И так начнем.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Процитированное определение желательно выучить наизусть. Потом оно очень пригодится при сдаче экзаменов в институте, на аттестат аудитора, профессионального бухгалтера или для успешного прохождения тестирования при приеме на работу. Это определение часто спрашивают.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
Не касаясь пока особенностей бухгалтерского учета как системы, остановимся на записи операций (т.е.событий, фактов хозяйственной деятельности)для целей обобщения информации. В этом аспекте бухгалтерский учет–специальный язык. Чтобы научиться говорить на этом языке, нужно сначала выучить слова и простейшие предложения.
Словами бухгалтерского языка являются счета. Проводки – его предложения. Грамматика очень простая. Предложение (проводка) всегда состоит из двух слов: счета и суммы (денежного выражения) в гривнах. Это и называется – двойная запись.
Сложнее понять, из каких слов можно сложить осмысленное предложение, а из каких нельзя. С изучения слов и некоторых предложений мы и начнем.
Счета бухгалтерского учета
Действующая организация имеет в собственности имущество (вещи, в т.ч.деньги, ценные бумаги и т.д.), а также имущественные права. Кроме имущества, предприятие имеет долги (обязательства) перед персоналом, поставщиками, государством и т.п. Для целей учета все многообразие вещей, прав и обязательств разделено на группы однородных объектов. Каждой такой группе присвоен специальный код (обозначение), который называется счетом бухгалтерского учета. Счет включает цифровое обозначение и название. В теории бухгалтерского учета дается следующее определение: счет–это способ группировки и текущего отражения и контроля за состоянием и движением хозяйственных средств и источников их формирования, а также хозяйственных процессов и результатов хозяйственной деятельности.
Существует две основные группы счетов–это счета учета имущества (10, 11, 12, 20, 21, 28 и др.) и счета расчетов (36, 63, 68 и др.). Кроме них существуют регулирующие, калькуляционные, сопоставляющие счета. Они предназначены для выполнения определенных функций, в совокупности обеспечивающих достижение целей учета.
Для учета имущества, не принадлежащего организации, а также справочного учета переданного в пользование другим организациям собственного имущества, выданных и полученных гарантий и т.д. применяются забалансовые счета. При отражении операций по забалансовым счеам правило двойной записи не применяется. Поэтому проводки по забалансовым счетам имеют следующий вид:
(условный пример):
Дебет 001 – 15000,00грн. - получено в аренду имущество, оцененное в 15000,00грн., Кредит 001 – 15000,00грн. –возвращено имущество арендатору.
Кодировка и названия счетов определены в плане счетов (План счетов бухгалтерського учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). Этот план счетов обязаны применять все организации за исключением кредитных (например, банки) и бюджетных организаций, которые ведут учет с помощью других счетов.
Счета, соответствующие наиболее общей, укрупненной классификации однородных объектов учетаназываются синтетическими. Учет, осуществляемый на синтетических счетах (синтетический учет) ведется только в денежном выражении.
Детальный учет внутренних общин групп однородных объектов называется аналитическим учетом. Аналитические счета открывают в дополнение к синтетическим для сбора, накопления и получения информации по каждому виду активов и обязательств организации.
Очевидно, что остатки и обороты синтетического счета всегда должны бать равны сумме остатков (оборотов) всех своих (открытых внутри этого счета) аналитических счетов.
Первая ступень (уровень) аналитического учета – введение субсчетов, промежуточного звена между синтетическими и аналитическими счетами.
Например, согласно Инструкции по плану счетов, по счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" необходимо учитывать обособленно задолженность поставщику за поставленные ТМЦ, суммы выданных авансов и суммы задолженности, обеспеченной выданными поставщику собственными векселями. В соответствии с этими требованиями, внутри синтетического счета 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открываются соответствующие субсчета (63.1, 63.2 и т.д.).
Аналитический учет может вестись и без открытия субсчетов.
Например, аналитический учет по счету 10 "Основные средства" ведется по каждому объекту основних средств, аналитический учет по счету 66 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику. В этом случае каждый объект основных средств или каждый работник является отдельным объектом аналитического учета (счетом).
Учет на аналитических счетах может (а в отдельных случаях - должен) вестись не только в денежном выражении, но и в натуральних показателях. Например, учет топлива на субсчете 20.3 "Топливо" осуществляется как в денежном (стоимостном) выражении, так и в литрах или тоннах. Параллельные стоимостной учет и учет в натуральних показателях обеспечивают связь учета с процессом производства.
