В так называемых развитых капиталистических странах ложный травматизм в супермаркетах и ресторанах уже давно вошел в десятку классических путей заработка мошенников. Поэтому, в случае если человек получил травму и обвиняет в ее возникновении предприятие, находясь на территории которого он ее получил, и претендует на возмещение материального и морального ущерба, все обстоятельства получения травмы тщательно расследуются. Такую проверку производят и медики, и страховые компании, и служба безопасности компании, от которой требуют возмещения ущерба. И только в том случае, если проверка не выявила факта умышленного травматизма, компания, на территории которой произошел несчастный случай, ущерб возмещает. Часто в таких случаях речь идет о крупных суммах. А что происходит в таком случае у нас?
Не будем говорить о такой проблеме, как длительность судебных разбирательств, низкой юридической грамотности населения и неплатежеспособности субъектов предпринимательства, связанной с отсутствием денег в компаниях в связи с мировым финансовым кризисом. Определимся с тем, каковы же права и обязанности сторон конфликта в соответствии с действующим законодательством.
Проанализируем конкретную ситуацию. В торговом зале супермаркета был установлен рекламный световой щит. Человек, делая покупки, задел его. Щит упал, при этом разбилось стекло. В результате покупатель получил травму. Супермаркету нанесен ущерб в размере стоимости рекламного щита. На практике может быть и так, что пострадали обе стороны. На какую же компенсацию могут рассчитывать супермаркет и покупатель?
Права и обязанности пострадавшего покупателя
Права пострадавшего гражданина защищены, прежде всего, гражданским законодательством. Если гражданину нанесен ущерб в результате действий какой-либо другой стороны, пострадавший имеет право на его возмещение.
Обратите внимание, что компенсация как материального, так и морального ущерба обязательна только в том случае, если пострадавший сможет доказать факт нарушения его гражданских прав – в данном случае права гражданина, установленного ст. 27 Конституции Украины, о чем также сказано в статьях 270 и 283 ГКУ, – права на защиту жизни и здоровья.
Материальный ущерб в ГКУ называется еще и убытками, что, в принципе, логично – понятие «материальный» предполагает, прежде всего, возможность выразить ущерб в денежных единицах. К убыткам, возникновение которых дает право на получение компенсации, на основании ст. 22 ГКУ относятся:
• потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо понесло либо должно понести для восстановления своего нарушенного права (реальные убытки);
• доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы ее право не было нарушено (упущенная выгода).
Что пострадавший покупатель может предъявить в данном случае в претензии к супермаркету в качестве понесенного материального ущерба? Например, он имеет право потребовать компенсацию материальных расходов на восстановление здоровья (в качестве реальных убытков), а в случае, если травма вызовет продолжительную потерю трудоспособности, требовать от супермаркета выплаты пенсии, которая компенсировала бы ему утрату зарплаты (в качестве упущенной выгоды).
Поэтому в рассматриваемой ситуации покупатель должен будет привести документальные доказательства понесенного им материального ущерба:
• больничный лист с указанием причиненной ему травмы . Обращаем внимание, что больничный лист сам по себе доказывает только факт нетрудоспособности и наличия травмы. Причины возникновения травмы при выдаче больничного листа не расследуют, в нем указывают диагноз;
• документы, подтверждающие фактические расходы, возникшие из-за причиненного ущерба . К ним относятся расчетные документы об оплате лекарств, лечебных процедур, визитов к врачу, а также приобретении или ремонте поврежденной одежды и обуви, например, квитанции, чеки;
• акт расследования несчастного случая непроизводственного характера . При составлении этого документа многое зависит от того, в каких отношениях находятся пострадавший и супермаркет.
Если речь идет о работнике, который травмировался в рабочее время и даже, предположим, на его рабочем месте (ведь покупатель мог одновременно являться и работником торгового зала), этот случай будет расценен как несчастный случай на производстве. Такая травма является страховым случаем, к расследованию которого подключаются специалисты Фонда «несчастного случая». Если же травму получил не работник супермаркета, то травма не считается производственной и квалифицируется как несчастный случай непроизводственного характера. ФСС по ВУТ в письме от 09.01.2009 г. № 04-06/Г-228з-3 разъясняет, что для назначения пособия по временной нетрудоспособности обязательное наличие акта расследования несчастного случая непроизводственного характера действующим законодательством не предусмотрено.
Справка «Б&З» В пп. 13 п. 3 Порядка № 270 указано, что обязательному расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие во время нахождения граждан на объектах торговли, к которым относится супермаркет.
