Предприятие покупает автотранспорт, чтобы перевозить пассажиров/грузы для собственных нужд или оказывать транспортные услуги. Бывает, что от автомобиля нас "избавляют" разные обстоятельства (например, авария). Рассмотрим различные варианты его выбытия из учета предприятия и связанным с ними вопросами налогового и бухгалтерского учета.
Есть три таких способа:
- продажа за денежные средства;
- ликвидация по собственной инициативе и в силу объективных причин (та же кража);
- взнос в уставный фонд другого предприятия.
В каждом случае мы уделим внимание трем основным аспектам: документальному оформлению, налоговому и бухгалтерскому учету, причем именно в такой последовательности.
Марка |
Автомобиль "Лада-2107" |
Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете |
30 тыс.грн. |
Остаточная стоимость в бухгалтерском учете |
20 тыс.грн. |
Износ в бухгалтерском учете |
10 тыс.грн. |
Балансовая стоимость группы 2 в налоговом учете |
50 тыс.грн. (автомобиль не является последним объектом в группе) |
Продажа автомобиля
При передаче основных средств по договорам купли-продажи (т.е. за плату) составляют три экземпляра Акта приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № 03-1), утвержденного приказом Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. № 352. Первые два предприятие-продавец оставляет у себя, а третий вместе с инвентарной карточкой передают лицу, принимающему автомобиль со стороны покупателя. Естественно, проданное авто нужно перерегистрировать в ГАИ (п.35 Правил Госрегистрации).
В налоговом учете продажу автомобиля отражают по правилам пп.8.4.4 Закона о прибыли: балансовую стоимость группы 2 уменьшают на продажную стоимость авто. Если же она равна или больше балансовой стоимости группы 2, последнюю приравнивают к нулю, а сумму превышения включают в валовой доход в периоде продажи. Кстати, если после продажи авто группа 2 оказывается "пустой", ее балансовую стоимость относят к валовым расходам в следующем после продажи отчетном периоде.
Нужно помнить и об особенностях начисления НДС: если авто продано связанному лицу или субъекту предпринимательства - неплательщику НДС, передано по бартеру или безвозмездно, налог начисляют исходя из обычной цены.
Нужно ли применять обычную цену при исчислении налога на прибыль, допустим, при продаже авто по бартеру или связанным лицам? Возможны несколько подходов. Первый: - при продаже уменьшить балансовую стоимость группы 2 на обычную цену, а если остается разница - включить ее в валовой доход. Второй: - уменьшить стоимость группы 2 на фактическую стоимость продажи, а если последняя оказывается больше первой - увеличить валовой доход на разницу между обычной ценой и балансовой стоимостью группы 2. И, наконец, третья позиция, наиболее близкая нам: обычная цена при продаже автомобиля не влияет ни на величину валового дохода, ни на размер уменьшения балансовой стоимости группы 2. Аргументы следующие. В пп.8.4.4 Закона о прибыли вообще не вспоминают о доходах от продажи. Балансовую стоимость группы 2 уменьшают на стоимость продажи и все - никакого намека на обычную цену. Если же стоимость продажи перевесит стоимость группы, то в валовой доход войдет опять-таки разница между ними. Как видим, для обычной цены тут места нет, хотя очень может быть, такой вывод нужно будет отстаивать перед проверяющими.
В бухучете при продаже автомобиля показывают доход, одновременно списывают в расходы его остаточную стоимость, "обратной" проводкой "закрывают" начисленную амортизацию.
Рассмотрим это на примере:
Стоимость продажи равна 12500 грн., кроме того, НДС - 2500 грн. По "общим" условиям балансовая стоимость группы 2-50 тыс.грн., т.е. больше стоимости продажи авто, и такое авто не является последним объектом в группе, (см. таблицу 1).
