС объем поставки, указанный в НН/РК, зарегистрированных в ЕРНН в текущем месяце, превышает 30 млн грн., решение региональной комиссии будет дополнительно направлено на рассмотрение комиссией центрального уровня, которая примет окончательное решение в отношении регистрации/не регистрации НН/РК. При этом решение комиссии регионального уровня считается предварительным.
На принятие решения комиссии центрального уровня отводится 7 рабочих дней с момента подачи плательщиком копий документов и пояснений. Если комиссия центрального уровня принимает иное решение, решение региональной комиссии отменяется.
То есть не еще плюс 7 рабочих дней к тем 5, а в общем 7 рабочих дней с момента подачи плательщиком копий документов и пояснений.
Нововведение. Теперь решения комиссий будут регистрироваться в открытом Реестре заблокированных НН/РК. Поэтому можно будет отслеживать стадию нахождения НН/РК по Реестру. При этом полноценно Реестр должен заработать по истечении 1 месяца со дня вступления в силу Порядка № 117, т. е. с 23.04.2018 г.
Рассмотрение происходит без участия плательщика.
Если принято положительное решение о регистрации НН/РК — они регистрируются в день, когда принято или вступило в силу решение об их регистрации. При этом отметим: решение вступает в силу после его регистрации в Реестре заблокированных НН/РК (п. 22 Порядка № 117).
До 23.04.2017 г. решения комиссии вступают в силу со дня их принятия (п. 25 Порядка № 117)
Для регистрации НН/РК у плательщика должно быть достаточно лимита регистрации. Также напомним, что на практике разблокированные НН/РК регистрируют датой их изначальной отправки на регистрацию.
Если в течение 5 рабочих дней комиссией регионального уровня не принято и/или не зарегистрировано в Реестре решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (по плательщикам НДС с объемом поставки в текущем месяце до 30 млн. грн.) — НН/РК регистрируются автоматически со следующего дня после истечения этого срока.
Если в течение 7 рабочих дней комиссией не принято и/или не зарегистрировано в Реестре решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (по плательщикам НДС с объемом поставки в текущем месяце более 30 млн грн. включительно) — НН/РК регистрируются автоматически со следующего дня после истечения этого срока.
Если комиссия приняла решение об отказе в регистрации. В этом случае плательщик получит квитанцию об отказе в регистрации НН/РК вместе с соответствующим решением. Решение об отказе в регистрации НН/РК можно обжаловать в административном или судебном порядке (п. 27 Порядка № 117). Порядок административного обжалования предусмотрен специальным Порядком обжалования). Рассмотрение жалоб осуществляется комиссией ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина.
На обжалование дается 10 календарных дней со дня вступления в силу решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка обжалования).
Плательщики с объемом поставки в текущем месяце более 30 млн ориентируются на решение комиссии центрального уровня.
Еще раз подчеркнем, что с 23 апреля 2018 года решение комиссии будет вступать в силу после его регистрации в реестре заблокированных НН (до этой даты — с момента принятия решения комиссией).
Если последний день срока приходится на выходной/нерабочий/праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Подать жалобу можно только в электронном виде. Для этого предусмотрена форма (J1313201). Но пока есть проблемы с принятием электронной формы жалобы . Фискалы обещают это исправить.
Реквизиты электронной формы жалобы (J1313201) в принципе соответствуют тем данным, которые согласно п. 10 Порядка обжалования должны быть указаны в жалобе. Единственное, что в электронной форме не предусмотрено поля для указания налогового адреса плательщика (чего требует Порядок обжалования).
В форме J1313201 плательщик, в частности, должен:
1) поставить отметку напротив «Скасувати рішення Комісіі ДФС та зареєструвати ПН/РК» в поле «Вимога платника податку»;
2) заполнить поле «Інформація про причини незгоди платника податку з рішенням комісії контролюючого органу».
К жалобе можно приложить дополнительные пояснения и копии документов (используя для этого приложение J(F)1360102 — размер приложения не более 2 Мб).
Переподавать заново все документы, которые изначально подавались для разблокировки НН/РК, не нужно.
Рассмотреть жалобу комиссия должна в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы. Решение по жалобе плательщику отправят электронными средствами связи (п. 15 Порядка обжалования).