Письменное сообщение о несчастных случаях в течение одних суток органам, указанным в п. 6 Порядка № 270, высылают лечебно-профилактические заведения, в которые обратились или были доставлены пострадавшие в результате несчастных случаев. Несчастные случаи расследуются с целью определения их обстоятельств и причин. На основании результатов расследования разрабатываются мероприятия по предотвращению подобных случаев, а также относительно решения вопросов социальной защиты пострадавших.
В процессе расследования берутся во внимание листок нетрудоспособности или справка лечебно-профилактического заведения, а также объяснение пострадавшего и свидетельства очевидцев, а в случае необходимости – руководителя органа (организации), на территории или объекте которого произошел несчастный случай.
Комиссия формируется районной госадминистрацией (исполнительным органом городского, районного в городе совета) не менее чем из трех лиц.
К работе комиссии по расследованию несчастного случая могут привлекаться представители:
– райгосадминистрации (исполнительного органа городского, районного в городе совета);
– Фонда соцстрахования;
– организации, где работает или учится пострадавшее лицо;
– организации, на территории или объекте которой произошел несчастный случай;
– органа здравоохранения, образования;
– органа защиты прав потребителей;
– страховой компании (если потерпевший был застрахован).
Организация, ответственная за безопасную жизнедеятельность населения на территории или объекте, где произошел несчастный случай, осуществляет предложенные комиссией, проводившей расследование, мероприятия по устранению причин подобных случаев, о которых руководитель организации в письменной форме уведомляет районную госадминистрацию (исполнительный орган городского, районного в городе совета) в срок, указанный в акте (п. 14 Порядка № 270) Так, в рассматриваемом случае, если в результате расследования комиссия установит, что падение рекламного щита произошло по причине плохого закрепления конструкции, то в качестве причин несчастного случая будет указан код 113 «Неудовлетворительное техническое состояние сооружений, зданий, конструкций». Если же комиссия установит, что рекламный щит упал по вине пострадавшего покупателя, то причиной несчастного случая будет указан код 170 «Личная неосторожность» (приложение 5 к Порядку № 270).
Моральный ущерб – понятие более тонкое. С одной стороны, ущерб нанесен гражданину в том, что деньгами измерять трудно. С другой стороны ч. 3 ст. 23 ГКУ установлено, что моральный ущерб возмещается деньгами, имуществом или другим способом. Размер денежного возмещения морального ущерба определяется судом и зависит от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий потерпевшего, ухудшения способностей потерпевшего или лишения его возможности их реализации, степени вины виновного лица, и с учетом прочих обстоятельств. В соответствии с разъяснением Высшего хозяйственного суда Украины, предоставленным в п. 41 информационного письма от 07.04.2008 г. № 01-8/211, наличие права гражданина на возмещение морального ущерба вообще не означает, что такое возмещение допускается при любом случае нарушения гражданских прав. Моральный ущерб подлежит возмещению только в случаях, прямо установленных законом. Однако в рассматриваемом случае покупатель имеет право на возмещение морального ущерба в судебном порядке, поскольку такие случаи возникновения морального ущерба предусмотрены ст. 23 ГКУ.
Моральный ущерб возмещается независимо от возмещения материального ущерба и не связан с размером такого возмещения. Также моральный ущерб может возмещаться как одноразовой выплатой, так и ежемесячными выплатами по согласованию сторон или если такой порядок выплат определен законом. В соответствии со ст. 268 ГКУ сроки исковой давности не распространяются на случаи требования возмещения ущерба, причиненного в виде травмы или прочим повреждением здоровья либо смертью.
Права и обязанности супермаркета
Супермаркет имеет право защищаться и требовать при расследовании несчастного случая точного установления его причин. Следовательно, права и обязанности организации, на территории которой произошел несчастный случай, прямо зависят от заключения комиссии, указанного в акте расследования несчастного случая непроизводственного характера.
В рассматриваемом случае возможны две ситуации:
• щит упал потому, что был недостаточно хорошо закреплен;
• щит упал по вине задевшего его покупателя.
В первой ситуации ответственность за несчастный случай несет супермаркет. Часть ответственности супермаркет может переложить на исполнителей, которые устанавливали рекламный щит: своих работников, сторонних физических или юридических лиц, выполнивших работы по его установке. Если щит установлен работниками супермаркета, то они несут материальную ответственность, установленную статьями 132 – 134 КЗоТ. Причем, если вина работников будет установлена, на них будет возложен ущерб и в стоимости ремонта рекламного щита, и в стоимости компенсации, уплаченной супермаркетом пострадавшему покупателю.