Таблица 1
№ п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция счетов
|
Сумма, тыс. грн.
|
Налоговый учет, тыс. грн.
|
Дт
|
Кт
|
ВД
|
ВР
|
Изменение балансовой стоимости группы 2
|
1
|
Отражен доход от продажи автомобиля
|
377
|
742
|
15000
|
-
|
-
|
-12500
|
2
|
Начислены налоговые обязательства по НДС
|
742
|
641
|
2500
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Списана остаточная стоимость автомобиля
|
972
|
105
|
20000
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Списан износ автомобиля
|
131
|
105
|
10000
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Отражен финансовый результат
|
742
|
791
|
12500
|
-
|
-
|
|
791
|
972
|
20000
|
6
|
Поступила оплата за автомобиль
|
311
|
377
|
15000
|
-
|
-
|
-
|
Ликвидация автомобиля
Рано или поздно, но кому-то приходится ее проводить. Причины самые разнообразные, начиная от самостоятельного решения предприятия (например, уже невыгодно эксплуатировать старенький автомобильчик, к которому даже запчасти не выпускают) и заканчивая непредвиденными обстоятельствами (кража, авария и т.п.).
Именно от наличия таких объективных причин, а также от соответствующего документального оформления во многом зависит налогообложение. А все упирается в п.4.9 Закона о НДС: проводите ликвидацию по собственной воле (без объективных причин и документов, подтверждающих уничтожение и разборку) - будьте добры обложить ее НДС по обычным ценам. Выход из столь затруднительного положения один: надлежащее документальное оформление.
Обязательно составьте Акт на списание автотранспортных средств (форма № 03-4). Кроме того, позаботьтесь о заключении экспертной комиссии о невозможности дальнейшего использования автомобиля. Причины для его вынесения "подсказала" ГНАУ в письме о НДС. Среди них - несоответствие существующим техническим или эксплуатационным нормам, невозможность осуществления ремонта в связи с отсутствием запасных частей, которые уже не производятся, экономическое обоснование нецелесообразности проведения такого ремонта. В принципе, создать экспертную комиссию вполне по силам самому предприятию. Хотя лучше, если такое заключение выдаст независимый эксперт. И тут следует постараться, ведь результат того стоит: есть документы - нет налоговых обязательств по НДС!
Заканчивая рассмотрение вопроса об особенностях документального оформления, отметим: ликвидацию автомобиля, как и прочие виды выбытия, надо регистрировать в ГАИ (п.п.41 - 47 Правил госрегистрации).
Теперь о налогообложении прибыли. Тут все регулируют подпункты 8.4.6 и 8.4.8 Закона о прибыли, суть которых сводится к следующему: при выведении из эксплуатации автомобиля, (как по собственному желанию, так и по объективным причинам) балансовую стоимость группы 2 не изменяют. Кстати, это дает все основания не трогать и налоговый кредит по НДС, хотя ГНАУ в письме о НДС предлагает "снимать" его сумму, приходящуюся на недоамортизированную часть балансовой стоимости объекта. Однако, на наш взгляд, налоговый кредит по НДС вполне оправдан, ведь балансовая стоимость группы остается прежней.
Если в дальнейшем после такой ликвидации на предприятие поступит какая-либо компенсация (от страховой компании или виновных лиц), нужно уменьшить на ее сумму балансовую стоимость группы 2 (пп.8.4.9 Закона о прибыли) и сразу - размер налогового кредита по НДС.
И последнее. Если в результате ликвидации авто предприятие получает матценности (запчасти), в момент оприходования на баланс их стоимость не включают ни в валовой доход, ни в валовые расходы. Валовой доход показывают только при их продаже, передаче в утиль, прочем списании с баланса, предусматривающем получение доходов. Естественно, их стоимость не корректируют при расчете прироста (убыли) по п.5.9 Закона о прибыли.
В бухгалтерском учете ликвидация по любому сценарию приводит к списанию балансовой (остаточной) стоимости в расходы и "закрытию" амортизации. Если в результате получают матценности, пригодные для дальнейшего использования, их приходуют на баланс по справедливой стоимости (цене возможной реализации), одновременно показывая доход.
Рассмотрим еще один пример.
Ликвидировав и разобрав автомобиль, предприятие получило запчасти, стоимость которых по результатам оценки - 1000 грн. В дальнейшем их продали за 750 грн., кроме того, НДС - 150 грн. (см. таблицу 2).