Двойная запись
Всего в плане счетов 62 синтетических балансовых счета и 11 забалансовых.
Можно начинать записывать проводки. Как уже сказано, проводка состоит из двух счетов (метод двойной записи) и денежного выражения.
Предварительно – небольшое пояснение. Представьте, что Вы ведете учет операций по поступлению и расходованию наличных денежных средств из собственного кармана (т.е. учет операций по счету 30 "Касса"). Возможны два способа записи таких операций.
Первый вариант - Вы можете записывать поступившую в карман сумму положительным числом, а израсходованную - отрицательным числом. Потом сложить все суммы и вычислить остаток.
Второй вариант - записывать все суммы только положительными числами, но при этом поступившие средства записывать в одном столбце таблицы, а израсходованные - в другом. Потом можно сложить суммы по каждому столбцу и рассчитать общую сумму поступлений отдельно, а общую сумму израсходованных средств - отдельно. Затем вычесть одну сумму из другой, получить остаток и сверить его с фактическим наличием денег (провести инвентаризацию кассы).
В бухгалтерском учете применяется второй способ записи операций. Отрицательные числа применяются, как правило, только для исправления ошибок. Проводки с отрицательным денежным выражением называются сторнировочными проводками, при этом отрицательные суммы выделяются красным шрифтом (потому говорят о методе "красного сторно").
Метод двойной записи по сути является следствием фундаментального закона сохранения, который для целей бухгалтерского учета можно сформулировать следующим образом:
каждый объект имеет свой источник происхождения.
Поэтому каждый счет (обозначающий некоторую группу объектов учета) может выступать как собственноо бъект, получаемый из определенного источника (операции по дебету счета), и как источник какого-то иного объекта учета для другого счета (операции по кредиту счета). Для записей операций по счету используется таблица, состоящая из двух столбцов, которые называются дебетом и кредитом счета. Дебет слева, кредит справа! Вычитанием из сумм, накопленных по дебету счета, сумм, накопленных по кредиту счета, получают сальдо (остаток) счета на нужную дату.
А теперь выше сказанное на примере:
Давайте рассмотрим одну из самых любимых и самых объемных тем - отражение бухгалтерской информации на «самолетиках» т.е. на счетах бухучета, где наглядно видно двойную запись на счетах.
На примерах по отражению на счетах следующих операций:
- отгружен товар покупателю.
- поступил товар от поставщика.
- отражен НДС при поступлении товара.
- отражен НДС при отгрузке товара покупателю.
Рассмотрим первую операцию: ОТГРУЖЕН ТОВАР ПОКУПАТЕЛЮ в сумме-24300,00 грн.
В этой операции задействованы два счета 28 «Товары» и 63 «Расчеты с поставщиками»
Дебет 28 Товары Кредит
|
Дебет 63 Расчеты с поставщиками Кредит
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
00
|
|
|
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
|
24300,00
|
24300,00
|
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
|
24300,00
|
24300,00
|
|
Как видно из нарисованных «самолетиков» если одна сумма отражается по Дебету то на втором по Кредиту.
Следующая операция: ПОСТУПИЛ ТОВАР ОТ ПОСТАВЩИКА в сумме -30000 грн.
В этой операции задействованы два счета - 28 «Товары» и 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 28 Товары Кредит
|
Дебет 63 Расчеты с поставщиком Кредит
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
00
|
00
|
00
|
00
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
30000,00
|
|
|
30000,00
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
30000,00
|
|
|
30000,00
|
На выше отраженных «самолетиках отвары и задолженности отражены без НДС, а теперь рассмотрим, как отражается НДС при отгрузке и поступлении товаров.
Дебет 36Расчеты с покупателем Кредит
|
Дебет 641Расчеты по налогам Кредит
|
Дебет 63Расчеты с поставщиком Кредит
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
сальдо начальное
|
00
|
00
|
00
|
00
|
00
|
00
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
обороты
|
4830
|
|
6000
|
4830
|
|
6000
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
сальдо конечное
|
|
|
|
|
|
6000
|
Так, в первом приближении, отражаются на «самолетиках» данные по счетам. Если есть Дебет, то обязательно запись имеет и Кредит.
Вот, вкратце, что собой представляют счета и двойная запись по ним.