Во второй ситуации супермаркет ответственности не несет, компенсацию пострадавшему не выплачивает, более того, имеет право требовать от него компенсации за поврежденное имущество – рекламный щит. Поскольку в такой ситуации супермаркет является пострадавшей стороной, то к обязанностям гражданина, который нанес супермаркету своими действиями материальный ущерб, относится возмещение ущерба в полном объеме.
О моральном ущербе, разумеется, речь идти не будет, так как он компенсируется только физическим лицам. Положениями ст. 1192 ГКУ допускается два способа возмещения материального ущерба: в натуре (т. е. в возможности передачи вещи того же рода и такого же качества, ремонта поврежденной вещи) или в денежном выражении. Какой из способов будет применен, устанавливает суд по выбору потерпевшей стороны. Размер убытков, подлежащих возмещению пострадавшей стороне, определяется исходя из реальной стоимости поврежденного имущества на момент рассмотрения дела или выполнения работ по восстановлению поврежденной вещи.
Бухгалтерский и налоговый учет
Рассмотрим, как обе ситуации отразятся в учете супермаркета, на практических примерах.
Пример 1.
В акте расследования несчастного случая указано, что он произошел по вине супермаркета, с указанием кода причины 113 «Неудовлетворительное техническое состояние сооружений, зданий, конструкций».
Потерпевший обратился в суд, который присудил супермаркету возмещение прямого материального ущерба пострадавшему гражданину в сумме 5000 грн. и морального ущерба в сумме 3000 грн.
Работы по изготовлению рекламного щита и закреплению конструкции производились ЧП «Рассвет», которому супермаркет выставил претензию на возмещение расходов по ремонту и расходов, понесенных в связи с компенсацией ущерба потерпевшему. ЧП «Рассвет» произвело бесплатный ремонт рекламного щита и возместило супермаркету понесенные расходы. Возмещение ущерба, выплаченного пострадавшему покупателю, не включается в состав валовых расходов супермаркета на основании пп. 5.3.5 Закона о прибыли.
При этом согласно пп. 4.2.3 Закона о прибыли не включаются в валовой доход суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные налогоплательщиком (супермаркетом) по решению суда или в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством как компенсация прямых расходов или убытков, понесенных им в результате нарушения его прав и интересов, охраняемых законом.
Согласно абз. «а» пп. 4.2.10 Закона № 889 доход, фактически полученный налогоплательщиком как возмещение материального или неимущественного (морального) ущерба, включается в налогооблагаемый доход и облагается по ставке 15 %, кроме сумм, направляемых на возмещение прямых убытков, понесенных налогоплательщиком в результате причинения ему материального ущерба (см. Таблица 1 )
Таблица1
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет, грн. |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
ВД |
ВР |
1 |
Начислена сумма возмещения морального и материального ущерба, установленная судом |
948 |
685 |
8000,00 |
– |
– |
2 |
Удержан НДФЛ с суммы возмещения морального ущерба (3000 x 15 %) |
685 |
641 |
450,00 |
– |
– |
3 |
Уплачен НДФЛ в бюджет |
641 |
311 |
450,00 |
– |
– |
4 |
Выплачена сумма компенсации пострадавшему (8000 – 450) |
685 |
301 |
7550,00 |
– |
– |
5 |
Выставлена претензия ЧП «Рассвет» |
374 |
715 |
8000,00 |
– |
– |
6 |
Получены денежные средства по претензии от ЧП «Рассвет» |
311 |
374 |
8000,00 |
– |
– |
Пример 2.
В акте расследования несчастного случая указано, что он произошел по вине пострадавшего покупателя, с указаниемкода причины 170 «Личная неосторожность»
Стороны не обращались в суд, а договорились о том, что покупатель возместит супермаркету стоимость работ по ремонту рекламного щита в сумме 2000 грн.
Работы по ремонту рекламного щита производились сторонней организацией – неплательщиком НДС (см. таблицу 2).
Таблица 2
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет, грн. |
Дт |
Кт |
Сумма, грн. |
ВД |
ВР |
1 |
Отражена сумма убытков, нанесенных предприятию виновным лицом, признанная сторонами в порядке досудебного урегулирования |
375 |
716 |
2000,00 |
– |
– |
2 |
Получено возмещение от виновного лица (покупателя) наличными в кассу |
301 |
375 |
2000,00 |
– |
– |
3 |
Выполнены работы по ремонту рекламного щита сторонней организацией – неплательщиком НДС |
93 |
631 |
2000,00 |
– |
– |
4 |
Оплачены работы по ремонту рекламного щита |
631 |
311 |
2000,00 |
– |
– |