Таблица 2
№ п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция счетов
|
Сумма,тыс. грн.
|
Налоговый учет,тыс. грн.
|
Дт
|
Кт
|
ВД
|
ВР
|
Изменение балансовой стоимости группы 2
|
1
|
Списана остаточная стоимость автомобиля
|
972
|
105
|
20000
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Списан износ автомобиля
|
131
|
105
|
10000
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Отражен финансовый результат
|
791
|
972
|
20000
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Оприходованы запчасти, полученные от ликвидации авто
|
207
|
746
|
1000
|
-
|
-
|
-
|
5
|
Реализованы запчасти
|
377
|
712
|
900
|
750
|
_
|
-
|
6
|
Начислены налоговые обязательства по НДС
|
712
|
641
|
150
|
-
|
-
|
-
|
7
|
Списана стоимость запчастей
|
943
|
207
|
1000
|
-
|
-
|
-
|
8
|
Отражен финансовый результат
|
712
|
791
|
750
|
-
|
-
|
-
|
791
|
943
|
1000
|
-
|
-
|
-
|
Взнос автомобиля в уставный фонд
Документальное оформление тут такое же, как и при продаже автомобиля: составляют Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма №03-1), передают новому собственнику инвентарную карточку на автомобиль, проходят перерегистрацию в ГАИ.
При этом учет налога на прибыль совмещает в себе продажу основного средства и приобретение корпоративного права (пп.8.4.11 Закона о прибыли). Поэтому необходимо выполнять требования пп.8.4.4 и п.7.6 Закона о прибыли, а именно:
- в момент передачи авто новому собственнику (эмитенту) передающая сторона (инвестор) уменьшает балансовую стоимость группы 2 на оценочную стоимость авто, зафиксированную в учредительных документах предприятия. Если та равна балансовой стоимости группы 2 или превышает ее, последнюю приравнивают к нулю, а сумму превышения включают в валовой доход;
- одновременно в отдельном учете операций с корпоративными правами инвестор показывает расходы на приобретение корпоративных прав (в размере стоимости взноса в уставный фонд). Их не включают в валовые, а учитывают отдельно в уменьшение доходов от подобных операций.
Что касается НДС, то передача основных фондов (в т.ч. и автомобиля) в уставный фонд юрлица им не облагается (пп.3.2.8 Закона о НДС). Следовательно, необходимо сторнировать часть входящего НДС, приходящегося на недоамортизированную стоимость автомобиля, и включить его в стоимость автомобиля (фактически же - в стоимость группы 2) (пп.7.4.2 Закона о НДС).
В бухучете такой взнос отражают как финансовую инвестицию по правилам П(С)БУ 12. В п.4 П(С)БУ 12 сказано, что финансовую инвестицию изначально оценивают по себестоимости, которая состоит из цены приобретения и прочих расходов, связанных с таким приобретением. Ценой приобретения в нашем случае является стоимость взноса, зафиксированная в учредительных документах. Таким образом, у предприятия могут возникнуть доходы (если оценочная стоимость взноса больше остаточной стоимости автомобиля) или расходы (если наоборот).
Проиллюстрируем сказанное числовым примером (см. таблицу 3), добавив к прежним условиям следующие:
-оценочная стоимость взноса в уставный фонд, зафиксированная в учредительных документах, - 40000 грн.;
- величина налогового кредита по НДС, подлежащего сторнированию, - 4000 грн.
Таблица 3
№ п/п
|
Содержание хозяйственной операции
|
Корреспонденция счетов
|
Сумма, тыс. грн.
|
Налоговый учет,тыс. грн.
|
Учет результатов от операций с корпоративными правами
|
Дт
|
Кт
|
ВД
|
ВР
|
Изменение балансовой стоимости группы 2
|
доходы
|
расходы
|
1
|
Списан налоговый кредит по НДС, приходящийся на недоамортизированную часть (методом "сторно")
|
641
|
105
|
4000
|
-
|
-
|
+4000
|
-
|
-
|
2
|
Отражен взнос авто в уставный фонд (по остаточной стоимости)
|
14
|
105
|
24000
|
-
|
-
|
-4000
|
-
|
40000
|
3
|
Отражен доход от фининвестиции (разница между оценочной и остаточной стоимостью авто)
|
14
|
746
|
16000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
Списан износ автомобиля
|
131
|
105
|
10000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|